Полушарная организация фонетического анализа речи

В современных психофизиологических исследованиях восприятие речи рассматривают как многоступенчатый процесс, в котором уровень фонетического анализа является первым надсенсорным символическим уровнем речевого анализа (Л.Я. Балонов с соавт., 1985). Основная масса исследований функциональной асимметрии мозга относится именно к этому уровню, данных о полушарной организации других уровней языка значительно меньше.

В условиях угнетения одного полушария после унилатеральных электросудорожных припадков было показано, что повышение порогов обнаружения звуков речи, ухудшение опознания фонем, слогов и слов наблюдается только при инактивации левого полушария и обусловлено утратой смыслоразличительной функции фонем. Структурами правого полушария не производится фонематический анализ, значение слова извлекается из целостного звукового образа (Л.Я. Баллонов, В.Л. Деглин, 1976; Л.Я. Баллонов и др., 1985). Эти данные в целом совпадают с результатами исследований, проведенных на здоровых людях с использованием метода дихотического тестирования, в которых показано преимущество левого полушария в восприятии бессмысленных слогов и слов (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; И.А. Вартанян с соавт., 1988; M.P. Bryden, 1988).

Лишь немногочисленные данные позволяют сравнивать полушарную организацию фонетического анализа речи у мужчин и женщин. Так, превалирование женщин среди больных, проходивших курс электросудорожной терапии, (119 из 150 больных, Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, 1976, стр. 40) позволяет заключить, что фонетический анализ у женщин, связан с левым полушарием мозга. Исследование влияния асинхронности предъявления слогов в дихотической паре на эффективность их воспроизведения у детей различных возрастных групп выявило половые различия, обусловленные лучшим восприятием опережающих слогов девочками при увеличении асинхронности, что может отражать большую скорость фонетического анализа (P. Mirabile et al., 1977). При анализе результатов дихотических исследований латерализации восприятия слогов, состоящих из согласной и гласной, и использовавших в качестве сравниваемых показателей средние значения разницы воспроизведения с правого и левого уха, только в одной работе выявлен больший эффект правого уха у женщин по сравнению с мужчинами (Dorman, R.J. Porter, 1975 цит. по J. McGlone, 1980), в большинстве исследований, не обнаружено половых различий (J. McGlone, W. Davidson, 1973; M. Hiscock, M. MacKay, 1985; M.P. Bryden, 1988; S. Clarke, E. Zaidel, 1994). В отличие от этого Д. А. Лейк и М.Р.Брайден (D.A.Lake, M.P. Bryden, 1976) обнаружили, что у мужчин преимущество правого уха выражено сильнее, чем у женщин. Сравнение мужчин и женщин по такому показателю, как количество испытуемых, показавших эффект правого уха, выявило как достоверно большую встречаемость левостороннего доминирования у мужчин (M.P. Bryden,1973; D.A. Lake, M.P. Bryden, 1976), так и отсутствие половых различий (M.P. Bryden, 1975;M.P. Bryden et al., 1983). Тем не менее, обзор исследований половых различий латерализации при выполнении дихотического теста, сделанный в двух работах (M. Hiscock, M. MacKay, 1985; M.P. Bryden, 1988), привел авторов к выводу, что половые различия невелики и выявляют лишь тенденцию большего преимущества правого уха у мужчин по сравнению с женщинами при предъявлении бессмысленных речевых сигналов.

В последнее время появились данные, которые указывают по крайней мере на одну из возможных причин вариативности результатов оценки половых различий в фонетическом анализе дихотически предъявляемых слогов. Обнаружено, что на начальном этапе прослушивания длинного (120 пар) списка слогов у женщин наблюдается лучшее воспроизведение информации с левого, а у мужчин - с правого уха. По мере выполнения задания показатели асимметрии обеих групп сближались (B.E. Wexler, E. Lipman, 1988; P. Munro, E. Govier, 1993). Предполагается, что причиной такого эффекта могут быть половые различия в реакции на новизну информации: использование мужчинами преимущественно реакции приближения к стимулу (левополушарной стратегии), а женщинами – стратегии избегания (правополушарной) (B.E. Wexler, E. Lipman, 1988). Чтобы проверить это предположение мы исследовали временную динамику воспроизведения дихотически предъявляемых слогов (120 пар) у мужчин (65 человек) и женщин (52 человека) в двух экспериментальных сериях. После предъявления каждой пары требовалось письменно воспроизвести оба слога. Оказалось, что и при повторном тестировании у как мужчин, так и у женщин наблюдается та же временная динамика изменения коэффициента асимметрии, как и при первом тестировании (Рис.1). Изменения коэффициента асимметрии были обусловлены нарастанием воспроизведения слогов, адресованных левому полушарию, у женщин и правому - у мужчин. Следовательно, наблюдаемые половые различия не связаны с новизной ситуации тестирования. В то же время проведенные нами эксперименты с избирательным воспроизведением слогов с одного из каналов при дихотическом предъявлении в отличие от ситуации распределенного внимания не выявило половых различий на начальных этапах тестирования. В процессе тестирования у всех испытуемых наблюдалось возрастание воспроизведения слогов с правого уха, более выраженное у женщин (О.М. Разумникова, Н.В. Вольф, 1997). Приведенные данные позволяют связать изменения полушарного вклада в обработку информации в ходе длительного тестирования с половыми особенностями организации процессов внимания.

Полушарная организация фонетического анализа речи - student2.ru

Рис.1. Зависимость коэффициента асимметрии воспроизведения слогов от длительности тестирования в двух экспериментальных сериях у мужчин и женщин.

По оси абсцисс – номер блока тестирования, по оси ординат – коэффициент асимметрии. Сплошные линии – первое тестирование, пунктирные – второе; кружками отмечены данные для группы женщин, треугольниками – мужчин. *, - Р<0,05 при сравнении соответствующих показателей у мужчин и женщин

Таким образом, различия в длине используемых списков, а также в характере процедуры тестирования могут влиять на проявление половых различий в результатах фонетического анализа при латерализованном предъявлении вербальных стимулов.

Полушарные особенности обработки семантически значимой вербальной информации

Наиболее изучен вопрос о роли полушарий в слуховом восприятии существительных. Их восприятие оценивалось с точки зрения положения на шкале абстрактности - конкретности, образности. Хотя результаты, полученные в этих исследованиях неоднородны, все же преобладающее количество работ свидетельствует об участии в обработке абстрактных существительных преимущественно левого полушария, тогда как при обработке конкретных существительных преимущество левого полушария исчезает (H.D. Ellis, J.W. Sheperd, 1974; J. Day, 1979; Д.А. Кауфман, О.П. Траченко, 1985; P.W. Ely et al., 1989; Т.В. Черниговская с соавт., 1996). Однако влияние образности-конкретности слов на выраженность преимущества правого уха зарегистрировано не во всех исследованиях (H.B. Orenstein, W.B. Meighan, 1976). При дихотическом исследовании с применением в качестве стимульного материала серий по три конкретных слова степень асимметрии у мужчин была выше, чем у женщин. Такой же характер половых различий наблюдался у детей различных возрастных групп (И.А. Вартанян с соавт., 1988). Наряду с эффектом «правого уха», разнообразные комбинации дихотического теста и моторных реакций выявили, что для мужчин в большей мере характерна стабильная асимметрия взаимодействия полушарий, тогда женщины используют разные стратегии переработки речевых сигналов (T. Welsh, D. Elliot, 2001). Однако использование в качестве дихотически предъявляемых стимулов названий чисел, обнаружив эффект правого уха у всех испытуемых, не выявило половых различий в его величине (J. McGlone, W. Davidson, 1973; M.P Bryden, 1975). Таким образом, положение на шкале образности-абстрактности по-разному влияет на проявление функциональной асимметрии в организации вербальных процессов у мужчин и женщин. Очевидно, что уменьшение коэффициента асимметрии может происходить как за счет снижения функциональных возможностей левого, так и за счет повышения функциональных возможностей правого полушария. К сожалению, отсутствие в приведенных работах данных о продуктивности деятельности, связанной с каждым полушарием, не позволяет ответить на этот вопрос.

Существует ограниченное количество данных об особенностях нарушений речевой памяти у мужчин и женщин после локальных повреждений мозга. Так, например, описаны более выраженные нарушения памяти после разрушений в области левой височной доли у мужчин по сравнению с женщинами (M.R. Smith, B. Milner, 1984; M.R. Trenerry et al., 1995). При менее точно локализованных поражениях левого полушария на небольшом контингенте испытуемых описаны как аналогичные результаты (J. McGlone, 1978), так и отсутствие половых различий (W.G. Snow, S.Cheese, 1985).

При анализе продуктивности вербальной памяти в ситуации свободного припоминания словесной информации воспроизведение у женщин было более успешным, чем у мужчин (Р.С. Трубникова, 1974; J. Levy, 1980; Rugg et al., 1989; D.J. Нerrmann et al., 1992; A. Herlitz, 1997.). Эффективность отсроченного воспроизведения слов по ряду данных также выше у женщин по сравнению с мужчинами (Р.С. Трубникова, 1974; С.M. Sinton, 1981; E.B. Jones et al., 1987). Большинство же данных о половых различиях в вербальной памяти было получено как побочный продукт главным образом в исследованиях возрастных особенностей памяти (M.L. Bleecker et al.,1988; D.F. Hulstch et al., 1991; G.J. Larrabee, T.H. Crook, 1993; K.W. Schaie, S.L. Willis, 1993; Zelinski et al., 1993; R.D. Hill et al., 1995; R. Portin et al., 1995; P. Rabbitt et al., 1995) или при разработке нормативных данных для тестов памяти (R. Bolla-Wilson, M.L. Bleeker, 1986; G. Geffer et al., 1990; C.M. Temple, K.M. Cornish, 1993). Во всех этих исследованиях у женщин обнаружены более высокие показатели вербальной памяти, чем у мужчин. Однако физиологическая основа выявленного преимущества, его связь с особенностями полушарной интеграции экспериментально не изучены.

В связи с этим мы провели изучение половых особенностей полушарной организации процессов вербальной памяти, исходя из следующих основных предпосылок. Во-первых, приведенные выше данные о принципиальных различиях пространственной организации речевых функций в левом полушарии у мужчин и женщин (Kimura, 1981; 1983; R.S. Lewis, L. Christiansen, 1989; G.A. Ojemann et al., 1989; J. Levy, W. Heller, 1992) свидетельствуют в пользу гипотезы об использовании ими разных стратегий обработки сложной речевой информации (J. Levy, 1980; S. Batler, 1984; D. Kimura, R.A. Harshman, 1984). В соответствии с данной гипотезой в наибольшей степени половые различия в полушарной организации речевых функций должны проявляться в заданиях, допускающих произвольное применение испытуемыми как левополушарных, так и правополушарных способов обработки речевых сигналов. В связи с этим для выявления половых различий в наших экспериментах, был реализован подход, основанный на использовании различных вариантов латерализованного предъявления списков конкретных существительных, восприятие и запоминание которых возможно с опорой на когнитивные стратегии как правого, так и левого полушария (H.D. Ellis, J.W. Sheperd, 1974; R. Kelly, K. Orton, 1979; J. Day, 1979; Д.А. Кауфман, О.П. Траченко, 1985; P.W. Ely et al., 1989; Т.В. Черниговская с соавт., 1996). Во-вторых, особенностью применяемых нами моделей дихотического тестирования является предъявление списков из 10 пар слов, что отвечает требованию сложности задания, выполнение которого необходимо для выявления половых различий в латерализации когнитивных функций (А.И. Федотчев, 1985).

Воспроизведение запоминаемых слов осуществлялось в трех вариантах. При непосредственном воспроизведении испытуемые записывали в произвольном порядке запомненные слова сразу после прослушивания каждого из 9 списков. При отсроченном воспроизведении

после записи слов последнего списка испытуемым неожиданно было предложено воспроизвести все запомненные слова из всех предъявленных списков или дифференцировать нажатием на соответствующие клавиши клавиатуры компьютера среди последовательно предъявляемых на экране монитора слов те, которые имелись или отсутствовали в этих списках (отсроченное узнавание) (Н.В. Вольф, 2000).

При непосредственном воспроизведении слов только у мужчин наблюдалось преимущество левого полушария. При этом различия в эффективности воспроизведения с правого уха (левого полушария) у мужчин и женщин отсутствовали, но женщины воспроизводили больше, чем мужчины, слов с левого уха. Таким образом, уменьшение латеральных различий у женщин обусловлено возрастанием эффективности обработки информации, адресованной правому полушарию (Рис.2). При отсроченном воспроизведении женщины воспроизводили больше слов, чем мужчины как с правого, так и с левого уха. У испытуемых обоего пола отсутствовали латеральные различия в эффективности воспроизведения (Рис.2). При узнавании слов женщины воспроизводили больше, чем мужчины слов с левого уха.

Полушарная организация фонетического анализа речи - student2.ru

Рис.2. Различия в эффективности воспроизведения дихотически предъявленных списков слов у мужчин (1) и женщин (2).

Воспроизведение слов с правого уха не отличалось достоверно у мужчин и женщин. При узнавании у женщин в отличие от мужчин наблюдалась асимметрия воспроизведения, обусловленная лучшим узнаванием слов, предъявлявшихся в левое ухо. У мужчин асимметрия в узнавании латерально предъявленных слов отсутствовала. (Рис.2).

Данные о меньших латеральных различиях показателей непосредственного воспроизведения у женщин по сравнению с мужчинами согласуются с результатами, полученными в аналогичной ситуации дихотического тестирования с применением в качестве стимульного материала серий конкретных существительных (И.А. Вартанян с соавт., 1988). В то же время при использовании в качестве дихотически предъявляемых стимулов названий чисел, одинаковый эффект правого уха выявлен независимо от пола испытуемых (J. McGlone, W. Davidson, 1973; M.P. Bryden, 1975). Если исходить из гипотезы о билатеральном распределении аналогичных речевых функций между полушариями у женщин, то приведенные данные трудно поддаются объяснению, так как в обоих случаях предъявляется вербальная информация.

В отличие от результатов предыдущих исследований, анализировавших показатели асимметрии, рассмотрение нами данных, полученных для каждого полушария, показывает, что различия между мужчинами и женщинами в воспроизведении слов связаны с процессами, происходящими в правом полушарии. Если учесть, что при запоминании конкретных существительных, отличающихся от других вербальных стимулов высокой образностью, могут наряду с левополушарными использоваться правополушарные способы обработки информации, то выявленное правополушарное преимущество у женщин можно объяснить эффективным использованием ими правополушарных стратегий обработки информации. Для проверки этого предположения мы провели изучение стратегий, использовавшихся при запоминании дихотически предъявленных слов. Как видно из рисунка 3 у мужчин доминировала стратегия запечетлевания отдельных слов, а у женщин - образного представления и объединения слов (Н.В. Вольф, 1994, 2000).

Полушарная организация фонетического анализа речи - student2.ru

Рис.3. Распределение испытуемых в зависимости от стратегий запоминания слов.

Столбики – процент испытуемых, использующих данную стратегию; горизонтальные линии – количество испытуемых, использующих обе прилегающие стратегии. Стратегии запоминания: 1 – запечатлевание, 2 – по категориям, 3 – по созвучию, 4 – объединение слов в предложение, 5 – образное запоминание.

Анализ стратегий, применявшихся испытуемыми разного пола при запоминании большого объема вербальной информации, позволяет предположить, что преобладающая у мужчин стратегия запечатлевания, для которой характерно "всплывание" слов из памяти при воспроизведении, связана с левополушарными процессами собственно вербальной памяти. Доминирующая у женщин стратегия образного опосредования соответствует правополушарному способу представления и запоминания информации. Показано, что повышение функциональной активности правого полушария при гипнозе активирует образное мышление, стимулирует образную память. При этом по отчетам испытуемых усиливается взаимодействие между образами, что часто сопровождается придумыванием сопутствующих рассказов, чтобы облегчить запоминание (H.J. Crawford, S.N. Allen, 1983; В.С. Ротенберг, 1985). При инактивации левого полушария после применения унилатеральной электросудорожной терапии основным принципом объединения разных слов является их отнесение к внеязыковому предметному миру, воссоздание чувственного наглядного образа (Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, 1976; Л.Я. Балонов c соавт., 1985).

Особого внимания заслуживает тот факт, что наибольшие различия между мужчинами и женщинами обнаружены нами при отсроченном воспроизведении, в ходе которого женщины воспроизводили значительно больше слов, чем мужчины. Существует имеющая подтверждение во множестве экспериментов точка зрения, что способность к воспроизведению из памяти через различные промежутки времени определяется не природой фиксации следа, а возможностью его считывания (Р.Ю. Ильюченок c соавт., 1981). В нашем эксперименте каждый список слов предъявлялся испытуемым однократно. В опытах на животных показано, что определяющую роль в однократном обучении играет эмоциогенная система мозга, способствующая установлению связи следа памяти с программой воспроизведения (Р.Ю. Ильюченок, 1979; Р.Ю. Ильюченок с соав., 1981). При обеспечении процессов вербальной памяти эта регуляторная система, несомненно, работает во взаимодействии с другими, и, прежде всего корковыми, структурами мозга, так как для распознавания эмоциональности слов необходим их семантический анализ. О более тесной связи правого полушария с подкорковыми системами эмоциональной регуляции свидетельствует его преимущественная, по сравнению с левым полушарием, роль в регуляции вегетативных функций (W. Wittling, 1990; B.N. Johnsen, R. Hugdahl, 1993; W. Heller, 1993a). Таким образом, можно предполагать, что выявленное нами у женщин большее вовлечение в процессы вербальной памяти правого полушария, для которого показано тесное взаимодействие с подкорковыми системами эмоциональной регуляции, способствует формированию устойчивых связей следа памяти с программой воспроизведения и высокой эффективности непосредственного и, особенно, отсроченного воспроизведения. Этот вывод подтверждается результатами, полученными нами при изучении влияния эмоциогенной стимуляции (электрокожное раздражение) на воспроизведение дихотически предъявляемых списков слов. Эмоциогенная стимуляция приводила к улучшению отсроченного воспроизведения слов у мужчин и ухудшению – у женщин. Можно полагать, что дополнительная эмоциогенная активация после восприятия информации создает у мужчин оптимальные условия для успешного считывания следа памяти, тогда как у женщин оптимальная активация создается самим мнемическим заданием, и дополнительная эмоциогенная стимуляция в этом случае приводит к ухудшению показателей вербальной деятельности (О.М. Разумникова, Н.В. Вольф, 2002).

Приведенные выше факты касались половых различий в эффективности воспроизведения латерализованной вербальной информации. В то же время известны данные, что процессы, обеспечивающие правильность и скорость мнестических операций могут иметь разную церебральную организацию (R.S. Lewin et al., 1994). В связи с этим для исследований полушарных механизмов памяти представляет интерес модель Стенберга (S. Sternberg, 1966, 1969; R.S. Lewin et al.,1994), позволяющая оценить скорость сканирование памяти. Существует точка зрения, что сканирование памяти в модели Стенберга осуществляется на основе зрительных кодов (S. Sternberg, 1976). Приведенные выше результаты наших исследований указывают на половые различия в использовании правополушарных, образных, способов обработки информации для обеспечения процессов вербальной памяти. В связи с этим представлялось, что исследование скорости сканирования вербальной памяти даст новые представления о полушарной организации вербальных мнестических процессов у мужчин и женщин.

В качестве показателя скорости и правильности сканирования кратковременной памяти анализировали наклон линий (коэффициенты регрессии), отражающих зависимость ВР от объема запоминания. Показатели, полученные при предъявлении цифр в разные полуполя зрения, анализировали отдельно. Как видно из Рис.4, сравнение тестового стимула с удерживаемым в памяти набором быстрее производили женщины.

Полушарная организация фонетического анализа речи - student2.ru

Рис.4. Различия в скорости сканирования кратковременной памяти у мужчин (1) и женщин (2).

А – изменение времени реакции в зависимости от объема запомненной информации: по оси Y- время реакции; по оси X – количество удерживаемых в памяти цифр; толстая линия – правое, тонкое – левое поле зрения. Б – значения коэффициента, характеризующего наклон линии зависимости времени реакции от нагрузки на память. Светлые столбики – правое поле зрения, обозначенные штриховкой – левое;- P<0.05

Хотя тенденция к более быстрой обработке информации наблюдается при предъявлении стимулов как в правое, так и в левое полушарие, только для правого полушария скорость сканирования у женщин была достоверно выше, чем у мужчин. Дальнейший анализ внутригрупповых данных выявил также достоверные латеральные различия коэффициентов, характеризующих наклон линии зависимости ВР от количества элементов в запомненном наборе, у мужчин. Эта зависимость была более выраженной при предъявлении тестовых стимулов в левое полуполе зрения, что может свидетельствовать о разной эффективности мнестических процессов в правом и левом полушариях у мужчин. У женщин наклон линий был одинаков для предъявлений стимулов в правое и левое полуполя зрения.

Возрастание ВР с увеличением набора целевых стимулов, наблюдаемое в наших экспериментах, показывает, что сопоставление пробного стимула с целевым производится последовательно. Принимая во внимание данные о большей эффективности связанных с правым полушарием зрительно-пространственных функций у мужчин, полученные результаты более быстрого сканирования кратковременной памяти женщинами можно объяснить, предположив, что у них более эффективно протекает процесс идентификации зрительных кодов вербальных стимулов. Это предположение хорошо согласуется с нашими данными о том, что использование стратегии образного опосредования при большой скорости предъявления слуховых словесных стимулов является предпочитаемым и эффективным приемом при запоминании вербальной информации женщинами.

Только у мужчин наблюдалась более значительная зависимость ВР от нагрузки на память для правого полушария. Эти данные свидетельствуют о наличии у мужчин асимметрии в воспроизведении данных из кратковременной памяти при меньшей эффективности этого процесса в правом полушарии. Аналогичный результат получен Д. Дж. Маденом и Р. Д.Небесом (D.J. Madden, R.D. Nebes, 1980) при использовании набора цифр на здоровых испытуемых, а также при использовании геометрических стимулов на макаках-самцах (R.S. Lewin et al., 1994). Однако выше были приведены сведения, отличающиеся от полученных нами данных. Наши результаты позволяют заключить, что расхождение данных, обнаруженных в предыдущих исследованиях латерализации процесса сканирования кратковременной памяти, проведенных без учета пола испытуемых, может быть следствием широкого варьирования полового состава экспериментальных групп.

В отличие от мужчин у женщин обнаружено отсутствие различий в наклоне линий, полученных для предъявлений тестирующих стимулов в левое и правое поля зрения, что свидетельствует о более высоких возможностях сканирования вербальной памяти в правом полушарии у женщин.

В исследованиях опознания зрительных образов показано, что описания изображений в правом и левом полушариях не идентичны. В левом полушарии осуществляется инвариантное описание объекта, а в правом - единое полное описание изображения. Соответственно, для опознания образов в левом полушарии используется классификационный, дискриминантный способ, в правом - структурный (Л.И. Леушина с соавт., 1982; А.А. Невская, Л.И. Леушина, 1990). Имея дело с хорошо знакомыми объектами, к которым, в частности, относятся применяемые нами цифровые стимулы, левое полушарие обладает преимуществом в опознании, быстро принимая решение, к какому из известных классов их следует отнести (А.А. Невская, Л.И. Леушина, 1990).

Для оценок полушарного вклада в обработку речевой информации с учетом возможностей образного опосредования большое значение имеет тот факт, что в правом полушарии в процессе тренировки на базе единого полного описания может вторично сформироваться инвариантное описание изображения, аналогичное левополушарному (Л.И. Леушина с соавт., 1982; А.А. Невская, Л.И. Леушина, 1990). Раннее становление речевой функции, широкое использование образного опосредования при осуществлении вербальных функций - все это, на наш взгляд, способствует закреплению за правым полушарием женщин инвариантного описания и дискриминанатного способа обработки зрительной информации, представляющей часто встречающиеся вербальные стимулы. Показано, что тенденция к применению левополушарного дискриминантного способа анализа стимулов проявляется у женщин и при использовании в модели Стенберга невербализируемых пространственных стимулов (С.Б. Цветовский, 1990). Известно, что применение левополушарных стратегий часто оказывается неэффективным при решении сложных зрительно-пространственных задач и, таким образом, может лежать в основе более низких образно - пространственных способностей у женщин по сравнению с мужчинами.

На основании данных о локальном представительстве речевых функций в левом полушарии у женщин и диффузном у мужчин при рассмотрении эффекта более успешного воспроизведения женщинами вербальной информации, адресованной правому полушарию, нами было сделано предположение об ограниченности межполушарных тормозных влияний у женщин и генерализованном тормозном межполушарном взаимодействии у мужчин. Для проверки этого предположения было проведено исследование половых особенностей эффектов интерференционных межполушарных взаимодействий при запоминании вербальной информации. Интерференционные взаимодействия исследованы для 3-х уровней асинхронности предъявления речевых сигналов (-50, 0, +50 мс) на основе сравнения разницы в количестве слов, воспроизведенных соответственно с правого или левого уха при дихотическом (синхронном и асинхронном) и монауральном предъявленьях (Н.В. Вольф, 1998).

Характер интерференционных влияний с правого на левое и с левого на правое полушария представлен на Рис. 5. Как видно из рисунка, латеральные различия интерференционных влияний были выраженными для мужчин и отсутствовали у женщин. У мужчин асимметрия межполушарного интерференционного тормозного влияния характеризовалась его большей его выраженностью с левого на правое полушарие. Известно, что асимметричность тормозных межполушарных влияний способствует "контрастированию" полушарных эффектов и, в соответствии с результатами нашего исследования, может быть механизмом усиления роли левого полушария в речевых процессах у мужчин.

Полушарная организация фонетического анализа речи - student2.ru

Рис.5. Интерференционное влияние конкурентных вербальных сигналов в зависимости от асинхронности предъявления у мужчин (А) и женщин (Б).

1- первые, 2 – вторые половины списков. По оси Y – интерференционное торможение, по оси X – асинхронность предъявления стимулов в паре: отрицательное значение – запаздывание, положительное – опережение интерферирующего сигнала. * - P<0.05 по сравнению с соответствующим значением в группе женщин.

В свою очередь отсутствие асимметрии межполушарных тормозных влияний может быть следствием локальной организации процессов обработки речевой информации в структурах левого полушария у женщин. Вовлечение в деятельность локальных отделов левого полушария соответствует ограниченности тормозных влияний с левого на правое полушарие у женщин и создает условия для эффективного функционирования негомологичных отделов последнего в вербальных процессах, использования правополушарного образного опосредования при запоминании речевых стимулов, особенно таких, как используемые в наших экспериментах конкретные существительные. В пользу половых различий процессов полушарной интеграции свидетельствуют и наши данные, указывающие на большую скорость межполушарного переноса информации у женщин по сравнению с мужчинами (Н.В. Вольф, О.М. Разумникова, 2002).

Наши рекомендации