Универсальна ли концепция Колберга?
Концепция Колберга вызывает много вопросов. Он предполагал, что эта концепция описывает всех людей — мужчин, женщин, представителей любых культур. Так ли это?
Нравственное сознание у мужчин и женщин.Получившая большой резонанс точка зрения Кэрол Гиллиган предполагает, что это не так. На ее взгляд, мужчины склонны рассматривать нравственность как справедливость, в конечном счете основанную на абстрактных, рациональных принципах, которые достаточно соблюдать, чтобы всем было хорошо. Женщины воспринимают нравственность как сопереживание, человеческие отношения и ответственность перед теми, с кем находишься в близких отношениях2.
1 См.: Kurtines W.M., Gewirtz L. Moral development: An introduction. Boston: Allyn
and Bacon, 1995.
2 См.: GUligan C. In a different voice: Psychological theory and women's development.
Cambridge, Mass.; Harvard Univ. Press, 1982; GUligan С Profile of Carol Gilligan // Scarr S.,
Weinberg Я.Л., LevineA. Understanding development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1986.
40 Тема 14. Развитие личности
Естественно, точка зрения Гиллиган не предполагает, что один пол более или менее нравственен, чем другой. Исследования нравственного сознания не выявили значимых различий между мужчинами и женщинами по результатам теста Колберга; из 108 работ только 8 показали превосходство мужчин по данному параметру, 4 или 5 — превосходство женщин1.
Несмотря на количественное равенство показателей нравственного развития обоих полов, остается возможность качественных различий, возможность того, что мужчины и женщины действительно обращают внимание на разные аспекты нравственности — на абстрактное понятие справедливости, с одной стороны, и принцип сопереживания и человеческой ответственности — с другой. Эксперименты подтвердили, что мужчины и женщины придают наибольшее значение разным сторонам нравственности; в частности, девочки считают, что главное — помогать другим людям и демонстрируют большую эмоциональную эмпатию, чем мальчики2. Почему для женщин забота важнее абстрактной справедливости, до сих пор не выяснено. Существует предположение, что это результат гендерно-специ-фичных моделей социализации, которые ориентируют мальчиков и девочек на разные ценности3.
Какая из этих двух точек зрения правильная? Мы думаем, каждый согласится, что однозначного ответа на этот вопрос нет, так как для нравственности важны и справедливость, и сочувствие. Колберг пишет, что обе концепции можно найти в Золотом Правиле Нового Завета. Золотое Правило состоит из двух частей. Первая настаивает на справедливости: «Обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой». Вторая взывает к заботе и сочувствию: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»4.
Нравственное сознание в разных культурах.Нравственные ценности и взгляды на нравственность в разных культурах различны. Когда представители примитивных культур решали моральные дилеммы из ме-
1 См.: Brabeck M. Moral judgement: Theory and research on differences between males
and females // Developmental Review. 1983. 3. P. 274-291; WalkerLJ. Sex differences in the
development of moral reasoning: A critical review // Child Development. 1984. 55. P. 677-691;
Walker LJ. Sexism in Kohlberg's moral psychology // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.).
Moral development: An introduction. Boston: Allyn and Bacon, 1995.
2 См.: Hoffman M.L. Sex differences in empathy and related behavior // Psychol. Bull.
1977. 84. P. 712-722.
3 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B.
(Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development
of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hof
fman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur
tines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley,
1984.
4 См.: Kohlberg L.,Candee D. The relationship of moral judgment to moral action //
Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.:
Wiley, 1984.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 41
тодики Колберга, они обычно получали низкие оценки. Они гораздо чаще объясняют свои действия с точки зрения конкретных обстоятельств («что скажут соседи»), чем с позиции абстрактных понятий справедливости и нравственности1. Как можно проинтерпретировать эти факты? Означает ли это, что люди, живущие в маленькой турецкой деревушке, менее нравственны, чем жители Парижа или Нью-Йорка? Более вероятное объяснение состоит в том, что деревенские люди живут в маленьком сообществе, где постоянно общаются лицом к лицу со всеми его членами. Естественно, такие условия формируют более конкретную разновидность нравственного сознания, которая придает наибольшее значение заботе, ответственности и лояльности2.
Из этого можно сделать два вывода. Первый: нравственные принципы в значительной степени определяются сообществом (и семьей), в которой живет человек; то есть большую роль в формировании личности играют социализация и опыт. Второй: «высшие» уровни развития нравственности не обязательно являются «лучшими» или «наиболее утонченными». Нравственные принципы, которыми руководствуется каждый индивидуум, надо рассматривать в контексте того, кто он и где живет.