Природа психологического здоровья
В первой главе я задал вопрос: «Что такое здоровая личность?» Теперь настало время вновь рассмотреть этот вопрос, поскольку определенного ответа на него мы не получили. И понятно почему: единого мнения о том, что такое психологическое здоровье, с которым согласились бы все психологи или теоретики личности, не существует.
Мы обсудили семь представлений о здоровой личности, между которыми есть как пункты расхождения, так и согласия. Некоторые теоретики утверждают, что наше восприятие самого себя и окружающего мира должно быть объективным, другие настаивают, что в основе поведения здоровой личности лежит собственное субъективное видение реальности. Некоторые считают, что без увлеченности каким-то видом труда мы не можем стать психологически здоровыми, другие же вовсе не упоминают о ценности работы. Разногласие существует даже в том, что многие сочли бы основной составляющей бытия совершенного человека способность взять на себя ответственность за других людей. Два теоретика вообще не обсуждают этот вопрос, а третий выступает за сознательный отказ от ответственности за других. Нужно добавить, что теоретики отличаются своими взглядами на базовые мотивационные силы в человеческой жизни.
Найти различия между рассмотренными теориями легко, тогда как поиск сходства требует некоторых усилий. Возможно, единственное положение, с которым согласны все, состоит в том, что психологически здоровый человек — это тот, кто сознательно управляет своей жизнью. Здоровые личности сознательно, хотя и не всегда рационально, руководят своим поведением и отвечают за свои судьбы. Неверно, что нами движут главным образом бессознательные силы, о которых мы не ведаем, и которые не можем контролировать. Даже Юнг, единственный из рассмотренных теоретиков кто подчеркивает важность бессознательного, отмечает, что эти невидимые силы надо осознать, они не должны господствовать в сознании.
Так или иначе, но все теоретики, по-видимому, соглашаются в том, что психологически здоровые люди знают, кто они и какие они. Такие люди знают о своих сильных сторонах и достоинствах, как правило, признают
1 Maslow A.H. Neurosis as a Failure of Personal Growth // Humanitas. 1967. Vol. 3. P. 153-169.
38 Зак. 1664
594 Тема 14. Развитие личности
свои слабости и недостатки и терпимо к ним относятся. Они не прикидываются теми, кем не являются. Хотя они и могут играть социальные роли в ответ на требования других людей или ситуации (с этим согласны все, кроме Перлза), они не смешивают эти роли со своей подлинной самостью (true selves).
Еще одна в целом признаваемая всеми теоретиками характеристика психологического здоровья заключается в жесткой привязке к настоящему. Хотя большинство теоретиков считают, что мы не ограждены от влияний своего прошлого (в особенности детского) опыта, никто не утверждает, что мы навсегда сформированы ранними переживаниями. Психологически здоровые люди не живут в прошлом. Они не являются вечными жертвами реальных или воображаемых отвержений или конфликтов, которые могли произойти в возрасте до пяти лет.
Некоторые теоретики считают важной характеристикой здоровой личности ее направленность в будущее. Но они не подталкивают нас к тому, чтобы заместить настоящее будущим. Нам необходимо ориентироваться на далекие цели и свое предназначение, но при этом мы должны ясно осознавать и остро чувствовать свою жизнь в настоящем.
Не столь сильный, но все же заметный акцент делается не на уменьшении напряженности жизни, а на ее увеличении посредством контакта с все более и более широким кругом различных форм сенсорной и воображаемой стимуляции. Психологически здоровые люди стремятся не к спокойствию и стабильности, а к тому, что требует мужества и труда, к волнениям жизни (challenge and excitement in life), к новым целям и переживаниям.
Как уже говорилось, указанные сходства мы находим не во всех описаниях здоровой личности. Некоторые из теоретиков не высказываются с полной ясностью по всем интересующим нас пунктам. С целью более легкого сравнения рассмотренных представлений о здоровой личности, я привожу таблицу 1.
Это еще не ответ на вопрос: «что такое здоровая личность?» Но, может быть, сам вопрос поставлен неверно. Может быть, такого определенного феномена как здоровая личность просто не существует, как нет и универсального рецепта психологического здоровья, одинаково пригодного для каждого из нас. Мы не копии друг друга ни тогда, когда страдаем неврозами, ни тогда, когда наше поведение нормально. Почему же мы должны думать, что формы нашего психологического здоровья будут сходными? Если и есть нечто постоянное в человеческой природе, с чем согласится большинство психологов, так это то, что она всегда своеобразна, — каждый человек уникален.
Следовательно, единого рецепта или пути к психологическому здоровью, возможно, не существует. Одно и то же лекарство не даст одинакового эффекта даже в том случае, когда принимающие его люди страдают от одной и той же болезни. Некоторым это лекарство поможет, и
Модели здоровой личности — сравнение характерных черт
Таблица 1
Характеристики | Олпорт | Роджерс | Фромм | Маслоу | Юнг | Франкл | Перлз |
Мотивация | направленность в будущее | самоактуализация | продуктивность | самоактуализация | самореализация | смысл | быть здесь-и-сейчас |
Сознательный или бессознательный центр | сознательный | сознательный | сознательный | сознательный | оба | сознательный | сознательный |
Акцент на прошлом | нет | нет | есть | нет | есть | нет | нет |
Акцент на настоящем | есть | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
Акцент на будущем | есть | нет | 7* | есть | есть | нет | |
Рост или редукция напряжения | рост | рост | рост | ? | рост | ? | |
Роль работы и целей | важна | нет | важна | ? | важна | нет | |
Природа восприятия | объективная | субъективная | объективная | объективная | объективная | ? | объективная |
Ответственность за других | есть | есть | есть | есть | нет |
* Примечание. Автор либо ясно не высказывается по данной характеристике, либо я не нашел в его работах соответствующего обсуждения.
СЛ
СЛ
596 Тема 14. Развитие личности
их здоровье улучшится, на других оно вообще не подействует, а для третьих окажется вредным.
Те же доводы можно привести в отношении групп сензитивности и подобных им техник, которые рекламируются как новые чудотворные способы достижения психологического здоровья. С помощью этих групп некоторые люди действительно обретают более богатую и реализующую их возможности жизнь. Другие покидают их, так и не испытав внезапных озарений и всплесков самоактуализации. Третьи заканчивают тренинг в худшем состоянии, чем в начале. Конечно, то же самое можно сказать о семи рецептах психологического здоровья, рассмотренных в данной книге.
Их эффекты, приближающие к здоровой личности, будут различными не только для разных людей, но и для одного человека в разном возрасте. При переходе с одной стадии развития на следующую наши ценности, желания, потребности, страхи и надежды сильно меняются. Наши личности продолжают расти на всем протяжении от детства к подростковому возрасту, от юности к среднему возрасту и далее к старости. То, чего хочешь в двадцать лет, может стать неуместным в сорок. Я не копия вас, и точно так же я не могу быть копией того, кем был двадцать лет тому назад.
Разумеется, это также означает, что рецепт психологического здоровья, действенный наилучшим образом в одном возрасте, может привести к полному неуспеху в другом. Например, можно стать психологически здоровым в двадцать лет по Перлзу, т.е. стать личностью «здесь-и-сей-час», погруженной в удовольствия и переживания текущего момента, не думать о будущем и других людях. Но в сорок лет мы можем достичь самореализации только посредством встречи с бессознательным или в результате нахождения смысла жизни.
В идеале наш личностный рост продолжается непрерывно. (Это можно считать еще одной характеристикой психологического здоровья, поскольку личность невротиков находится в застое). Если мы действительно открыты миру, то постоянно испытываем новые переживания и в результате меняемся. Одежда, занятия и ценности семнадцатилетних уже не устраивают тридцатипятилетних. Следует ли нам в таком случае предполагать, что пути к здоровой личности подростка и взрослого совпадают?
Но как на каждой стадии личностного роста обнаружить правильный путь? Я думаю, что точно так же, как мы находим то, что подходит для нас в любой другой сфере жизни. Мы опробываем различные стили жизни, мнения и социальные роли, чтобы определить, насколько они подходят нам. По-видимому, с большей вероятностью психологически здоровым станет тот, кто достаточно свободен (достаточно уверен в самом себе), чтобы экспериментировать с различными рецептами, и в результате понять, какие из них подтверждаются в лаборатории его повседневной жизни. Конечно, другие люди могут вам посоветовать идти по какому-то пути, но определить, насколько этот путь хорош, можете только вы.
Г. Глейтман,
А. Фридлунд,
Д. Райсберг
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ1
Итак, мы рассмотрели методы различных терапевтов. Но действительно ли эти методы приносят облегчение пациентам? Этот вопрос вызывает возгласы протеста у некоторых терапевтов, которые считают, что их методы очевидно эффективны. Эти убеждения разделяются многими пациентами, которые абсолютно уверены в том, что им помогли, и поэтому не видят никакого смысла сомневаться в очевидном2. Но одних уверений не достаточно. Единственное, в чем одинаково убеждены и пациенты, и терапевты, так это в том, что психотерапия работает. А если признать, что она не работает, значит, пациент впустую потратил свои деньги, а врач просто притворялся3. При подобном подходе ни пациент, ни терапевт не могут быть объективными в оценке результата.
Если изменения появляются по истечении нескольких недель (месяцев) терапии, то что явилось их причиной? Рассмотренные нами выше способы оценки лекарственной терапии заставляют задать ряд вопросов. Связаны ли эти изменения непосредственно с психотерапией или они так или иначе все равно бы произошли? У большинства людей жизнь — это череда взлетов и падений, и обычно они обращаются за лечением в фазе падения. Но после падения может наступить взлет, поэтому весьма вероятно, что улучшение в процессе терапии может наступить просто с течением времени. Если даже мы сможем исключить это самопроизвольное улучшение, по-прежнему останется ряд вопросов. Если у пациента наблюдается улучшение, то насколько оно связано с терапевтическим воздей-
1 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. М.: Речь, 2001. С. 950-960.
2 См.: Seligman M.E.P. The effectiveness of psychotherapy: The Consumer Reports study
// American Psychologist. 1995. 50. P. 965-974.
3 См.: Torray E.F. Freudian fraud. N. Y.: Harper Perennial, 1992; Dawes R.M. House of
cards: Psychology and psychotherapy built on myth. N. Y.: Free Press, 1994.
598 Тема 14. Развитие личности
ствием? Возможно, пациенту помог сам факт наличия союзника в борьбе с болезнью — то, что мы упоминали выше как терапевтический альянс. А может быть, улучшение связано с решением начать жизнь с нового листа или с ожиданием выздоровления? Прежде чем мы поймем, эффективна ли психотерапия, нам предстоит ответить на эти вопросы.
Работает ли психотерапия?
Первым толчком к исследованиям в этой области была массивная атака, начатая британским психологом Гансом Айзенком (1916—1997). Айзенк был особенно обеспокоен эффективностью психоанализа и аналогичных «инсайт-терапий». Чтобы оценить их, Айзенк проанализировал две дюжины статей, описывавших пациентов с «неврозами» (преимущественно с депрессией или тревожным расстройством, по современной терминологии), у которых наблюдалось (или не наблюдалось) улучшение вследствие психотерапии. В целом, около 60 процентов отмечали улучшение; подобный результат может считаться вполне впечатляющим. Но Айзенк полагал, что здесь нечему радоваться. Согласно его анализу, спонтанное улучшение у так называемых «невротиков» (т.е. количество больных, отмечающих улучшение безо всякого лечения) было даже выше, около 70 процентов. А если это так, то психотерапия не давала никакого лечебного эффекта1.
Создается впечатление, что суждения Айзенка были чрезмерно резкими, и сегодня его исследование во многом подвергнуто критике2. В частности, он переоценил процент спонтанного улучшения. Согласно одному из исследований, среднее количество пациентов, отмечающих улучшение без терапии (в зависимости от диагноза пациентов), составляет около 30 процентов. Это вполне сравнимо со средним улучшением у 60 процентов больных, которые обратились к психотерапевтам; разница и составляет то, что Бергин назвал «весьма скромным доказательством того, что психотерапия работает»3.