Половые различия и тендерные роли
Чем обусловлены различия тендерных ролей у людей разного пола? Необходимо принять во внимание и конституциональные, и социальные факторы, чтобы понять, как биология и общество превращают мальчиков в мужчин, а девочек в женщин.
Само собой разумеется, что тендерные роли связаны с анатомо-физиологическими различиями. Некоторые из этих различий, естественно, относятся к строению репродуктивной системы, но есть еще и разница в размере, силе и физической выносливости. По многим параметрам девочки созревают быстрее мальчиков, что было доказано рядом исследований, где учитывалось, в каком возрасте дети начинают говорить, приучаются к туалету, вырабатывают тонкие моторные навыки (как, например, умение рисовать); когда у них появляются постоянные зубы, наступает половая зрелость и прекращается рост. Мальчикам удалось пре-
1 См.: Best D.L., Williams J.E., Cloud J.M. et al. Development of sex-trait stereotypes
among young children in the United States, England, and Ireland // Child Development.
1977. 48. P. 1375-1384.
2 См.: Fagot B.I, Psychological and cognitive determinants of early gender-role development
// Annual Review of Sex Research. 1995. 6. P. 1-31.
3 См.: Langlis J.H., Downs A.C. Mothers, fathers, and peers as socialization agents of sex-
typed play behaviors in young children // Child Development. 1980. 51. P. 1237-1347.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 45
взойти девочек лишь в активности и в тех навыках, которые требуют физической силы1.
А что можно сказать о психологических различиях? Нет сомнения, что такие различия также существуют и что на основе некоторых из них в культуре формируются тендерные стереотипы. Вопрос в том, запрограммированы ли различия в выраженности определенных психологических свойств — как то: физическая агрессивность, независимость, эмоциональная экспрессивность, социальная сенситивность и т.д. биологически, — или эта разница является следствием усвоения культурных норм.
Перед тем как рассмотреть данный вопрос подробно, отметим две сложности. Во-первых, любое психологическое различие между полами есть различие средних значений. В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники-мальчики; они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и искать одобрения2. Но при этом нельзя сказать, что это верно для любой трехлетней девочки, так как есть много трехлетних девочек, которые менее зависимы и физически более агрессивны, чем большинство трехлетних мальчиков. Таким образом, мы не имеем права на чрезмерные обобщения на основе частных данных. В каждой группе существует вариативность, и потому характеристики, которые описывают группу в целом, не обязательно истинны по отношению к каждому ее индивидууму.
Вторая сложность касается интерпретации. Не существует свойства, будь то даже цвет волос или уровень физической агрессивности, которое бы прямо, исключительно и непосредственно было обязано только биологическим факторам. Взаимодействие наследственности и среды сложно и многогранно, и поэтому черты, которые, на первый взгляд, полностью обусловлены влиянием культуры, не могут обойтись без своего рода биологической поддержки, а черты, которые, как кажется, программируются генетически, на деле подвержены модифицирующему воздействию среды. Конечно, цвет волос определяется наследственностью, но он может измениться вследствие длительного пребывания на солнце или применения соответствующих химических веществ. То же самое справедливо для абсолютно любого человеческого свойства <...>.
1 См.: Martin. JA., King D.R., Maccoby E.B., Jecklin C.N. Secular trends and individual
differences in toilet-training progress // J. of Pediatric Psychology. 1984. 9. P. 457-467;
Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity a function of the sex differences
in maturational status?// Child Development. 1989. 60. P. 1005-1011; Tanner JM. Fetus
into man: Physical growth from conception to maturity, rev. ed. Cambridge Mass.: Harvard
Univ Press, 1990.
2 См.: Emmerich W. Continuity and stability in early social development, II. Teacher
ratings // Child Development. 1966. 37. P. 17-27.
46 Тема 14. Развитие личности
Агрессивность
Если и существует свойство, различие которого между полами обусловлено генетически, то это физические проявления агрессивности. Мужчины в среднем более активны и настойчивы, чем женщины. Это различие проявляется с самого раннего возраста; младенцы мужского пола более возбудимы и физически активны, чем младенцы женского, а матери часто сообщают, что мальчики вели себя более активно, чем девочки, еще в утробе. В возрасте 2—3 лет мальчики предпочитают активные игры и шуточную борьбу в большей степени, чем девочки (различие, которое проявляется и у обезьян; рис. 3). В возрасте 4—5 лет они чаще обмениваются оскорблениями и выражают большую готовность встречать агрессию ответной физической агрессией1.
Различие сохраняется и в подростковом возрасте. Насильственные действия относительно редки у представителей мужского и женского пола по отношению друг к другу и более распространены среди мужчин, чем среди женщин. Мальчиков-подростков арестовывают за преступления с применением насилия в пять раз чаще, чем девочек того же возраста2. Это соотношение сохраняется для очень разных в культурном отношении стран, как то: Эфиопия, Индия, Кения, Мексика, Япония и Швейцария3. Что мы можем сказать по поводу различия в физической агрессивности? Это различие проявляется в раннем возрасте, наблюдается в разных культурах, а также обнаружено у приматов. Все это предполагает наличие биологических предпосылок. Более того, существуют данные о том, что агрессивность провоцируется мужскими половыми гормонами <...>.
Даже если мальчики предрасположены к физическому проявлению агрессивности биологически, похоже на то, что социальное влияние поддерживает и увеличивает это предрасположение. В мальчиках поощряют «мужественность» и дарят им игрушечные мечи и пистолеты, в то время как от девочек требуют, чтобы они хорошо себя вели, и дарят им
1 См.: Legault F., Strayer F.F. The emergence of sex-segregation in preschool peer groups
// Strayer F.F. (Ed.). Social interaction and behavioral development during early childhood.
Montreal: La Maison D'Ethologie de Montreal, 1990; Crick N.R., Grotpeter N. Relational
aggression, gender and social psychological adjustment // Child Development. 1995. 66.
P. 710-722.
2 См.: Johnson R.E. Juvenile delinquencyand its origins. N. Y.: Cambridge Univ. Press,
1979.
3 См.: Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, Calif.:
Stanford Univ. Press, 1974; Maccoby E.E., Jacklin C.N. Sex differences in aggression: A
rejoinder and reprise // Child Development. 1980. 51. P. 964-980; Whiting B.B., Whi
ting J.W.M. Children of six cultures: A psychocultural analysis. Cambridge, Mass.; Harvard
Univ. Press, 1975; Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H.
(Ed.). Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.
Глвйтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие
е- |
кукол и наборы кукольной посуды. Родители обычно разрешают и даже поощряют физические проявления агрессивности у мальчиков, чего они никогда бы не допустили у девочек. Так, отцы часто поощряют сыновей давать сдачи обидчику1.
32 52 73 129 185 Возраст,сутки |
Рис. 3. Развитие активной игры у детенышей макаки-резуса мужского и женского пола Шуточная борьба двух детенышей мужского пола и двух — женского в первый год жизни. Оценка включала в себя частоту и активность игр, где обезьянки боролись, катались или делали вид, что кусаются. Такие активные игры более распространены среди обезьян мужского пола (сплошная линия), чем женского (штриховая линия), причем разница увеличивается в течение первого года жизни3 |
Эта тенденция продолжается в подростковом возрасте, когда к агрессивному поведению у мальчиков взрослые относятся терпимо или смотрят на него сквозь пальцы, а девочек, которые ведут себя подобным образом, осуждают, ожидая от них большего дружелюбия. Таким образом, хотя мальчики и девочки и так начинают свой жизненный путь с изначально разным уровнем физической агрессивности, по мере того как они взрослеют, общество усиливает это врожденное различие2.
Следует еще раз подчеркнуть, что все эти различия касаются физических проявлений агрессивности. Следовательно,
различие обусловлено не тем, что девочки менее агрессивны вообще, а тем, что они менее склонны выражать свою агрессию физически. Вместо этого они предпочитают проявление агрессии в отношениях, т.е. в социальных связях. Проявление агрессии в отношениях может принимать множество разных форм: например, можно делать вид, что ты незнакома с другим человеком или демонстрировать свою новую дружбу, чтобы отомстить старому знакомому; исключить неугодного члена из группы
1 См.: Sears R.R., Maccoby E.E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 111. Row,
Peterson, 1957.
2 См.: Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H. (Ed.).
Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4. Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.
3 См.: Harlow H.F. The Heterosexual affectional system in monkeys // Amer. Psycho
logist. 1962. 17. P. 1-9.
48 Тема 14. Развитие личности
(«Я не твоя подруга») или попытаться разрушить чью-то дружбу («Кристина думает, что ты дура(к)»)1.
Тендерная идентичность
Рассматривая некоторые из очевидных различий между мужскими и женскими тендерными ролями, мы предположили, что все дети обладают постоянной гендерной идентичностью, т.е. что они знают, кто они — девочки или мальчики, и знают, что их родители, сверстники, врачи и учителя разделяют это мнение. Действительно, в три года дети могут точно объяснить, кто такой мужчина и кто такая женщина, и знают, к какому полу относятся они сами2. Однако граница их классификации — довольно размытая. Например, даже четырехлетние дети говорят про девочку, изображенную на картинке, что она могла бы быть мальчиком, если бы захотела или если бы носила мальчиковую стрижку или одежду3.
Анатомия в этом возрасте еще не принимается в расчет: когда дошкольникам показывают куклу, у которой есть женские либо мужские половые органы (и при этом у нее длинные волосы или короткая стрижка), и просят сказать, мальчик это или девочка, дети, как правило, принимают решение на основе длины волос4. До пяти лет или несколько дольше у ребенка формируется понятие гендерной константности, т.е. понимание того, что мужской или женский пол — это состояние, которое не зависит ни от костюма, ни от прически.
Но как возникает понятие гендерной идентичности? Некоторые исследователи считают, что знание о том, какого ты пола, является фундаментальным и связано со строением нервной системы ребенка. Другие полагают, что дело в воспитателе, который, зная, какого пола ребенок, воспитывает его соответствующим образом, из чего ребенок и делает вывод о том, кто он — мальчик или девочка. Впрочем, окончательного и ясного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено.
1 См.: Feschbach N. Sex differences in children's mode of aggressive responses toward
outsiders // Merrill-Palmer Quarterly. 1969. 15. P. 249-258; Lagerspetz KM.. Bjorkqvist K.,
Peltonun T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressivness
in 11- to 12-year-old girl // Aggressive Behavior. 1988. 14. P. 403-414; Crick N.R., Grot-
peter N. Relational aggression, gender and social psychological adjustment // Child Deve
lopment. 1995. 66. P. 710-722; Crick N.R., Casas J.F., Mosher M. Relational and overt
aggression in preschool // Developmental Psychology. 1997. 33. P. 579-588.
2 См.: Fagot B.I., Leinbach M.D., Hagen R. Gender labeling and adoption of same-sex
behavior // Developmental Psychology. 1986. 22. P. 440-443.
3 См.: Marcus D.E., Overton W.F. The development of cognitive gender constancy and
sex-role preferences // Child Development. 1978. 49. P. 434-444; Kohlberg L. A cognitive
developmental analysis of children's sex-role concepts and attitudes // Maccoby E.E. (Ed.).
The development of sex differences. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1966.
4 См.: McConaghy M.J. Gender constancy and the genital basis of gender identity //
Child Development. 1979. 50. P. 1223-1226; Bern S.L. Genital knowledge and gender constancy
in preschool children // Child Development. 1989. 60. P. 649-662.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергА- Социальное развитие 49
Сексуальная ориентация
Большинство мужчин и женщин гетеросексуальны; они выбирают себе сексуальных партнеров только среди представителей противоположного пола. Однако меньшинство людей имеют обратные предпочтения. Некоторые из них переживают эротические и романтические чувства по отношению к лицам своего пола; такие люди гомосексуальны. Некоторые переживают такие чувства и к представителям своего и к представителям противоположного пола; таких людей принято называть бисексуальными.
Важно отметить, что практически все мужчины с гомосексуальной или бисексуальной ориентацией считают себя мужчинами и так же относятся к ним другие; то же верно и для лесбиянок1. Таким образом, мы не можем поставить под вопрос их тендерную идентичность2. Это ясно иллюстрирует тот факт, что сексуальная ориентация, тендерная идентичность и тендерная роль — независимые друг от друга явления.
Гетеросексуальность и гомосексуальность
Возможно, наилучшее исследование моделей сексуального поведения американцев было предпринято в 1940-е годы группой исследователей под руководством биолога Альфреда Кинси. Кинси и его помощники обнаружили, что 4 процента американских мужчин гомосексуальны и были таковыми на протяжении всей своей жизни3. Сравнительная распространенность гомосексуальности среди женщин несколько ниже — около 2 процентов4.
В принципе к гомосексуалам нужно отнести значительно большую часть выборки, но у нее также был и гетеросексуальный опыт. По данным Кинси, эта категория включает в себя до 13 процентов мужчин и до 7 процентов женщин.
1 См.: Marmor J. Homosexuality and sexual orientation disturbances /'/ Freedraan A.M.,
Kaplan H.I., Sadock B.J. (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry - II. Vol. 2. Baltimore:
Williams & Wilkins, 1975.
2 Небольшой процент исключений из этого правила все-таки существует. Транс-сек-
суалы и генетически, и физиологически полностью являются мужчинами или женщинами,
но верят, что они появились на свет с неправильным полом; обычное лечение такого
расстройства — хирургическое и гормональное вмешательства. Транссексуалов не следует
смешивать с трансвеститами - людьми, которые получают удовольствие от ношения одежды
противоположного пола. Трансвеститы гетеросексуальны.
3 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E. Sexual behavior in the human male.
Philadelphia: Saunders, 1948.
4 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E., Gebhard P. Sexual behavior in the human
female. Philadelphia: Saunders, 1953.
4 За к. 1664
50 Тема 14. Развитие личности
Некоторые ученые считают, что эти оценки завышены, так как критерии наличия гомосексуального опыта по Кинси были слишком расплывчатыми, а его выборка — нерепрезентативной1. Однако более поздние исследования, включавшие и мужчин и женщин в качестве испытуемых, в основном, подтверждают оценки Кинси, как в США, так и в некоторых других западных странах2. Эти же исследования показали, что, несмотря на сексуальную революцию и возросшее принятие обществом геев и лесбиянок, распространенность гомосексуальности осталась приблизительно на том же уровне, что и во времена Кинси3.
Таким образом, некоторое количество мужчин и женщин эротически и романтически ориентировано на представителей своего собственного пола. И эта ориентация сохраняется несмотря на то, что родители, ровесники, религия и средства массовой информации поощряют и прославляют гетеро-сексуальность и клеймят гомосексуальность. Однако мы должны сказать, что табу на гомосексуальное поведение не является повсеместным и универсальным. Согласно данным одного исследования, две трети обществ на Земле находят гомосексуальность нормальным и приемлемым явлением, по крайней мере, для некоторых людей или некоторых возрастных групп4. В определенные исторические периоды данная сексуальная ориентация была принята и даже восхвалялась, как, например, в Древней Греции, где Перикла, видного афинского государственного мужа, считали странным, так как он не любил красивых мальчиков.
Очень важно понимать и то, что сексуальное поведение большинства геев и лесбиянок обусловлено любовными и романтическими чувствами. Другими словами, знакомство, встречи, любовь и длительные отношения происходят у людей с гомосексуальной ориентацией точно так же, как и у гетеросексуалов. Это полностью противоречит распространенному мнению о том, что гомосексуальные отношения сводятся к коротким, поверхностным связям, особенно у мужчин. Хотя это и может быть верно для некоторых подгрупп, данный стереотип не описывает большинства гомосексуальных отношений. Напротив, многие геи и лесбиянки строят дли-
1 См.: Reisman J.A., Eichel E.W. Kinsey, sex, and fraud. Lafayette, La.: Huntington
House, 1990; Hamer D., Ни S., Magnuson V., Ни N. A linkage between DNA markers on the
x-chromosome and male sexual orientation // Science. 1993. 261(5119). P. 321-327;
Hamer D., Hu S., Magnuson V., Ни N. Genetics and male sexual orientation (Response) //
Science. 1993. 261(5126). P. 1259.
2 См.: ACSF Investigators. AIDS and in France // Nature. 1992. 360. P. 407-409;
Johnson A.M. Wadsworth J., Wellings K. et al. Sexual lifestyles and HIV risk // Nature.
1992. 360. P. 410-412.
3 См.: Pillard R.S. Homosexuality from a familial and genetic perspective // Cabaj R.P.,
Stein T.S. (Eds.). Textbook of homosexuality and mental health. Washington D.S.: American
Psychiatric Press, 1996.
4 См.: Ford C.N., Beach FA. Patterns of sexual behavior. N. Y.: Harper & Row, 1951.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 51
тельные отношения и живут как семья несмотря на то, что американская культура, как правило, препятствует созданию нетипичных семей1.
Бисексуальность
Статистические данные Кинси, приведенные выше, касались только тех людей, чья сексуальная ориентация была направлена исключительно на лиц их собственного или противоположного пола. Но человек не всегда придерживается только гомосексуальной или только гетеросексуальной ориентации. Исследования Кинси и его помощников показали, что некоторых людей нелегко отнести к одной из этих двух категорий. Кто-то предпочтительно, но не исключительно — гомосексуален; точно так же как многие люди предпочтительно, но не исключительно — гетеросексуальны. Такие люди называются людьми с бисексуальной ориентацией. Бисексуальность принимает разные формы, и потому сложно дать ее точное определение2. Некоторые бисексуалы активно ищут романтических и сексуальных отношений с лицами обоего пола. Некоторые романтически привязываются к одному полу, в то время как сексуальное влечение ощущается ими к другому. Еще одна разновидность бисексуалов ведет по большей части гетеросексуальный образ жизни и идентифицирует себя с гетеросексуалами («натуралами»), — но время от времени ищет случайных, часто тайных, контактов с людьми своего пола. Даже если принять во внимание эти факты, нельзя считать бисексуалов более склонными к беспорядочным связям, чем гомосексуалов, так как многие из них принимают свою бисексуальность, но все же предпочитают моногамную жизнь с партнером своего или противоположного пола. Но в общем бисексуалы признают, что для знакомства и построения отношений им не так важно, какого пола партнер, как людям с другими вариантами сексуальной ориентации.
Много ли людей бисексуальны? Точных оценок практически нет, и не только из-за неточности термина, но и потому, что бисексуалы очень неохотно сообщают о своей ориентации3. Другая проблема заключается в том, что во многих исследованиях сексуальной ориентации бисексуалов смешивают с гомосексуалами4. Однако почти все исследователи согла-
1 См.: Mattison A., McWhriter D. Male couples: The beginning years. Intimate
relationships: Some social work perspectiveon love// J. of Social Work and Human Sexuality
(Special Issue). 1987. 5. P. 67-78; Green G.D., Clunis DM. Married lesbians. Lesbianism:
Affirming nontraditional roles // Women and Therapy (Special Issue). 1988. 8. P. 41-49.
2 См.: Hansen C.E., Evans A. reconsidered: An idea in pursuit of a definition // Klein F.,
Wolf T.J. (Eds.) Bisexualities: Theory and research. N. Y.: Haworth Press, 1985.
3 См.: Weinberg M.S., Williams C.G., Pryor D.W. Dual attraction: Understanding
bisexuality. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1994.
4 См.: Chung Y.B., Katayama M. Assessment of sexual orientation in lesbian (gay) bisexual
studies // J. of Homosexuality. 1996. 30. P. 49-62.
52 Тема 14, Развитие личности
шаются с тем, что бисексуальность встречается реже, чем гомосексуальность, причем среди женщин она встречается чаще, чем среди мужчин1.
Детерминанты сексуальной ориентации: факторы среды?
Опыт раннего детства.Некоторые из концепций, пытающихся объяснить, что является причиной гомосексуальности, подчеркивают роль ранних детских переживаний. По мнению Фрейда, гомосексуальность у многих мужчин — это реакция на страх, связанный с эдиповым комплексом. Маленький мальчик слишком боится соревноваться со своим отцом за чувства своей матери и переносит этот страх на всех женщин. Однако он пытается вознаградить себя, идентифицируясь со своей матерью (в конце концов, ведь отец любит ее).
Существует немного достоверных фактов, подтверждающих теорию Фрейда. В одном исследовании были опрошены около 1000 геев и лесбиянок. С ними беседовали по поводу истории их жизни. Были выявлены некоторые различия в том, как гетеросексуалы и гомосексуалы воспринимали своих родителей. По сравнению с гетеросексуальной контрольной группой, у гомосексуалов были менее удовлетворяющие их отношения с родителями, особенно — своего пола. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что семейные отношения не повлияли на развитие сексуальной ориентации. Даже если сыновья-гомосексуалы не особенно ладили со своими отцами, это, скорее всего, происходило потому, что отцы не могли принять их сексуальную ориентацию. Если это так, неудовлетворительные отношения между отцами и сыновьями были не причиной, а следствием необычных сексуальных предпочтений последних. Нечто подобное можно сказать и об отношениях женщин-лесбиянок со своими матерями. Такие открытия не подтверждают фрейдовскую точку зрения на значимость ранних семейных отношений для сексуальной ориентации человека2.
Более поздний детский или подростковый опыт.Широко распространен стереотип, который говорит о том, что гомосексуальность — это результат совращения мальчика или девочки более старшим представителем своего пола. Главный показатель возможной гомосексуальности — это то, что люди чувствуют в связи с сексуальными отношениями, а не то, что они делают. Гомосексуальные чувства и эротические фантазии, как
' См.: Hamer D. Н„ Copeland P. The science of desire: The search for the gay gene and the biology of behavior. N. Y.: Simon & Schuster, 1994; Pattatucci A.M.L., Hamer D.H. Development and familiarity of sexual orientation in females // Behavior Genetics. 1995. 25. P. 407-420; Pillard R.S. Homosexuality from a familial and genetic perspective // Cabaj R.P., Stein T.S. (Eds.). Textbook of homosexuality and mental health. Washington D.S.: American Psychiatric Press, 1996.
2 См.: Bell A.P., Weinberg M.S., Hammersmith S.K. Sexual preference: Its development in men and women. Bloomington, Ind.: Indiana Univ. Press, 1981.
Глейтман Г., Фридлунл А, РайсбергА' Социальное развитие 53
правило, предшествуют любым возможным гомосексуальным связям1. Многие люди говорят: «Я всегда таким был»2. Будущие гетеросексуалы представляют себе роман с представителем противоположного пола точно так же, как тот, кто в дальнейшем станет гомосексуалом, представляет себе роман с представителем своего пола. Сексуальные желания по отношению к представителям своего пола и соответствующие фантазии, как правило, возникают еще до периода полового созревания, зачастую уже в 3—4 года3.
Но, возможно, самое убедительное доказательство того, что ранний сексуальный опыт не влияет на сексуальную ориентацию в дальнейшем, пришло к нам из других культур. В ряде обществ существуют социально предписанные периоды гомосексуальных отношений. Как правило, это отношения между мальчиками и мужчинами, которые начинаются в детские годы и продолжаются до подросткового возраста. Несмотря на интенсивный гомосексуальный опыт, который мальчик получает в пубертатный период, большая часть этих молодых людей во взрослом состоянии демонстрирует гетеросексуальную ориентацию, вступает в брак и производит на свет потомство4.
Детерминанты сексуальной ориентации: биологические факторы?
Ни одна из теорий, посвященных роли детского опыта, не дает ответа на вопрос о детерминантах сексуальной ориентации. В качестве альтернативы некоторые исследователи обратились к биологии.
Генетика и врожденные модели поведения.Одно направление исследований, использующее близнецовый метод, рассматривает генетическую предрасположенность: напомним, что однояйцовые близнецы имеют идентичный набор ДНК, в то время как у двуяйцовых близнецов идентична только половина их генетического материала. В свете этих данных крайне удивителен тот факт, что если однояйцевый близнец мужчины гомосексу-
1 См.: BellA.P., Weinberg M.S., Hammersmith S.K. Sexual preference: Its development in
men and women. Bloomington, Ind.: Indiana Univ. Press, 1981.
2 См.: Saghir M.T., Robins E. Male and female homosexuality. Baltimore: Williams &
Wilkins, 1973.
3 См.: Green R. Childhood cross-gender behavior and subsequent sexual preference //
Amer. J. Psychiatry. 1979. 136. P. 106-108; Zuger B. Early effeminate behavior in boys //
J. of Nervous and Mental Disease. 1984. 172. P. 90-96; Hamer D., Hu S., Magnuson V., Hu N.
A linkage between DNA markers on the x-chromosome and male sexual orientation // Science.
1993. 261(5119). P. 321-327; Hamer D., Hu S., Magnuson V., Hu N. Genetics and male sexual
orientation (Response) // Science. 1993. 261(5126). 1259.
4 См.: Stoller R.J., Herdt G.H. Theories of origins of male homosexuality: A cross-cultural
look // Archives of General Psychiatry. 1985. 42. P. 399-404; Herdt G.H. Developmental
discontinuities and sexual orientation across cultures // McWhirter D.P., Sanders S.A.,
Reinisch J.M. (Eds.). Homosexuality/heterosexuality: Concepts of sexual orientation. N. Y.:
Oxford Univ. Press, 1990.
54 Тема 14. Развитие личности
ален, то вероятность того, что и он сам будет склонен к гомосексуальности, составляет всего 52%; если близнецы двуяйцовые, то эта вероятность падает до 22%1. Аналогично, вероятность того, что женщина станет лесбиянкой, как и ее однояйцевая сестра-близняшка, равна 48%; если же они — двуяйцовые близнецы, то это значение падает до 16%2. Следовательно, чем выше идентичность генетического материала, тем выше вероятность того, что сексуальная ориентация близнецов будет одинаковой. Одно из очевидных следствий — то, что в генотипе заключена и склонность к гомосексуальности .
Другое генетическое исследование было посвящено выяснению того, связана ли гомосексуальная ориентация у мужчин с генами, находящимися в определенной области Х-хромосомы3. Результаты этого исследования носят предварительный характер, но даже если они подтвердятся, останется вопрос о том, каким образом эти гены приводят к гомосексуальной ориентации. Одна из гипотез заключается в том, что в этих генах закодирован гормональный облик человека, а гормональные особенности, в свою очередь, влияют на сексуальную ориентацию. Другая гипотеза сводится к тому, что эти гены прямо руководят развитием соответствующих мозговых структур. Каждая из этих гипотез была исследована учеными.
Гормональное влияние во взрослом состоянии.В ряде многих исследований проверялась гипотеза о том, что мужская гетеросексуальность обусловлена уровнем содержания в крови мужских гормонов — андроге-нов. В случае если этот уровень слишком низок, у мужчины могут появиться гомосексуальные наклонности. Однако доказательства этой гипотезы весьма неубедительны. Одни авторы подтверждают, что у гомосексу-алов уровень андрогенов в крови ниже, чем у мужчин с гетеросексуальной ориентацией; другие не находят никакой разницы4.
К тому же многие исследования показали, что введение андрогенов мужчинам с гомосексуальной ориентацией повышает их сексуальное желание, но не изменяет его направленности — после введения гормонального препарата их повышенный интерес по-прежнему оставался направленным на мужчин <...>5. Следовательно, недостаток мужских гормонов не является причиной мужской гомосексуальности. Будет разумным признать, что
1 См.: Bailey J.M., Pillard R.S. A genetic study of male sexual orientation // Archives of
General Psychiatry. 1991. 48. P. 1089-1096.
2 См.: Bailey J.M., Pillard R.S., Neale M.C., Agiey Y. Heritable factors influence sexual
orientation in women // Archives of General Psychiatry. 1993. 50. P. 217-228.
3 См.: Hamer D., Ни S., Magnuson V., Ни N. A linkage between DNA markers on the
x-chromosome and male sexual orientation // Science. 1993. 261(5119). P. 321-327.
4 См.: Kolodny R., Masters W., Hendryx J., Того G. Plasma testosterone and semen analysis
in male homosexuals // New England J. of Medicine. 1971. 285. P. 117-1174; Brodie H.K.H..
Gartrell N., Doering C, Rhue T. Plasma testosterone levels in heterosexual and homosexual
men // Amer. J. of Psychiatry. 1974. 131. P. 82-83.
5 См.: Kinsey A.C., Pomeroy W., Martin C.E. Sexual behavior in the human male.
Philadelphia: Saunders, 1948.
Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Социальное развитие 55
то же верно и для лесбиянок и что прямой связи между уровнем половых гормонов и сексуальной ориентацией не существует в принципе. (Связь между сексуальной ориентацией и нейроэндокринными явлениями стало темой работы1.)
Гормональное влияние в иренатальном периоде.Существует гипотеза о том, что гормональное влияние в месяцы, предшествующие рождению ребенка, влияет на его сексуальную ориентацию2. Согласно этой гипотезе, некоторые нейронные области вокруг гипоталамуса подвергаются дифференциации между 2-м и 5-м месяцами внутриутробного развития, причем направление дифференциации зависит от уровня половых гормонов в крови плода. Благодаря этим гормонам у эмбрионов мужского пола, как правило, развивается «мужской мозг», у эмбрионов женского пола — «женский». Однако, если нормальный гормональный фон по тем или иным причинам нарушен, развитие этой части мозга будет атипичным или неполным. Что может стать причиной таких нарушений? Существует несколько возможных причин: стресс, испытанный матерью во время беременности, различные генетические эффекты. Один из них — это избыточное воздействие тестостерона на зародыш женского пола. Среди возможных последствий этого воздействия называют мальчишеское поведение у девочек, а также развитие гомосексуальной ориентации у женщин3.
Различия в структуре головного мозга.Многие исследователи выявили различия в структуре мозга гетеросексуальных и гомосексуальных индивидов. В одном исследовании Симона Ле Вея изучалась область заднего гипоталамуса, ответственная за половое поведение у животных; ранее было показано, что эта область в два раза больше по объему у мужчин, чем у женщин4. Исследуя мозг мужчин, имеющих гомосексуальную ориентацию, Ле Вей увидел, что данная область их мозга по объему близка к аналогичной области мозга женщин (с гетеросексуальной ориентацией) и в два раза меньше, чем та же структура у мужчин-гетеросексуалов.
В настоящее время причины этих различий в структуре мозга не установлены; они могут быть связаны с генетическими или нейроэндокринными факторами либо и с теми, и с другими. Также неизвестно, какую роль играет эта структура в развитии сексуальной ориентации. Может быть, никакую. Может быть, эти различия действительно связаны с
1 См.: Gladue Bji., Green R., Hellman R.E. Neuroendocrine responses to estrogen and
sexual orientation // Science. 1984. 225. P. 1496-1498.
2 См.: Ellis L., Ames МЛ. Neurohormonal functioning and sexual orientation: A theory
of homosexuality-heterosexuality // Psychol. Bulletin. 1987. 101. P. 239-258.
3 См.: Dittmann R.W., Kappes M.W.E., Kappes М.Я. Sexual behavior in adolescent and
adult females with congenital adrenal hyperplasia // Psychoneuroendocrinology. 1992. 17.
P. 153-170.
1 См.: Le Vay S. A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men // Science. 1991. 253. P. 1034-1037; Allen L.S., Hlnes Z.M., Shryne J.E., Gorskl RA. Two sexually dimorphic cell groups in the human brain // J. of Neuroscience. 1989. 9. P. 497-506.
56 Тема 14. Развитие личности
сексуальной ориентацией, но не являются ее причиной, а могли развиться вторично вследствие влияния других факторов. Окончательного ответа на этот вопрос на сегодняшний день пока нет.
Две стороны одной монеты
Так что же приводит человека к гомосексуальной ориентации? Биологические предпосылки (в основе которых, возможно, лежат генетические), судя по всему, являются важнейшим фактором, определяющим направление развития сексуального влечения. Социальные влияния, несомненно, тоже участвуют в формировании отношения детей к другим людям. До сих пор нет ясного ответа на поставленный выше вопрос. Возможно, это всего лишь оборотная сторона другого вопроса: что ведет к гетеросексуальной ориентации? Этот вопрос задается редко, потому что большинство людей рассматривают гетеросексуальную ориентацию как саму собой разумеющуюся. Однако если бы нам стали известны причины развития гетеросексуальной ориентации, мы бы стали ближе к пониманию и того, откуда берется гомосексуальность.
Эти два параллельных вопроса важны еще и потому, что проливают свет еще на один факт. Люди часто спрашивают, нельзя ли из мужчины или женщины с гомосексуальной ориентацией сделать гетеросексуальных мужчин и женщин. Ответ таков, что это крайне сложно, если не невозможно, и к тому же мало кто из геев и лесбиянок о нем мечтает. Как и гетеросексуальность, гомосексуальность — нечто большее, чем произвольное сексуальное предпочтение. Это — важная часть характера человека.
Что бы ни было причиной гомосексуальной или бисексуальной ориентации, ясно одно: подобное «отклонение от нормы» не является ни психологическим расстройством, ни дефектом. Такая ориентация ненормальна лишь в том смысле, что является ориентацией статистического меньшинства (а не статистической нормы) — гомосексуалы составляют примерно 10% всего населения, впрочем, как и левши. Геи и лесбиянки не хуже и не лучше, чем гетеросексуалы. Среди них есть великие художники (Леонардо да Винчи), писатели (Гертруда Стайн) и военачальники (Александр Великий); однако преобладающее большинство из них — обычные люди, что можно сказать и о левшах, и о людях с гетеросексуальной ориентацией.
Проблема периодизации психического и личностного развития
Д.Б.Эльконин
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ1
Общественные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На предмете не написаны его общественное происхождение, способы действий с ним, способы и средства его воспроизведения. Поэтому овладение таким предметом невозможно путем адаптации, путем простого «уравновешивания» с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами. При этом физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры для действия с нею.
При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка (как, впрочем, и для взрослых людей, непосредственно не включенных в организованный процесс воспитания и обучения) это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действиями с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, осуществляющий определенные общественные задачи.
Особенности открытия ребенком человеческого смысла предметных действий были показаны в ряде исследований. Так, Я.И.Фрадкина описала то, как на определенном этапе овладения предметными дейст-
1 Психология личности: Т