Модели родительского воспитания
Однако в психологии развития существует и другой подход. Не акцентируя свое внимание на отдельных воспитательных действиях, сторонники данного подхода обратились к общей атмосфере в доме, где воспитываются дети2.
В ряде исследований экспериментаторы просили родителей описать, как они обращаются с детьми, а также наблюдали за ними в разных ситуациях. Так были выявлены несколько моделей родительского воспитания. Первая была названа автократической моделью. Здесь родители были верны жестким стандартам, относительно которых решалось, как дети должны или не должны себя вести, и согласно которым формировалось поведение детей. Эта модель предполагает наличие в семье твердых правил и строгую кару за малейшее их нарушение (включая телесные наказания). Родители, придерживающиеся автократической модели воспитания, не считают нужным объяснять детям свои решения, и ожидают от них беспрекословного повиновения: «Это потому, что я так сказал, вот почему».
Противоположной крайностью является разрешающая модель, где ребенок почти не сталкивается с нормами и правилами поведения. Родители стараются не навязывать ребенку свой авторитет, не ограничивают и не контролируют его, не склонны к жесткому расписанию (например, сна и бодрствования или просмотра телевизионных передач) и редко используют наказания. Они почти ничего не требуют от своих детей, будь
1 См.: Orlansky H. Infant care and personality // Psychol. Bulletin. 1949. 46. P. 1-48;
Zigler E., Child I.L. Socialization // Lindsey G., Aronson E. (Eds.). The handbook of social
psychology. Vol. 3. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1969; Zigler E., Lamb M.B., Child I.L.
Socialization and personality development. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1982.
2 См.: Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior
// Genetic Psychology Monographs. 1967. 75. P. 43-88; Baumrind D. Current patterns of
parental authority // Genetic Psychology Monographs. 1971. 1; Maccoby E.E., Martin Jjl.
Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // Mussen P.H. (Ed.).
Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social
development. Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.
32 Тема 14. Развитие личности
то уборка в детской комнате, выполнение домашних заданий или помощь родителям в домашних делах.
Автократичные родители угрожают детям своей властью, разрешающие, наоборот, складывают с себя властные полномочия. Но существует и третья модель, до некоторой степени находящаяся между двумя первыми. Она называется авторитетно-взаимной моделью, так как в этом случае родители пользуются властью и в то же время принимают точку зрения детей и рассматривают их требования (конечно же, только в том случае, если требования разумны). Такие родители устанавливают для своих детей правила поведения и настаивают на их соблюдении, когда это необходимо. Они требовательны, они возлагают на своих детей обязанности и ожидают, что дети будут вести себя ответственно. Они проводят много времени, объясняя детям, как делать правильно, но, в то же время, поощряют независимость и допускают обмен мнениями. В отличие от разрешающих родителей, они управляют своими детьми, а в отличие от автократичных, делают это с согласия детей.
Эти три обобщенные модели были выведены на основе наблюдения за детьми и их родителями, принадлежащими, по большей части, к среднему классу. Но они не охватывают всего многообразия моделей родительского воспитания в разных культурах. Например, в китайской семье от ребенка ожидают послушания, но при этом к послушанию его побуждают теплотой, доверием и вовлечением в дела семьи, а не запугиванием и навязыванием правил1.
Существуют ли различия между детьми, воспитанными в рамках разных моделей? В одном исследовании американские дошкольники наблюдались в разных ситуациях. Дети, воспитанные автократичными родителями, были более замкнутыми, зависимыми, более агрессивными и вспыльчивыми (особенно мальчики). Неожиданным оказалось то, что родительская модель, расположенная на противоположном конце спектра, дала те же результаты. Т.е. дети разрешающих родителей тоже были зависимыми и вспыльчивыми. К тому же они оказались инфантильными и не проявляли достаточной ответственности за свои поступки. В противоположность первым двум группам, дети, воспитанные в рамках авторитетно-взаимной модели, были более независимыми, компетентными и социально ответственными.
Также имеются данные о том, что модель воспитания, которой родители придерживались, когда детям было 3 или 4 года, влияет на поведение детей и в более позднем возрасте. Так, в 8—9 лет дети, родители которых пять лет назад предпочитали разрешающую или автократическую модель, были не уверены в себе и не отличались оригинальностью мышления. Авторитетно-взаимная модель воспитания оказалась более
1 См.: Chao R.K. Beyond parental control and authoritarian parenting style: Understanding Chinese parenting through the cultural notion of training // Child Development. 1994. 65. P. 1111-1119.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД, Социальное развитие 33
эффективной. Дети, чьи родители в свое время избрали эту модель, более уверенно чувствовали себя, когда им приходилось решать сложные интеллектуальные задачи, имели ясно выраженный мотив достижения цели и более свободно чувствовали себя в обществе других людей1. Более поздние исследования показали, что преимущества авторитетно-взаимной модели проявляются даже в студенческом возрасте, в высшей школе, где дети, воспитанные в таком стиле, получают более высокие оценки и более успешно адаптируются социально2.
Но можем ли мы уверенно утверждать, что такие различия в поведении и учебных достижениях обусловлены моделью воспитания? Возможно, автократическая модель воспитания действительно делает детей угрюмыми и дерзкими, но с той же вероятностью можно предположить, что такая модель — это единственный выход для родителей, которым приходится иметь дело с угрюмым и дерзким ребенком. Аналогично, родители добродушных, миролюбивых детей выбирают для себя разрешающую модель, а родители ответственных и независимых детей имеют возможность поддерживать с ними равные отношения, даже когда они еще совсем маленькие.