Проблемы и перспективы развития управления в сфере здравоохранения в г.Москва
Основными проблемами управления здравоохранением в Москве является то, что все полномочия по управлению здравоохранением переданы на региональный уровень, а муниципалитеты имеют право по своему желанию поводить мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения.
Поэтому необходимо разработать муниципальную программу развития здравоохранения в г. Москва.
С целью повышения эффективности управления здравоохранением в г. Москва необходимо позаботиться об улучшении состояния здоровья населения. Необходимо разработать программу, направленную на улучшение состояния здоровья населения, обеспечение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Москвы, повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения.
Выбор приоритетной модели развития государственной системы здравоохранения города Москвы обусловлен необходимостью установления эффективных организационных и экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению.
Относительно высокая ресурсная обеспеченность государственной системы здравоохранения города Москвы по сравнению со среднероссийскими показателями и инфраструктурный потенциал города Москвы определяют возможность в относительно короткие сроки реализовать современную, технологически насыщенную и экономически эффективную модель отрасли здравоохранения. Оптимальной с точки зрения обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи является создание многоуровневой модели здравоохранения, основанной на системном развитии государственной системы здравоохранения (медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы и федеральные медицинские организации), государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья и частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования.
Структурные преобразования как общий способ повышения эффективности системы, влияющий на качество и доступность оказания медицинской помощи, являются важнейшим инструментом воздействия на главные компоненты государственной системы здравоохранения, которыми являются первичная медико- санитарная помощь и стационарное звено.
В ходе реализации структурных преобразований предстоит решить следующие основные задачи:
- приведение мощности и структуры сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- повышение эффективности деятельности Департамента здравоохранения города Москвы, в том числе путем модернизации подведомственных медицинских организаций, преобразования неэффективных подведомственных медицинских организаций, увеличения поступлений от приносящей доход деятельности;
- внедрение современных технологий оказания медицинской помощи на различных этапах;
- создание единого информационного пространства системы здравоохранения города Москвы; - ликвидация диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение их квалификации.
В среднесрочном периоде наиболее актуальными целевыми направлениями совершенствования государственной системы здравоохранения города Москвы являются:
- реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
- повышение эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, оптимизация коечного фонда исходя из потребностей населения в соответствующих видах медицинской помощи;
- развитие системы медицинской профилактики, совершенствование методологии проведения диспансеризации населения, в том числе посредством контроля ее качества;
- внедрение более эффективных способов оплаты за медицинскую помощь, в том числе с использованием нормативно-подушевого финансирования на прикрепившихся к медицинским организациям лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинских организаций, в стационарных условиях за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний;
- совершенствование структуры тарифов по обязательному медицинскому страхованию, связанное с возможностью обеспечения основных направлений затрат при оказании медицинской помощи;
- формирование системы ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Важнейшими следствиями структурных преобразований в государственной системе здравоохранения города Москвы станут:
- повышение качества и доступности оказываемой медицинской помощи населению на всех уровнях и этапах;
- повышение роли и удельного веса первичной медико-санитарной помощи в структуре финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве;
- повышение обеспеченности населения паллиативной помощью и медицинской реабилитацией;
- частичное замещение стационарного звена стационарозамещающими формами обслуживания;
- повышение степени управляемости и эффективности государственной системы здравоохранения города Москвы в целом и ее отдельных медицинских организаций;
- ликвидация кадровой диспропорции между отдельными элементами системы здравоохранения города Москвы.
Кроме того, обеспечение лучшей доступности медицинской помощи будет достигнуто за счет участия медицинских организаций (федеральные медицинские организации, медицинские организации частной системы здравоохранения) в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе, а также создания условий для развития различных форм государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан.
Программа состоит из следующих мероприятий
- профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи;
- совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям;
- совершенствование системы лекарственного обеспечения населения Московской области, в том числе в амбулаторных условиях;
- по итогам мероприятий были сделаны выводы об их социально-экономической эффективности.
При внедрении разработанных мероприятий в г.о. Подольск возможно определить их социально-экономическую эффективность.
Социальная эффективность мероприятий характеризуется улучшением здоровья населения, снижением заболеваемости, преждевременной смертности, изменением демографических показателей, всевозрастающим удовлетворением населения в медицинской помощи и санитарно-эпидемиологическом обслуживании.
Социальная эффективность заключается в предотвращении ряда заболеваний, уменьшении числа инвалидов и преждевременно умерших, в росте качества медицинского обслуживания в результате проведения медицинских и социальных мероприятий.
Социальная эффективность разработанных мероприятий заключается в том, что они направлены на улучшение показателей здоровья жителей г.о. Подольск; более того, достигая снижения заболеваемости и смертности населения, улучшения физического и психического здоровья людей, увеличения продолжительности жизни и экономически активного долголетия, разработанные мероприятия способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, что и создает предпосылки для увеличения производительности труда, роста национального дохода, что приводит к экономической эффективности.
Экономическая эффективность характеризует прямой и косвенный (опосредованный) вклад, вносимый развитием здравоохранения и профилактики заболеваний в г.о. Подольск в рост производительности труда, увеличение национального дохода, развитие производства. Но экономическая эффективность в здравоохранении не может быть определяющим критерием, главным является социальная эффективность мероприятий по охране здоровья.
Таким образом, экономическая эффективность здравоохранения создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь. Экономические аспекты здравоохранения не преследуют целей уменьшения расходов на здравоохранение. Должна быть не экономия средств, а поиск путей и методов их наиболее рационального использования для охраны здоровья населения.
Экономическая эффективность заключается в том, что сберегая личный и общественный труд, мероприятия по профилактике заболеваний и развитию здравоохранения непосредственно влияют на темпы развития производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции.
Итак, деятельность здравоохранения приносит экономический эффект, который может быть прямым или косвенным и проявляется в росте производительности труда, расширении и развитии производства и росте национального дохода.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения необходимо оценивать не только с точки зрения социальной эффективности, но и как экономически эффективную отрасль национального хозяйства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования было выяснено, что государственное управление в сфере здравоохранения – это развитие национальной системы здравоохранения, направление деятельности на укрепление здоровья граждан. На федеральном уровне сферу здравоохранения регулируют в основном Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Выявлены основные проблемы управления здравоохранением в г.о. Подольск – это практическое отсутствие полномочий по управлению здравоохранением, которые переданы на региональный уровень, а муниципалитеты имеют право по своему желанию поводить мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения.
В рамках исследования разработана муниципальная программа, направленная на улучшение состояния здоровья населения, обеспечение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи населению г.о. Подольск, повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения.
Программа состоит из следующих мероприятий
- профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи;
- совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям;
- совершенствование системы лекарственного обеспечения населения Московской области, в том числе в амбулаторных условиях;
- по итогам мероприятий были сделаны выводы об их социально-экономической эффективности.
Социальная эффективность разработанных мероприятий заключается в том, что они направлены на улучшение показателей здоровья жителей г.о. Подольск; более того, достигая снижения заболеваемости и смертности населения, улучшения физического и психического здоровья людей, увеличения продолжительности жизни и экономически активного долголетия, разработанные мероприятия способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, что и создает предпосылки для увеличения производительности труда, роста национального дохода, что приводит к экономической эффективности.
Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения г.о. Подольск создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь. Экономические аспекты здравоохранения не преследуют целей уменьшения расходов на здравоохранение. Должна быть не экономия средств, а поиск путей и методов их наиболее рационального использования для охраны здоровья населения. Экономическая эффективность заключается в том, что сберегая личный и общественный труд, мероприятия по профилактике заболеваний и развитию здравоохранения непосредственно влияют на темпы развития производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 №11 – ФКЗ) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 14.04.2017).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 – ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 20.04.2017).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 27.04.2017).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document_doc_LAW_9027/ (дата обращения 23.04.2017).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 05.08.2000№117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 12.04.2017).
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016 № 493-ФЗ)
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
8. Постановление Правительства Москвы от 22.08.2012№425-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения города Москва» (изм. от 06.02.2017 №24-ПП).
9. Бирюкова Н.Б. Инвайроментальная модель инновативного управления здравоохранением // Власть. - 2015. - № 6. - С.74-79.
10. Врачебное дело в России. Материалы к диссертации: А. П. Чехов - Санкт-Петербург, Либроком, 2010. - 104 с
11. Григорьева Н.С. Health reform in Russia: current policy and management // Государственное управление. Электронный вестник. - 2012. - № 30. - С. 31-36.
12. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева, Н. Н. Блохина, С. Г. Гончарова; под ред. Р. У. Хабриева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 248 с.
13. Лисицын Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов. – М, 2010. – 304 с
14. Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг // Медицинское право. - 2012. - № 2. - С. 24-26.
15. Нурлыбаев А.М. Реформы здравоохранения в России: взгляд в прошлое и современность // Журнал международных исследований развития (МИР). - №1. - 2014. - С. 20-28
16. Отришко М.О. Роль приоритетных национальных программ в решении проблем финансирования здравоохранения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Вып. 5. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2013. – 247с.
17. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право. – 2015. - № 1. – С. 12-14.
18. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 171-180.
19. Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы. – 2015. - № 10. – С. 37-39.
20. Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. В 2 т. М.: Книговек, 2013. - 480 с
21. Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. - 2010. - № 5. - С. 5. – С. 51-54.
22. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 3. - С. 24-47.
23. Шишкин С. В. Реформа финансирования российского здравоохранения. – М.: Дело, 2014.
[1] Лисицын Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов. – М, 2010. – С. 59.
[2] Врачебное дело в России. Материалы к диссертации: А. П. Чехов - Санкт-Петербург, Либроком, 2010. – С. 38.
[3] История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева, Н. Н. Блохина, С. Г. Гончарова; под ред. Р. У. Хабриева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 87.
[4] Лисицын Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов. – М, 2010. – С. 62.
[5] Там же. – С. 64.
[6] Врачебное дело в России. Материалы к диссертации: А. П. Чехов - Санкт-Петербург, Либроком, 2010. – С. 41.
[7] История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева, Н. Н. Блохина, С. Г. Гончарова; под ред. Р. У. Хабриева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С.89.
[8] Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право. – 2015. - № 1. – С. 12.
[9] Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы. – 2015. - № 10. – С. 37.
[10] Нурлыбаев А.М. Реформы здравоохранения в России: взгляд в прошлое и современность // Журнал международных исследований развития (МИР). - №1. - 2014. - С. 21.
[11] Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. В 2 т. М.: Книговек, 2013. – С. 134.
[12] Врачебное дело в России. Материалы к диссертации: А. П. Чехов - Санкт-Петербург, Либроком, 2010. – С. 43.
[13] Нурлыбаев А.М. Реформы здравоохранения в России: взгляд в прошлое и современность // Журнал международных исследований развития (МИР). - №1. - 2014. - С. 22.
[14] Шишкин С. В. Реформа финансирования российского здравоохранения. – М.: Дело, 2014. – С. 135.
[15] Врачебное дело в России. Материалы к диссертации: А. П. Чехов - Санкт-Петербург, Либроком, 2010. – С. 44.
[16] Нурлыбаев А.М. Реформы здравоохранения в России: взгляд в прошлое и современность // Журнал международных исследований развития (МИР). - №1. - 2014. - С. 23.
[17] Бирюкова Н.Б. Инвайроментальная модель инновативного управления здравоохранением // Власть. - 2015. - № 6. - С.74.
[18] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016 № 493-ФЗ)
[19] Отришко М.О. Роль приоритетных национальных программ в решении проблем финансирования здравоохранения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Вып. 5. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2013. – С. 109.
[20] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Справочно-правовая база КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
[21] Там же.
[22] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016 № 493-ФЗ)
[23] Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право. – 2015. - № 1. – С. 12.
[24] Постановление Правительства Москвы от 22.08.2012№425-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения города Москва» (изм. от 06.02.2017 №24-ПП)
[25] Постановление Правительства Москвы от 22.08.2012№425-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения города Москва» (изм. от 06.02.2017 №24-ПП)