Половые различия и тендерные роли

Чем обусловлены различия тендерных ролей у людей разного пола? Необходимо принять во внимание и конституциональные, и социальные факторы, чтобы понять, как биология и общество превращают мальчиков в мужчин, а девочек в женщин.

Само собой разумеется, что тендерные роли связаны с анатомо-физиологическими различиями. Некоторые из этих различий, естествен­но, относятся к строению репродуктивной системы, но есть еще и разни­ца в размере, силе и физической выносливости. По многим параметрам девочки созревают быстрее мальчиков, что было доказано рядом ис­следований, где учитывалось, в каком возрасте дети начинают говорить, приучаются к туалету, вырабатывают тонкие моторные навыки (как, на­пример, умение рисовать); когда у них появляются постоянные зубы, на­ступает половая зрелость и прекращается рост. Мальчикам удалось пре-

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Best D.L., Williams J.E., Cloud J.M. et al. Development of sex-trait stereotypes
among young children in the United States, England, and Ireland // Child Development.
1977. 48. P. 1375-1384.

2 См.: Fagot B.I, Psychological and cognitive determinants of early gender-role development
// Annual Review of Sex Research. 1995. 6. P. 1-31.

3 См.: Langlis J.H., Downs A.C. Mothers, fathers, and peers as socialization agents of sex-
typed play behaviors in young children // Child Development. 1980. 51. P. 1237-1347.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 45

Половые различия и тендерные роли - student2.ru взойти девочек лишь в активности и в тех навыках, которые требуют физической силы1.

А что можно сказать о психологических различиях? Нет сомнения, что такие различия также существуют и что на основе некоторых из них в культуре формируются тендерные стереотипы. Вопрос в том, запрограм­мированы ли различия в выраженности определенных психологических свойств — как то: физическая агрессивность, независимость, эмоциональ­ная экспрессивность, социальная сенситивность и т.д. биологически, — или эта разница является следствием усвоения культурных норм.

Перед тем как рассмотреть данный вопрос подробно, отметим две сложности. Во-первых, любое психологическое различие между полами есть различие средних значений. В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники-мальчики; они более склонны просить по­мощи, цепляться за родителей и искать одобрения2. Но при этом нельзя сказать, что это верно для любой трехлетней девочки, так как есть много трехлетних девочек, которые менее зависимы и физически более агрес­сивны, чем большинство трехлетних мальчиков. Таким образом, мы не имеем права на чрезмерные обобщения на основе частных данных. В каждой группе существует вариативность, и потому характеристики, ко­торые описывают группу в целом, не обязательно истинны по отношению к каждому ее индивидууму.

Вторая сложность касается интерпретации. Не существует свойства, будь то даже цвет волос или уровень физической агрессивности, которое бы прямо, исключительно и непосредственно было обязано только биологичес­ким факторам. Взаимодействие наследственности и среды сложно и мно­гогранно, и поэтому черты, которые, на первый взгляд, полностью обуслов­лены влиянием культуры, не могут обойтись без своего рода биологической поддержки, а черты, которые, как кажется, программируются генетически, на деле подвержены модифицирующему воздействию среды. Конечно, цвет волос определяется наследственностью, но он может измениться вследствие длительного пребывания на солнце или применения соответствующих хи­мических веществ. То же самое справедливо для абсолютно любого чело­веческого свойства <...>.

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Martin. JA., King D.R., Maccoby E.B., Jecklin C.N. Secular trends and individual
differences in toilet-training progress // J. of Pediatric Psychology. 1984. 9. P. 457-467;
Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity a function of the sex differences
in maturational status?// Child Development. 1989. 60. P. 1005-1011; Tanner JM. Fetus
into man: Physical growth from conception to maturity, rev. ed. Cambridge Mass.: Harvard
Univ Press, 1990.

2 См.: Emmerich W. Continuity and stability in early social development, II. Teacher
ratings // Child Development. 1966. 37. P. 17-27.

46 Тема 14. Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru Агрессивность

Если и существует свойство, различие которого между полами обу­словлено генетически, то это физические проявления агрессивности. Муж­чины в среднем более активны и настойчивы, чем женщины. Это разли­чие проявляется с самого раннего возраста; младенцы мужского пола более возбудимы и физически активны, чем младенцы женского, а мате­ри часто сообщают, что мальчики вели себя более активно, чем девочки, еще в утробе. В возрасте 2—3 лет мальчики предпочитают активные игры и шуточную борьбу в большей степени, чем девочки (различие, которое проявляется и у обезьян; рис. 3). В возрасте 4—5 лет они чаще обменива­ются оскорблениями и выражают большую готовность встречать агрессию ответной физической агрессией1.

Различие сохраняется и в подростковом возрасте. Насильственные действия относительно редки у представителей мужского и женского пола по отношению друг к другу и более распространены среди мужчин, чем среди женщин. Мальчиков-подростков арестовывают за преступ­ления с применением насилия в пять раз чаще, чем девочек того же возраста2. Это соотношение сохраняется для очень разных в культурном отношении стран, как то: Эфиопия, Индия, Кения, Мексика, Япония и Швейцария3. Что мы можем сказать по поводу различия в физической агрессивности? Это различие проявляется в раннем возрасте, наблюдается в разных культурах, а также обнаружено у приматов. Все это предпола­гает наличие биологических предпосылок. Более того, существуют дан­ные о том, что агрессивность провоцируется мужскими половыми гор­монами <...>.

Даже если мальчики предрасположены к физическому проявлению агрессивности биологически, похоже на то, что социальное влияние под­держивает и увеличивает это предрасположение. В мальчиках поощря­ют «мужественность» и дарят им игрушечные мечи и пистолеты, в то время как от девочек требуют, чтобы они хорошо себя вели, и дарят им

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Legault F., Strayer F.F. The emergence of sex-segregation in preschool peer groups
// Strayer F.F. (Ed.). Social interaction and behavioral development during early childhood.
Montreal: La Maison D'Ethologie de Montreal, 1990; Crick N.R., Grotpeter N. Relational
aggression, gender and social psychological adjustment // Child Development. 1995. 66.
P. 710-722.

2 См.: Johnson R.E. Juvenile delinquencyand its origins. N. Y.: Cambridge Univ. Press,
1979.

3 См.: Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, Calif.:
Stanford Univ. Press, 1974; Maccoby E.E., Jacklin C.N. Sex differences in aggression: A
rejoinder and reprise // Child Development. 1980. 51. P. 964-980; Whiting B.B., Whi­
ting J.W.M. Children of six cultures: A psychocultural analysis. Cambridge, Mass.; Harvard
Univ. Press, 1975; Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H.
(Ed.). Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

Глвйтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие



 
  Половые различия и тендерные роли - student2.ru

е-
Половые различия и тендерные роли - student2.ru

кукол и наборы кукольной по­суды. Родители обычно разре­шают и даже поощряют физи­ческие проявления агрессивности у мальчиков, чего они никогда бы не допустили у девочек. Так, отцы часто поощряют сыновей давать сдачи обидчику1.

32 52 73 129 185 Возраст,сутки
Рис. 3. Развитие активной игры у детенышей макаки-резуса мужского и женского пола Шуточная борьба двух детенышей мужского пола и двух — женского в первый год жизни. Оценка включала в себя частоту и активность игр, где обезьянки боролись, катались или де­лали вид, что кусаются. Такие актив­ные игры более распространены среди обезьян мужского пола (сплошная линия), чем женского (штриховая ли­ния), причем разница увеличивается в течение первого года жизни3

Эта тенденция продолжа­ется в подростковом возрасте, когда к агрессивному поведе­нию у мальчиков взрослые от­носятся терпимо или смотрят на него сквозь пальцы, а дево­чек, которые ведут себя подоб­ным образом, осуждают, ожидая от них большего дружелюбия. Таким образом, хотя мальчики и девочки и так начинают свой жизненный путь с изначально раз­ным уровнем физической агрес­сивности, по мере того как они взрослеют, общество усиливает это врожденное различие2.

Следует еще раз подчерк­нуть, что все эти различия ка­саются физических проявлений агрессивности. Следовательно,

различие обусловлено не тем, что девочки менее агрессивны вообще, а тем, что они менее склонны выражать свою агрессию физически. Вместо этого они предпочитают проявление агрессии в отношениях, т.е. в соци­альных связях. Проявление агрессии в отношениях может принимать множество разных форм: например, можно делать вид, что ты незнакома с другим человеком или демонстрировать свою новую дружбу, чтобы отомстить старому знакомому; исключить неугодного члена из группы

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Sears R.R., Maccoby E.E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 111. Row,
Peterson, 1957.

2 См.: Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H. (Ed.).
Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4. Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

3 См.: Harlow H.F. The Heterosexual affectional system in monkeys // Amer. Psycho­
logist. 1962. 17. P. 1-9.

48 Тема 14. Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru («Я не твоя подруга») или попытаться разрушить чью-то дружбу («Кри­стина думает, что ты дура(к)»)1.

Тендерная идентичность

Рассматривая некоторые из очевидных различий между мужскими и женскими тендерными ролями, мы предположили, что все дети обладают постоянной гендерной идентичностью, т.е. что они знают, кто они — девоч­ки или мальчики, и знают, что их родители, сверстники, врачи и учителя разделяют это мнение. Действительно, в три года дети могут точно объяс­нить, кто такой мужчина и кто такая женщина, и знают, к какому полу относятся они сами2. Однако граница их классификации — довольно раз­мытая. Например, даже четырехлетние дети говорят про девочку, изобра­женную на картинке, что она могла бы быть мальчиком, если бы захотела или если бы носила мальчиковую стрижку или одежду3.

Анатомия в этом возрасте еще не принимается в расчет: когда до­школьникам показывают куклу, у которой есть женские либо мужские половые органы (и при этом у нее длинные волосы или короткая стриж­ка), и просят сказать, мальчик это или девочка, дети, как правило, принима­ют решение на основе длины волос4. До пяти лет или несколько дольше у ребенка формируется понятие гендерной константности, т.е. понимание того, что мужской или женский пол — это состояние, которое не зависит ни от костюма, ни от прически.

Но как возникает понятие гендерной идентичности? Некоторые ис­следователи считают, что знание о том, какого ты пола, является фунда­ментальным и связано со строением нервной системы ребенка. Другие полагают, что дело в воспитателе, который, зная, какого пола ребенок, вос­питывает его соответствующим образом, из чего ребенок и делает вывод о том, кто он — мальчик или девочка. Впрочем, окончательного и ясного от­вета на этот вопрос до сих пор не найдено.

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Feschbach N. Sex differences in children's mode of aggressive responses toward
outsiders // Merrill-Palmer Quarterly. 1969. 15. P. 249-258; Lagerspetz KM.. Bjorkqvist K.,
Peltonun T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressivness
in 11- to 12-year-old girl // Aggressive Behavior. 1988. 14. P. 403-414; Crick N.R., Grot-
peter N. Relational aggression, gender and social psychological adjustment // Child Deve­
lopment. 1995. 66. P. 710-722; Crick N.R., Casas J.F., Mosher M. Relational and overt
aggression in preschool // Developmental Psychology. 1997. 33. P. 579-588.

2 См.: Fagot B.I., Leinbach M.D., Hagen R. Gender labeling and adoption of same-sex
behavior // Developmental Psychology. 1986. 22. P. 440-443.

3 См.: Marcus D.E., Overton W.F. The development of cognitive gender constancy and
sex-role preferences // Child Development. 1978. 49. P. 434-444; Kohlberg L. A cognitive
developmental analysis of children's sex-role concepts and attitudes // Maccoby E.E. (Ed.).
The development of sex differences. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1966.

4 См.: McConaghy M.J. Gender constancy and the genital basis of gender identity //
Child Development. 1979. 50. P. 1223-1226; Bern S.L. Genital knowledge and gender constancy
in preschool children // Child Development. 1989. 60. P. 649-662.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергА- Социальное развитие 49

Половые различия и тендерные роли - student2.ru Сексуальная ориентация

Большинство мужчин и женщин гетеросексуальны; они выбирают себе сексуальных партнеров только среди представителей противополож­ного пола. Однако меньшинство людей имеют обратные предпочтения. Некоторые из них переживают эротические и романтические чувства по отношению к лицам своего пола; такие люди гомосексуальны. Некото­рые переживают такие чувства и к представителям своего и к предста­вителям противоположного пола; таких людей принято называть бисексу­альными.

Важно отметить, что практически все мужчины с гомосексуальной или бисексуальной ориентацией считают себя мужчинами и так же от­носятся к ним другие; то же верно и для лесбиянок1. Таким образом, мы не можем поставить под вопрос их тендерную идентичность2. Это ясно иллюстрирует тот факт, что сексуальная ориентация, тендерная идентичность и тендерная роль — независимые друг от друга явления.

Гетеросексуальность и гомосексуальность

Возможно, наилучшее исследование моделей сексуального поведе­ния американцев было предпринято в 1940-е годы группой исследовате­лей под руководством биолога Альфреда Кинси. Кинси и его помощни­ки обнаружили, что 4 процента американских мужчин гомосексуальны и были таковыми на протяжении всей своей жизни3. Сравнительная рас­пространенность гомосексуальности среди женщин несколько ниже — около 2 процентов4.

В принципе к гомосексуалам нужно отнести значительно большую часть выборки, но у нее также был и гетеросексуальный опыт. По дан­ным Кинси, эта категория включает в себя до 13 процентов мужчин и до 7 процентов женщин.

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Marmor J. Homosexuality and sexual orientation disturbances /'/ Freedraan A.M.,
Kaplan H.I., Sadock B.J. (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry - II. Vol. 2. Baltimore:
Williams & Wilkins, 1975.

2 Небольшой процент исключений из этого правила все-таки существует. Транс-сек-
суалы и генетически, и физиологически полностью являются мужчинами или женщинами,
но верят, что они появились на свет с неправильным полом; обычное лечение такого
расстройства — хирургическое и гормональное вмешательства. Транссексуалов не следует
смешивать с трансвеститами - людьми, которые получают удовольствие от ношения одежды
противоположного пола. Трансвеститы гетеросексуальны.

3 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E. Sexual behavior in the human male.
Philadelphia: Saunders, 1948.

4 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E., Gebhard P. Sexual behavior in the human
female. Philadelphia: Saunders, 1953.

4 За к. 1664

50 Тема 14. Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru Некоторые ученые считают, что эти оценки завышены, так как кри­терии наличия гомосексуального опыта по Кинси были слишком расплыв­чатыми, а его выборка — нерепрезентативной1. Однако более поздние ис­следования, включавшие и мужчин и женщин в качестве испытуемых, в основном, подтверждают оценки Кинси, как в США, так и в некоторых дру­гих западных странах2. Эти же исследования показали, что, несмотря на сексуальную революцию и возросшее принятие обществом геев и лесбия­нок, распространенность гомосексуальности осталась приблизительно на том же уровне, что и во времена Кинси3.

Таким образом, некоторое количество мужчин и женщин эротически и романтически ориентировано на представителей своего собственного пола. И эта ориентация сохраняется несмотря на то, что родители, ровесники, ре­лигия и средства массовой информации поощряют и прославляют гетеро-сексуальность и клеймят гомосексуальность. Однако мы должны сказать, что табу на гомосексуальное поведение не является повсеместным и уни­версальным. Согласно данным одного исследования, две трети обществ на Земле находят гомосексуальность нормальным и приемлемым явлением, по крайней мере, для некоторых людей или некоторых возрастных групп4. В определенные исторические периоды данная сексуальная ориентация была принята и даже восхвалялась, как, например, в Древней Греции, где Перикла, видного афинского государственного мужа, считали странным, так как он не любил красивых мальчиков.

Очень важно понимать и то, что сексуальное поведение большинства геев и лесбиянок обусловлено любовными и романтическими чувствами. Другими словами, знакомство, встречи, любовь и длительные отношения происходят у людей с гомосексуальной ориентацией точно так же, как и у гетеросексуалов. Это полностью противоречит распространенному мне­нию о том, что гомосексуальные отношения сводятся к коротким, поверх­ностным связям, особенно у мужчин. Хотя это и может быть верно для некоторых подгрупп, данный стереотип не описывает большинства гомо­сексуальных отношений. Напротив, многие геи и лесбиянки строят дли-

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Reisman J.A., Eichel E.W. Kinsey, sex, and fraud. Lafayette, La.: Huntington
House, 1990; Hamer D., Ни S., Magnuson V., Ни N. A linkage between DNA markers on the
x-chromosome and male sexual orientation // Science. 1993. 261(5119). P. 321-327;
Hamer D., Hu S., Magnuson V., Ни N. Genetics and male sexual orientation (Response) //
Science. 1993. 261(5126). P. 1259.

2 См.: ACSF Investigators. AIDS and in France // Nature. 1992. 360. P. 407-409;
Johnson A.M. Wadsworth J., Wellings K. et al. Sexual lifestyles and HIV risk // Nature.
1992. 360. P. 410-412.

3 См.: Pillard R.S. Homosexuality from a familial and genetic perspective // Cabaj R.P.,
Stein T.S. (Eds.). Textbook of homosexuality and mental health. Washington D.S.: American
Psychiatric Press, 1996.

4 См.: Ford C.N., Beach FA. Patterns of sexual behavior. N. Y.: Harper & Row, 1951.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 51

Половые различия и тендерные роли - student2.ru тельные отношения и живут как семья несмотря на то, что американс­кая культура, как правило, препятствует созданию нетипичных семей1.

Бисексуальность

Статистические данные Кинси, приведенные выше, касались толь­ко тех людей, чья сексуальная ориентация была направлена исключи­тельно на лиц их собственного или противоположного пола. Но человек не всегда придерживается только гомосексуальной или только гетеросек­суальной ориентации. Исследования Кинси и его помощников показали, что некоторых людей нелегко отнести к одной из этих двух категорий. Кто-то предпочтительно, но не исключительно — гомосексуален; точно так же как многие люди предпочтительно, но не исключительно — гете­росексуальны. Такие люди называются людьми с бисексуальной ориен­тацией. Бисексуальность принимает разные формы, и потому сложно дать ее точное определение2. Некоторые бисексуалы активно ищут ро­мантических и сексуальных отношений с лицами обоего пола. Неко­торые романтически привязываются к одному полу, в то время как сек­суальное влечение ощущается ими к другому. Еще одна разновидность бисексуалов ведет по большей части гетеросексуальный образ жизни и идентифицирует себя с гетеросексуалами («натуралами»), — но время от времени ищет случайных, часто тайных, контактов с людьми своего пола. Даже если принять во внимание эти факты, нельзя считать бисексуалов более склонными к беспорядочным связям, чем гомосексуалов, так как многие из них принимают свою бисексуальность, но все же предпочитают моногамную жизнь с партнером своего или противоположного пола. Но в общем бисексуалы признают, что для знакомства и построения отно­шений им не так важно, какого пола партнер, как людям с другими вариантами сексуальной ориентации.

Много ли людей бисексуальны? Точных оценок практически нет, и не только из-за неточности термина, но и потому, что бисексуалы очень неохотно сообщают о своей ориентации3. Другая проблема заключается в том, что во многих исследованиях сексуальной ориентации бисексуалов смешивают с гомосексуалами4. Однако почти все исследователи согла-

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Mattison A., McWhriter D. Male couples: The beginning years. Intimate
relationships: Some social work perspectiveon love// J. of Social Work and Human Sexuality
(Special Issue). 1987. 5. P. 67-78; Green G.D., Clunis DM. Married lesbians. Lesbianism:
Affirming nontraditional roles // Women and Therapy (Special Issue). 1988. 8. P. 41-49.

2 См.: Hansen C.E., Evans A. reconsidered: An idea in pursuit of a definition // Klein F.,
Wolf T.J. (Eds.) Bisexualities: Theory and research. N. Y.: Haworth Press, 1985.

3 См.: Weinberg M.S., Williams C.G., Pryor D.W. Dual attraction: Understanding
bisexuality. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1994.

4 См.: Chung Y.B., Katayama M. Assessment of sexual orientation in lesbian (gay) bisexual
studies // J. of Homosexuality. 1996. 30. P. 49-62.

52 Тема 14, Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru шаются с тем, что бисексуальность встречается реже, чем гомосексуаль­ность, причем среди женщин она встречается чаще, чем среди мужчин1.

Детерминанты сексуальной ориентации: факторы среды?

Опыт раннего детства.Некоторые из концепций, пытающихся объяс­нить, что является причиной гомосексуальности, подчеркивают роль ран­них детских переживаний. По мнению Фрейда, гомосексуальность у мно­гих мужчин — это реакция на страх, связанный с эдиповым комплексом. Маленький мальчик слишком боится соревноваться со своим отцом за чувства своей матери и переносит этот страх на всех женщин. Однако он пытается вознаградить себя, идентифицируясь со своей матерью (в конце концов, ведь отец любит ее).

Существует немного достоверных фактов, подтверждающих теорию Фрейда. В одном исследовании были опрошены около 1000 геев и лесбия­нок. С ними беседовали по поводу истории их жизни. Были выявлены не­которые различия в том, как гетеросексуалы и гомосексуалы воспринимали своих родителей. По сравнению с гетеросексуальной контрольной группой, у гомосексуалов были менее удовлетворяющие их отношения с родителя­ми, особенно — своего пола. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что семейные отношения не повлияли на развитие сексуальной ориента­ции. Даже если сыновья-гомосексуалы не особенно ладили со своими от­цами, это, скорее всего, происходило потому, что отцы не могли принять их сексуальную ориентацию. Если это так, неудовлетворительные отношения между отцами и сыновьями были не причиной, а следствием необычных сексуальных предпочтений последних. Нечто подобное можно сказать и об отношениях женщин-лесбиянок со своими матерями. Такие открытия не подтверждают фрейдовскую точку зрения на значимость ранних семейных отношений для сексуальной ориентации человека2.

Более поздний детский или подростковый опыт.Широко распрос­транен стереотип, который говорит о том, что гомосексуальность — это результат совращения мальчика или девочки более старшим представи­телем своего пола. Главный показатель возможной гомосексуальности — это то, что люди чувствуют в связи с сексуальными отношениями, а не то, что они делают. Гомосексуальные чувства и эротические фантазии, как

Половые различия и тендерные роли - student2.ru ' См.: Hamer D. Н„ Copeland P. The science of desire: The search for the gay gene and the biology of behavior. N. Y.: Simon & Schuster, 1994; Pattatucci A.M.L., Hamer D.H. Development and familiarity of sexual orientation in females // Behavior Genetics. 1995. 25. P. 407-420; Pillard R.S. Homosexuality from a familial and genetic perspective // Cabaj R.P., Stein T.S. (Eds.). Textbook of homosexuality and mental health. Washington D.S.: American Psychiatric Press, 1996.

2 См.: Bell A.P., Weinberg M.S., Hammersmith S.K. Sexual preference: Its development in men and women. Bloomington, Ind.: Indiana Univ. Press, 1981.

Глейтман Г., Фридлунл А, РайсбергА' Социальное развитие 53

Половые различия и тендерные роли - student2.ru правило, предшествуют любым возможным гомосексуальным связям1. Многие люди говорят: «Я всегда таким был»2. Будущие гетеросексуалы представляют себе роман с представителем противоположного пола точ­но так же, как тот, кто в дальнейшем станет гомосексуалом, представля­ет себе роман с представителем своего пола. Сексуальные желания по отношению к представителям своего пола и соответствующие фантазии, как правило, возникают еще до периода полового созревания, зачастую уже в 3—4 года3.

Но, возможно, самое убедительное доказательство того, что ранний сексуальный опыт не влияет на сексуальную ориентацию в дальнейшем, пришло к нам из других культур. В ряде обществ существуют социаль­но предписанные периоды гомосексуальных отношений. Как правило, это отношения между мальчиками и мужчинами, которые начинаются в дет­ские годы и продолжаются до подросткового возраста. Несмотря на ин­тенсивный гомосексуальный опыт, который мальчик получает в пубертат­ный период, большая часть этих молодых людей во взрослом состоянии демонстрирует гетеросексуальную ориентацию, вступает в брак и произ­водит на свет потомство4.

Детерминанты сексуальной ориентации: биологические факторы?

Ни одна из теорий, посвященных роли детского опыта, не дает отве­та на вопрос о детерминантах сексуальной ориентации. В качестве аль­тернативы некоторые исследователи обратились к биологии.

Генетика и врожденные модели поведения.Одно направление ис­следований, использующее близнецовый метод, рассматривает генетичес­кую предрасположенность: напомним, что однояйцовые близнецы имеют идентичный набор ДНК, в то время как у двуяйцовых близнецов идентична только половина их генетического материала. В свете этих данных крайне удивителен тот факт, что если однояйцевый близнец мужчины гомосексу-

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: BellA.P., Weinberg M.S., Hammersmith S.K. Sexual preference: Its development in
men and women. Bloomington, Ind.: Indiana Univ. Press, 1981.

2 См.: Saghir M.T., Robins E. Male and female homosexuality. Baltimore: Williams &
Wilkins, 1973.

3 См.: Green R. Childhood cross-gender behavior and subsequent sexual preference //
Amer. J. Psychiatry. 1979. 136. P. 106-108; Zuger B. Early effeminate behavior in boys //
J. of Nervous and Mental Disease. 1984. 172. P. 90-96; Hamer D., Hu S., Magnuson V., Hu N.
A linkage between DNA markers on the x-chromosome and male sexual orientation // Science.
1993. 261(5119). P. 321-327; Hamer D., Hu S., Magnuson V., Hu N. Genetics and male sexual
orientation (Response) // Science. 1993. 261(5126). 1259.

4 См.: Stoller R.J., Herdt G.H. Theories of origins of male homosexuality: A cross-cultural
look // Archives of General Psychiatry. 1985. 42. P. 399-404; Herdt G.H. Developmental
discontinuities and sexual orientation across cultures // McWhirter D.P., Sanders S.A.,
Reinisch J.M. (Eds.). Homosexuality/heterosexuality: Concepts of sexual orientation. N. Y.:
Oxford Univ. Press, 1990.

54 Тема 14. Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru ален, то вероятность того, что и он сам будет склонен к гомосексуальности, составляет всего 52%; если близнецы двуяйцовые, то эта вероятность пада­ет до 22%1. Аналогично, вероятность того, что женщина станет лесбиянкой, как и ее однояйцевая сестра-близняшка, равна 48%; если же они — дву­яйцовые близнецы, то это значение падает до 16%2. Следовательно, чем выше идентичность генетического материала, тем выше вероятность того, что сексуальная ориентация близнецов будет одинаковой. Одно из оче­видных следствий — то, что в генотипе заключена и склонность к гомо­сексуальности .

Другое генетическое исследование было посвящено выяснению того, связана ли гомосексуальная ориентация у мужчин с генами, находящими­ся в определенной области Х-хромосомы3. Результаты этого исследования носят предварительный характер, но даже если они подтвердятся, останет­ся вопрос о том, каким образом эти гены приводят к гомосексуальной ори­ентации. Одна из гипотез заключается в том, что в этих генах закодирован гормональный облик человека, а гормональные особенности, в свою очередь, влияют на сексуальную ориентацию. Другая гипотеза сводится к тому, что эти гены прямо руководят развитием соответствующих мозговых струк­тур. Каждая из этих гипотез была исследована учеными.

Гормональное влияние во взрослом состоянии.В ряде многих ис­следований проверялась гипотеза о том, что мужская гетеросексуальность обусловлена уровнем содержания в крови мужских гормонов — андроге-нов. В случае если этот уровень слишком низок, у мужчины могут по­явиться гомосексуальные наклонности. Однако доказательства этой гипо­тезы весьма неубедительны. Одни авторы подтверждают, что у гомосексу-алов уровень андрогенов в крови ниже, чем у мужчин с гетеросексуальной ориентацией; другие не находят никакой разницы4.

К тому же многие исследования показали, что введение андрогенов мужчинам с гомосексуальной ориентацией повышает их сексуальное же­лание, но не изменяет его направленности — после введения гормонального препарата их повышенный интерес по-прежнему оставался направленным на мужчин <...>5. Следовательно, недостаток мужских гормонов не явля­ется причиной мужской гомосексуальности. Будет разумным признать, что

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Bailey J.M., Pillard R.S. A genetic study of male sexual orientation // Archives of
General Psychiatry. 1991. 48. P. 1089-1096.

2 См.: Bailey J.M., Pillard R.S., Neale M.C., Agiey Y. Heritable factors influence sexual
orientation in women // Archives of General Psychiatry. 1993. 50. P. 217-228.

3 См.: Hamer D., Ни S., Magnuson V., Ни N. A linkage between DNA markers on the
x-chromosome and male sexual orientation // Science. 1993. 261(5119). P. 321-327.

4 См.: Kolodny R., Masters W., Hendryx J., Того G. Plasma testosterone and semen analysis
in male homosexuals // New England J. of Medicine. 1971. 285. P. 117-1174; Brodie H.K.H..
Gartrell N., Doering C, Rhue T. Plasma testosterone levels in heterosexual and homosexual
men // Amer. J. of Psychiatry. 1974. 131. P. 82-83.

5 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E. Sexual behavior in the human male.
Philadelphia: Saunders, 1948.

Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Социальное развитие 55

Половые различия и тендерные роли - student2.ru то же верно и для лесбиянок и что прямой связи между уровнем половых гормонов и сексуальной ориентацией не существует в принципе. (Связь между сексуальной ориентацией и нейроэндокринными явлениями стало темой работы1.)

Гормональное влияние в иренатальном периоде.Существует ги­потеза о том, что гормональное влияние в месяцы, предшествующие рож­дению ребенка, влияет на его сексуальную ориентацию2. Согласно этой ги­потезе, некоторые нейронные области вокруг гипоталамуса подвергаются дифференциации между 2-м и 5-м месяцами внутриутробного развития, причем направление дифференциации зависит от уровня половых гормо­нов в крови плода. Благодаря этим гормонам у эмбрионов мужского пола, как правило, развивается «мужской мозг», у эмбрионов женского пола — «женский». Однако, если нормальный гормональный фон по тем или иным причинам нарушен, развитие этой части мозга будет атипичным или не­полным. Что может стать причиной таких нарушений? Существует несколь­ко возможных причин: стресс, испытанный матерью во время беремен­ности, различные генетические эффекты. Один из них — это избыточное воздействие тестостерона на зародыш женского пола. Среди возможных последствий этого воздействия называют мальчишеское поведение у дево­чек, а также развитие гомосексуальной ориентации у женщин3.

Различия в структуре головного мозга.Многие исследователи выя­вили различия в структуре мозга гетеросексуальных и гомосексуальных индивидов. В одном исследовании Симона Ле Вея изучалась область зад­него гипоталамуса, ответственная за половое поведение у животных; ранее было показано, что эта область в два раза больше по объему у мужчин, чем у женщин4. Исследуя мозг мужчин, имеющих гомосексуальную ориента­цию, Ле Вей увидел, что данная область их мозга по объему близка к ана­логичной области мозга женщин (с гетеросексуальной ориентацией) и в два раза меньше, чем та же структура у мужчин-гетеросексуалов.

В настоящее время причины этих различий в структуре мозга не установлены; они могут быть связаны с генетическими или нейроэндок­ринными факторами либо и с теми, и с другими. Также неизвестно, ка­кую роль играет эта структура в развитии сексуальной ориентации. Мо­жет быть, никакую. Может быть, эти различия действительно связаны с

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 См.: Gladue Bji., Green R., Hellman R.E. Neuroendocrine responses to estrogen and
sexual orientation // Science. 1984. 225. P. 1496-1498.

2 См.: Ellis L., Ames МЛ. Neurohormonal functioning and sexual orientation: A theory
of homosexuality-heterosexuality // Psychol. Bulletin. 1987. 101. P. 239-258.

3 См.: Dittmann R.W., Kappes M.W.E., Kappes М.Я. Sexual behavior in adolescent and
adult females with congenital adrenal hyperplasia // Psychoneuroendocrinology. 1992. 17.
P. 153-170.

1 См.: Le Vay S. A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men // Science. 1991. 253. P. 1034-1037; Allen L.S., Hlnes Z.M., Shryne J.E., Gorskl RA. Two sexually dimorphic cell groups in the human brain // J. of Neuroscience. 1989. 9. P. 497-506.

56 Тема 14. Развитие личности

Половые различия и тендерные роли - student2.ru сексуальной ориентацией, но не являются ее причиной, а могли развить­ся вторично вследствие влияния других факторов. Окончательного отве­та на этот вопрос на сегодняшний день пока нет.

Две стороны одной монеты

Так что же приводит человека к гомосексуальной ориентации? Био­логические предпосылки (в основе которых, возможно, лежат генетические), судя по всему, являются важнейшим фактором, определяющим направле­ние развития сексуального влечения. Социальные влияния, несомненно, тоже участвуют в формировании отношения детей к другим людям. До сих пор нет ясного ответа на поставленный выше вопрос. Возможно, это всего лишь оборотная сторона другого вопроса: что ведет к гетеросексуальной ориентации? Этот вопрос задается редко, потому что большинство людей рассматривают гетеросексуальную ориентацию как саму собой разумеющу­юся. Однако если бы нам стали известны причины развития гетеросексу­альной ориентации, мы бы стали ближе к пониманию и того, откуда берется гомосексуальность.

Эти два параллельных вопроса важны еще и потому, что пролива­ют свет еще на один факт. Люди часто спрашивают, нельзя ли из мужчи­ны или женщины с гомосексуальной ориентацией сделать гетеросексуаль­ных мужчин и женщин. Ответ таков, что это крайне сложно, если не не­возможно, и к тому же мало кто из геев и лесбиянок о нем мечтает. Как и гетеросексуальность, гомосексуальность — нечто большее, чем произ­вольное сексуальное предпочтение. Это — важная часть характера чело­века.

Что бы ни было причиной гомосексуальной или бисексуальной ориентации, ясно одно: подобное «отклонение от нормы» не является ни психологическим расстройством, ни дефектом. Такая ориентация ненор­мальна лишь в том смысле, что является ориентацией статистического меньшинства (а не статистической нормы) — гомосексуалы составляют примерно 10% всего населения, впрочем, как и левши. Геи и лесбиянки не хуже и не лучше, чем гетеросексуалы. Среди них есть великие худож­ники (Леонардо да Винчи), писатели (Гертруда Стайн) и военачальники (Александр Великий); однако преобладающее большинство из них — обычные люди, что можно сказать и о левшах, и о людях с гетеросексу­альной ориентацией.

Проблема периодизации психического и личност­ного развития

Д.Б.Эльконин

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ1

Общественные способы действий с предметами не даны непосредст­венно как некоторые физические характеристики вещей. На предмете не написаны его общественное происхождение, способы действий с ним, спо­собы и средства его воспроизведения. Поэтому овладение таким предме­том невозможно путем адаптации, путем простого «уравновешивания» с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится осо­бый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с пред­метами. При этом физические свойства вещи выступают лишь как ори­ентиры для действия с нею.

При усвоении общественно выработанных способов действий с пред­метами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка (как, впрочем, и для взрослых людей, непосредственно не вклю­ченных в организованный процесс воспитания и обучения) это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действиями с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый откры­вается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, осуществляющий определенные общест­венные задачи.

Особенности открытия ребенком человеческого смысла предмет­ных действий были показаны в ряде исследований. Так, Я.И.Фрадкина описала то, как на определенном этапе овладения предметными дейст-

Половые различия и тендерные роли - student2.ru 1 Психология личности: Т

Наши рекомендации