Путь к совершенному поведению
В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения1. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспектов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с которой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.
По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и, таким образом, способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение»2. Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий,
1 См.: Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change //
Psychological Review. 1977. 84. P. 191-215; Bandura A. Human agency in social cognitive
theory // American Psychologist. 1989. 44. P. 1175-1184; Bandura A. Regulation of cognitive
processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729-735.
2 Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy //
Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729.
314 Тема 14. Развитие личности
обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем»1.
Бандура2 предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмотрим каждый из этих четырех факторов.
1. Способность выстроить поведение.Бандура утверждает, что наи
более важным источником эффективности является прошлый опыт ус
пеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту гово
ря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие
неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг
обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже высту
пал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет сделать это
опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей спо
собности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут
прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если человеку
с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он
боится, самоэффективность будет усиливаться.
2. Косвенный опыт.Хотя и не столь действенный, как фактическое
прошлое поведение, косвенный опыт также может быть источником вы
сокой самоэффективности. Т.е. наблюдение за другими людьми, успешно
выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на само
эффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне мож
но справиться. Студенты, которые боятся задавать вопросы в большом
классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с «я не могу
сделать это» на «возможно, я смогу», если они были свидетелями того, как
их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для
себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же
компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчи
вые попытки, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной
способности выполнить подобные действия.
3. Вербальное убеждение.Эффективность может также быть дос
тигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает
способностями, необходимыми для достижения цели. Возьмем мать, ко
торая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в
школе. Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что
ей по силам «сделать это», но и может способствовать развитию навыков
учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Конечно,
1 См.: Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy //
Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729.
2 См.: Bandura A. Human agency in social cognitive theory // American Psychologist.
1989. 44. P. 1175-1184; Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived
self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729-735.
Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 315
такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успехи в освоении трудного предмета не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на ребенка, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно, напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.
4. Эмоциональный подъем. Инаконец, так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны. <...>
Самоэффективность: