Основные направления психологии
В настоящее время существует 5 основных подходов к изучению психики человека:
§ Психоанализ
§ Бихевиоризм
§ Гештальтпсихология
§ Когнитивная психология
§ Гуманистическая психология
Психоанализ (фрейдизм)
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени основателя – Зигмунда Фрейда (1856—1939).
Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ». Возникли следующие психоаналитические концепции:
§ Индивидуальная психология А. Адлера
§ Аналитическая психология К. Юнга
§ Эго-психология Э. Эриксона
§ Социокультурная теория К. Хорни
§ Теория Э. Фромма
§ Теория В. Райха и др.
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 — теория личности и психопатологии; 2 — метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Согласно З.Фрейду, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.
Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.
Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.
На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой структура личности человека состоит из 3-х уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».
«ОНО» (ИД) — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: сексуальных (поддерживающих жизнь) и агрессивных (разрушающих жизнь). Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия — «либидо», деструктивным инстинктам – агрессивная энергия. Психическая жизнь есть результат взаимодействия и взаимовлияния этих энергий. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. Е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.
Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные и агрессивные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
«СВЕРХ-Я» (СУПЕРЭГО) служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. «СВЕРХ-Я» содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно.
Становление «СВЕРХ-Я» у ребенка, происходит через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков) или комплекса Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.
«Я» стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО» в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. Е. «СВЕРХ-Я». «Я» помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализирует, рассуждает, принимает решения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. П.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.
На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, т.к.
§ они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
§ они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.
З. Фрейд выделял следующие защитные механизмы психики:
1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. Вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. П.).
2) отрицание— уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
3) рационализация— бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;
4) инверсия или противодействие— подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
5) проекция— бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. Е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему;
6) замещение — проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку, т.е. сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;
7) изоляция— отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
8) регрессия— возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически, порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. П.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство.
9) сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе (творчество, искусство, учеба, общественная и трудовая активность и др.).