Комплексный подход к преодолению заикания

Становлению современного комплексного подхода к пре­одолению заикания предшествовал поиск различных при­емов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заика­ния объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным знанием о его природе. В истории развития учения о заикании описаны следую­щие методы его преодоления:

Терапевтические средства применялись в разной сте­пени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гип­пократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.)- Терапевтические средства не яв-лялись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод применялся с I в. н. э. до середи­ны XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологичес-кого строения органов артикуляции или недостаточной ин-нервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с орто­педической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заи-кания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эр-веде-Шегуан — накладки на оба ряда зубов, Кленке — де­ревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедичес­кие средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия стали рассматри­ваться как первостепенно значимые с появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство (Бертран, Либманн, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шуль-тесс и др.). Сторонники психологического направления ви­дели в заикании прежде всего психическое страдание, по­этому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические приемы предполагают использование систем разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрее, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

Система лечебно-педагогических мер впервые была при­менена И. А. Сикорским (1889) и его учеником И. К. Хме-левским (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания вклю­чал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотера­певтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение рече­вых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

Опираясь на исследования отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность раз­работанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В. А. Гиля­ровский, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов и другие своими исследованиями и практической деятельнос­тью способствовали развитию комплексного медико-педаго­гического подхода к преодолению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодоле­нию заикания понимается лечебно-педагогическое воздей­ствие на разные стороны психофизиологического состоя­ния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероп­риятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, ло­гопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопут­ствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего орга­низма в целом; избавление ребенка от неправильного отно­шения к своему речевому дефекту, от психологических на­слоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррек-ционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оз­доровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физическо­го здоровья заикающегося; устранение и лечение отклоне­ний и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, рас­стройств вегетативной нервной системы, нарушений мото­рики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является уст­ранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Ло­гопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздей­ствии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режи­ма дня и рационального питания, закаливающие процеду­ры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

И. М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека и его деятельности входит и влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно. Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также в возникновении и, следовательно, устранении болезненных процессов. Для заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.

Необходимо поддерживать у него хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный тип жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению ра­боты высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью школьникам необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельнос­ти, однообразие вызывает у них депрессию. Для детей возбудимых, под­вижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Затормо­женных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон долж­но быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, школь­ников 8-9 часов ночью и 1,5-2 часа днем. Прием пищи предусмат­ривается не позже, чем за 1,5-2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во вре­мя сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприят­но влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

Обязательными являются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укреп­ляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую си­стему, нормализуют ее работу.

Важное значение для закаливания организма ребенка имеют вод­ные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивиду­ально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мы­шечную систему, усиливают работу важнейших жизненных орга­нов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координи­рованные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют вос­питанию дисциплинированности и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функ­ционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобре­тают лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упраж­нения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата; устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление орга­низма в целом.

По наблюдениям В. С. Кочергиной, роль медикаментоз­ного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслое­ний, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.

Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии — оздо­ровление психики заикающегося — осуществляется путем воспитания полноценной личности; здоровой установки на свой недостаток и социальную среду; воздействия на микро­социальную среду. Оздоравливающее воздействие на заика­ющегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружа­ющая природа, коллектив, отношение обслуживающего пер­сонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотера­пия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психоте­рапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуаль­ных и коллективных специальных бесед, которые представ­ляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить больному в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, его собственную роль в преодолении недуга, критически разобрать особеннос­ти его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестрой­ке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выра­жается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, рит­мики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с пси­хопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школь­ников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотера­пии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеро-суггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы ис­пользуются в комплексе с другими медико-педагогически­ми средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутоген­ной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (ре­лаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных наруше­ний функций организма. В этом плане оно оказывается по­лезным и при заикании. Заикающийся овладевает способ­ностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослаб­ляет интенсивность судорожных спазмов.

Использование аутогенной тренировки в комплексной работе с заикающимися находит свое отражение в методи­ках, предлагаемых А. И. Лубенской, С. М. Любинской, В. М. Шкловским, Ю. Б. Некрасовой, А. А. Мажбиц, М. И. Мерлис и др. связи с незрелостью психики и недостаточнбй концен­трацией внимания у детей дошкольного возраста гипноте­рапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, ис­пользуют игры и упражнения, которые помогают рассла­бить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значи­тельное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смоленский, В. А. Гиляровский, С. Н. Давиден-ков, М. Д. Манцюра, Н. М. Асатиани и др.). Они представ­ляют собой тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на уст­ранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фик­сации на своем речевом расстройстве, многообразных пере­живаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающе­гося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений вла­деть собой и своей речью, на перестройку своих личност­ных качеств.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, ко­торая включает систему логопедических занятий, воспита­тельные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направлен­ных на гармоничное формирование личности и речи ребен­ка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуще­ствляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Пря­мое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприя тия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расшире­ние пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заика­ющихся устраняют психологические отклонения в поведе­нии, вырабатывают (у школьников, подростков) правиль­ное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, фор­мируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необхо­димых дополнительных упражнений по воспитанию навы­ков правильной речи и поведения (коррекция неправиль­ного произношения, беседы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействиепредставляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значе­ние в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помо­щью взрослых, которые последовательно контролируют пе­реход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой ре­жим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую трени­ровку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регу­ляцию и координацию дыхательной, голосовой и артику-ляторной функций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует спе­циально работать, применяя дыхательные дидактические упражне­ния. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спо­койную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что вос­питанию речи, а следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от | структуры речевого дефекта. Отрабатывается дыхание в процессе речи: в^произнесе-нии на одном выдохе сначала коротких предложений, за­тем предложений с постепенным увеличением числа слов. Вырабатывается умение произносить длинную фразу по ча­стям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходят к чтению стихотвор­ного и прозаического текстов.

Нарушения голоса часто связаны с недостатками дыха­ния: у заикающихся иногда наблюдается захлебывающий­ся голос при речи на вдохе; резкий, крикливый — при силь­ном выдохе; твердая атака голоса вследствие напряжения у мышц голосового аппарата и т. п. Фонопедическая работа с заикающимися начинается с расслабления мышц артику-- ляторного аппарата, в первую очередь нижней челюсти, кор-V. ня языка (например, поставить язык в положение, необхо­димое для звука в, и беззвучно артикулировать ну-но-на; челюсть медленно опускается; нэ-ни-ны — челюсти медлен­но поднимаются). Упражнение доводится до автоматизма. Далее отрабатывается мягкое голосоначало, плавное непре­рывное звучание голоса на сочетаниях гласных звуков, за­тем на слоговых сочетаниях сонорных звуков с гласными, в предложениях и т. д.

Необходимая последовательность разных форм речи со­блюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с вклю­чением логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с оста­новками условной длительности на знаках препинания; про­изнесение заученного стихотворения.

Воспитанию самостоятельной речи уделяется значитель­но больше времени, чем другим ее формам. Самостоятель­ная речь может быть подготовленной (стихотворение, пере­сказ, изложение школьного урока, рассказы о виденном) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьба, рассказ на заданную тему). Первая форма речи, как более легкая для заикающегося, предшествует второй.

Содержание речевого материала логопедических заня­тий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих факторов. Учет этих факторов способствует глубокому, дифференцированному изучению заикающегося и созда­нию различных методик по преодолению заикания в рам­ках комплексного подхода.

Основные требования к логопедическим занятиям, с заикаю­щимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заи­кающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность де­тей; на занятиях используются пособия, наглядные и техни­ческие средства обучения; занятия содействуют прочности вос­питываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жиз­ненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д. С этой це­лью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидакти­ческие, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, эк­скурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном и др.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил
на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и ластинки выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступ­ления ранее окончивших успешно курс логопедических заня­тий и др.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружа­ющих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Организация самостоятельной работы заикающегося ре­бенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в кол­лективе сверстников.

Комплектование групп проводится с учетом возраста за­икающихся. Разный возраст вызывает необходимость ис­пользования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые за­нятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, мень­ше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, пси­хотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), мень­ше — педагогическим.

Основной задачей воспитания является обучение детей знаниям и навыкам, предусмотренным соответствующими программами. Реализуя эту задачу на обучающих занятиях по умственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся детей, воспитатель учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с эта­пами логопедической коррекции. Кроме того, на занятиях, уроках, во время режимных моментов, в свободных играх воспитатель закрепляет речевые навыки у детей.

Важным разделом логопедической работы является ло­гопедическая ритмика, которая представляет собой систе­му музыкально-двигательных, речедвигательных, музы­кально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям и проводится как в специально отведенное для нее время, так и включается в занятия лого­педа, отчасти воспитателя. С заикающимися целесообразно использовать следующие сред­ства логоритмики: вводные упражнения; упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентиров­ки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, ини­циативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровож­дением для развития просодики речи; упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной па­мяти и музыкального творчества; инсценировки, утренники, развле­чения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, панто­мимы, концерты и т. п. (для взрослых).

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровож­дения, двигательно-речевые упражнения и игры нормали­зуют просодию, двигательную сферу заикающегося, а это, в свою очередь, помогает ему перестроить отношение к обще­нию, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, ко­торые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управ­ляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, актив­ность в деятельности, переориентация в значимости жиз­ненных ситуаций в связи с изменением отношения к рече­вому расстройству.

Таким образом, логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, соци­альной адаптации, а также для тренировки и корригирова­ния его общей и речевой моторики (В. А. Гринер, Н. Самой-ленко, Г. А. Волкова, В. И. Дресвянников, Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова).

Задачи социальной адаптации (а в отношении подрост­ков, взрослых, возможно, и реабилитации) заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психо­логических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привя­занности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывает логопед, проводя консультативно-методическую работу с родителя­ми. Семья с ее естественными психолого-педагогическими реабилитационными воздействиями является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и пе­дагогами направлена на обеспечение благоприятных усло­вий воздействия на заикающегося ребенка; создание пра­вильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребен­ка вне логопедических занятий.

Формами этой работы являются: обеспечение родителей и педа­гогов необходимым минимумом знаний о заикании и заикающихся в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особеннос­тях его проявления и методах устранения, о значении и направлен­ности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекцион-но-педагогическомпроцессе, об особенностях домашнего режима, об отношении окружающих к заикающемуся ребенку и пр.

Организация бесед не исключает индивидуальных консультаций для родителей о каждом ребенке в отдельности. Необходимо также присутствие родителей на логопедических занятиях для практичес­кого ознакомления их с принципами подхода к преодолению заика­ния, с приемамипо предупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Наши рекомендации