Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестической афазии

Основными задачами коррекционно-педагогической рабо­ты при акустико-мнестической афазии являются преодоле­ние нарушений слухоречевой памяти, восстановление зриельных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В ходе нейропсихологического обследования уточняется вариант акустико-мнестической афазии. Затем составляется программа коррекционно-педагогической работы.

В преодолении речевых расстройств при акустико-мнестической афазии логопед использует механизм кодировав ния замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введения слова в различные контексты, состав­ления внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухоречевой нагрузки. Восстановление слухоречевой памяти происходит с опо­рой на зрительное восприятие. Перед больным выкладыва­ется серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязанности, и дается задание выбрать из них два, три, четыре предмета. В связи с тем что в речи слова связаны замыслом высказывания, то вначале среди «случайно» по­добранных картинок с изображением, например, зайца, тарелки, стола, ружья, леса и т. д. предлагается показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную ситу­ацию, например, вилку, стол, огурец или лес, охотника, зай­ца и т. д. Затем уже даются слова, не входящие в одно се­мантическое поле.

На следующей стадии восстановления слухоречевой па­мяти предметные картинки демонстрируются в виде стоп­ки. Больной, прослушав серию названий предметов, нахо­дит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отставленность выполнения инструк­ции во времени. Впоследствии предлагается повторить се­рию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не при­бегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и наконец числа, объединенные в номера телефо­нов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты: предлагаются фразы, состоящие из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

При втором варианте акустико-мнестической афазии для восстановления зрительных представлений рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку и по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Дается задание сконструировать предметы из элементов, найти ошибки в изображении предметов (например, петух изображается без хвоста, кот с длинными ушами и т. д.), дорисовать предмет до целого, описать его свойства и функции, узнать предмет по его час­ти и т. д.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового про­слушивания и повторения.

Трудности нахождения нужного слова, как и при акус-тико-гностической афазии, преодолеваются путем расши­рения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е

путем уточнения и систематизации их значений. Для этого слово «обыгрывается» в различных фразеологических кон­текстах, ведется работа по пониманию многозначности сло­ва, например, слов ручка, ключ, машина, коса, песок, перо, по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов.

Восстановление письменного высказывания является одной из форм закрепления достигнутых результатов по преодолению амнестических расстройств. Сохранность по­нимания звукобуквенного состава слова и значительная со­хранность фонематического слуха позволяют с первых же дней коррекционно-педагогической работы использовать составление письменных текстов, что содействует преодо­лению бедности словарного запаса и характерного для «зад­них» форм афазии аграмматизма.

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существитель­ных местоимениями и местоимений существительными, со­ставления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при поражении темен-но-затылочной области доминантного по речи полушария (рис. 17, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижнетеменных) отделов полушария головного моз­га сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава сло­ва, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лек­сической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафазии), а заменяют слово целой фразой, говорят: «Ну, это то, чем пишут», «...это то, чем режут» и т. д., а с другой стороны, имеется характерный для этой формы афазии сложный им-прессивный аграмматизм.

Импрессивный аграмматизм и амнестические трудности при амнестико-семантической афазии имеют много общего с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, так как первично нарушенной предпосылкой при этой фор­ме афазии является ориентировка в пространственно орга­низованных семантических координатах, характерных для сложных парадигм, парадигм-синонимов: например, брат отца — дядя (инвариантом значения слова дядя является мужчина, а не определенный родственник отца, находящий­ся в сложном семантическом пространстве родственных вза­имоотношений).

Нарушение понимания

Нарушение понимания сложных смысловых и грамма­тических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмма­тизма. При семантической афазии сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий». Больные хорошо понимают отдельно значение предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку справа от вилки, но затрудняются в расположении трех предметов по инструкции: «Положите ножницы справа от вилки и слева от карандаша». Еще большие трудности они испытывают при расположении геометрических фигур, не в состоянии решить такую логико-грамматическую задачу, как нарисо­вать крест под кругом и над квадратом, и не могут сориен­тироваться в сравнительных словосочетаниях типа: Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий? Такие же трудности возникают у них при понимании сравнительных словосочетаний с наречиями больше — ближе, слева — справа и т. д.

Не менее грубо нарушена при семантической афазии рас­шифровка флективных инвертированных словосочетаний, включенных в инструкцию: «Покажите расческу ручкой, покажите ручку карандашом». При выполнении этих задааий происходит соскальзывание на прямой порядок дей­ствия с предметами, игнорируются флективные семантичес­кие признаки пространственной направленности действия. Такие же трудности в определении направленности действия возникают при понимании предложений: Колю ударил Петя (Кто драчун?), при нахождении аналогичного предложения из двух предъявленных: Солнце освещается Землей; Земля освещается Солнцем или Земля освещает Солнце; Солнце освещает Землю.

Наибольшие трудности возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата», которые можно решить, лишь соот­нося с определенными смысловыми категориями: дядя брат — отец.

Больные затрудняются и в понимании сложных синтак­сических конструкций, выражающих причинно-следствен­ные, временные и пространственные отношения, дееприча­стные и причастные обороты. Так, они затрудняются в понимании предложений типа Я отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой. Не обнаруживают ало­гичности предложений типа Шел дождь, потому что было мокро.

При семантической афазии утрачивается понимание ме­тафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаружи­вается в них переносный смысл. Так, метафоры «каменное сердце», «железная рука», пословица «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться» понимаются в прямом, кон­кретном смысле.

Наши рекомендации