Оценочная составляющая Я-концепции

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согла­ситься другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и не­которые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вы-

Берне Р. Что такое Я-концепция 133

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru зовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, ^-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показа­тели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их ,Я-концепции. Скажем, достижение со­рокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, да­же оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть по­добных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеме­стно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), неред­ко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойствен­на тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это толь­ко кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с со­циальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концеп-ции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейт­ральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство, может в некоторых случаях приобре­тать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над лю­бой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существую­щий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болельщик, обладаете высоким или низким ростом — все эти харак­теристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценно­стных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная со­ставляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная состав­ляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздейству­ет ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых

134 Тема 14. Развитие личности

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, я тем не менее отвечу без колебаний: «Вне всякого сомнения».

Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его ,Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, ус­пешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вооб­ще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на эк­заменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ори­ентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взрос­ления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в дру­гих жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может сни­зиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Ис­точником оценочных значений различных представлений индивида о се­бе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «тол­стый», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оце­ночных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

На мой взгляд, термины «образ Я» или «картина Я», которые неред­ко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представ­лений индивида о себе. Я предпочитаю употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции. Что­бы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство ав­торов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит1 называет само­оценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или не­одобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей са­моценности, значимости. Короче, самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных ин­дивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг2; для него это — позитивная или негативная установка, направленная на специ­фический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает сте-

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru 1 См.: Coopersmith S. The antecendents of self-esteem. San Francisco: Freeman, 1967.

2 См.: Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton: Princeton Univ.
Press, 1965.

Берне Р. Что такое Я-концепция 135

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru пень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как бы­ло показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, оп­ределяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представ­лениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа ре­ального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различ­ных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпа­дения реального Я с идеальным считается важным показателем психи­ческого здоровья. В классической концепции Джемса1 представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, ко­торое определяется как математическое отношение — реальных дости­жений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооцен­ка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с ин-териоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными слова­ми, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценива­ют другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули2 и Мида3.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удов­летворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, ле­жат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпре­тации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru См.: James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt.Rinehart and Winston, 1890. 1 См.: Cooley C.H. Human nature and the social order. N. Y.: Scribners, 1912. 1 См.: Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.

136 Тема 14. Развитие личности

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотиваци-онные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в ,Я-кон-цепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оце­ночную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источни­ки дают нам основания для этого вывода. Итак, в нашей книге мы будем рассматривать Л^-концепцию как динамическую совокупность свойствен­ных каждой личности установок, направленных на саму личность.

Как следует из такого определения, позитивную ^-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию се­бя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимо­заменяемые во многих работах, посвященных ^-концепции. В этой книге мы тоже будем употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оценки — в интерва­ле от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.

В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее раз­вернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложен­ной выше. Первое определение принадлежит Роджерсу1. Он утверждает, что ЛГ-концепция складывается из представлений о собственных харак­теристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную на­правленность. Таким образом, это — сложная структурированная карти­на, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоя­щем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу2, ^-концепция фор­мулируется как существующая в сознании индивида система представле­ний, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оце­ночные представления, возникающие в результате реакций индивида на са­мого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

В заключение добавим, что, несмотря на употребление термина «Я-концепция» в единственном числе, мы подразумеваем множественность охватываемых ею установок.

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru 1 См.: Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

2 См.: Staines J.W. A psychological and sociological investigation on the self as a
significant factor in education. Unpublished PhD thesis, Univ. of London, 1954.

Берне Р. Что такое Я-концепция 137

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru Поведенческая составляющая Я-концепции

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хороню известен. Нередко прямое, непосредственное выра­жение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индиви­да или его страха перед возможными последствиями. Например, подрос­ток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учите­лю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противни­ца авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отсту­пить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с уча­щимися.

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, свя­занное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплек­са установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае яв­ляется сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и ус­тойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психоло­гической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждаю­щую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к са­мому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бес­сильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изме­нить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?

Значение Я-концепции

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздейст­вие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким об­разом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпрета­цию опыта и является источником ожиданий.

138 Тема 14. Развитие личности

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступаю­щие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями ин­дивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологичес­кого дискомфорта. Вслед за Фестингером1 психологи называют такое со­стояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки2. По его мнению, индивид является целостной системой, перед ко­торой стоит задача достижения гармонии е окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стре­миться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Приведу случай из собственной практики. Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обла­дает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргу­мента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходив­шей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валидностью теста. Я же был абсолют­но уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не со­гласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей со­общили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное рав­новесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее са­мооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интел­лекта. Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обстоятельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью — не изменила своего представления о себе.

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru См.: Festinger L, A theory of cognitive dissonance. N. Y.: Harper and Row, 1957. '■ См.: Lecky P. Self consistency. N. Y: Island Press, 1945.

Берне Р. Что такое Я-концепция 139

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существую­щими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоре­чит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защит­ный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющих­ся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедрять­ся в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру лич­ности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позво­ляют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем та­кую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчи­ке» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в соб­ственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт мно­гому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почув­ствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление за­щитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий являет­ся одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объ­яснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомни­тельными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция «младшего брата, маленького и слабого по срав­нению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объ­яснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже отмечалось, лич­ность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-кон-цепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного кон­фликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстанов­ке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции

140 Тема 14. Развитие личности

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Дис­сонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации — домаш­няя и школьная — как-то наложатся одна на другую, например если учи­тель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, воз­никающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и дей­ствия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, изба­виться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Л'-концепции в реальном жизненном проявлении чело­века играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «ре­зонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заклю­чается в том, что индивид не может примириться с несогласованными об­разами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как че­ловеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс1 определил самооценку с помощью оригинальной формулы

Успех

Самооценка = ,

Притязания

он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом де­ле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая чис­литель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для само­оценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от то­го, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Це­лый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимы­ми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, от­носительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игно­рировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может счи­тать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т.д. Кроме того, критерии самооценки нередко из­бираются до того, как появляется возможность испытать их по-настояще-

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru См.: James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt.Rinehart and Winston, 1890.

Берне Р. Что такое Я-концепция 141

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru му. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но так­же оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в хо­де социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Ко­нечно, самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных цен­ностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в груп­пах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и по­этому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуще­ствляется самим индивидом.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основ­ном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для по­зитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь не­приятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.

В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда1, а также в работе Шери­фа и Шерифа2 убедительно показано, что легче всего формируются или из­меняются те установки, которые являются наименее структурированными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил3, однажды сложившаяся уста­новка имеет свойство «самоподдержания». Поскольку в детстве Я-концеп­ция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот пе­риод наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ре­бенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru 1 См.: Hovland C.I.. Lumsdaine АЛ., Sheffield F.D. Experiments on Mass Communication.
Princeton: Princeton Univ. Press, 1949.

2 См.: Sherif M., Sherif C.W. An outline of social psychology. N. Y.: Harper and Row,
1956.

3 См.: Sherif M., Cantril C.W. The psychology of Ego involvement. N. Y.: Wiley, 1947.

142 Тема 14. Развитие личности

Оценочная составляющая Я-концепции - student2.ru Именно в детстве, когда межличностное общение является особен­но важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ог­раничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоя­тельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид мо­жет легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые сто­роны», отличаются негативными самоустановками.

Наши рекомендации