Упаковка и тара медицинских товаров
При доставке медицинских товаров потребителям важную роль отводят их упаковке. Под упаковкой понимают средства, обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения продукции (транспортировку, хранение и реализацию).
Тара представляет собой основной элемент упаковки, в котором размешается изделие. Важная особенность тары заключается в обезличивании грузов. При погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работах с грузами имеют значение не многочисленные параметры, характеризующие единичные грузы, а лишь несколько типов и размеров тары. Применение тары обеспечивает высокую степень эффективности грузоподъёмности и грузосовместимости подвижного состава всех видов транспорта и создаёт значительные удобства при перегрузочных и складских операциях.
• По назначению тару подразделяют на потребительскую и транспортную.
Потребительская тара поступает совместно с продукцией, являясь первичной упаковкой. Составные части изделий и принадлежности к ним укладывают в гнёзда футляров или потребительскую тару. Потребительскую тару с упакованными изделиями следует перевязать шпагатом или оклеить бумажной (или полиэтиленовой) лентой так, чтобы она не могла быть вскрыта без нарушения целостности упаковки. Изделия, для упаковывания которых не применяют потребительскую тару, следует завернуть в бумагу перед размещением в транспортной таре. На потребительскую тару изделий однократного применения наносят сведения об однократности применения, стерильности, апирогенности, нетоксичности внутри, недопустимости применения при нарушении потребительской тары. - Транспортная тара служит для временного размещения грузов при их транспортировке и складировании. На транспортную тару наносят манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузами
Место строповки.
Место подъёма тележкой.
Верх не кантовать.
Центр тяжести.
Штабелировать запрещается.
Поднимать непосредственно за груз.
Открывать здесь.
Осторожно, хрупкое!
Боится нагрева.
Боится сырости.
Боится излучения.
Соблюдение интервала температур.
Герметичная упаковка.
Различают индивидуальную (для одного изделия) и групповую (для транспортирования и складирования нескольких изделий) тару.
|:* Многооборотную тару применяют для многократного использования, разовую — для однократного.
I* В зависимости от конструкции различают разборную и неразборную | тару, а также складную тару, складывающуюся при необходимости
до минимального размера (ей снова можно придать первоначальную форму),
• По степени жёсткости конструкции различают следующие виды тары:
жёсткая, не меняющая своей формы и размеров при наполнении её продукцией;
мягкая, меняющая форму при заполнении тары продукцией;
полужёсткая, меняющая форму при значительных внешних воздействиях.
• При рассмотрении технических характеристик производственной тары целесообразно принять классификацию, в основу которой положено деление тары на группы в зависимости от вида материала, из которого она изготовлена. Различают деревянную, металлическую, полимерную, стеклянную, тканевую, бумажную тару.
На предприятиях отечественной медицинской промышленности 60—80% общего количества составляет деревянная тара. Её изготавливают в виде дощатых и фанерных ящиков, поддонов, обрешёток и т.д.
Всё большее применение получает тара из полимерных материалов. В случаях, когда необходимо надёжно защитить грузы от внешних механических воздействий, перепадов температуры и проникновения влаги, используют тару из пенопластов. Для её изготовления применяют специальные литьевые машины. Наибо-; лее широко пенопластовую упаковку используют для электроме-; дицинской аппаратуры.
• Надписи, наносимые на тару, подразделяют на основные, дополни- : тельные и информационные.
Основные надписи — наименования грузополучателя, пункта на-1 значения с указанием наименования станции (или порта) и же- , лезной дороги (или пароходства), количество грузовых мест в партии и порядковый номер места.
— Дополнительные надписи содержат сведения о наименованиях грузоотправителя, пункта отправления (станции, порта) и транспорт орг.
Ассортимент товаров(товарный ассортимент, товарная номенклатура) — набор товаров, объединённых по одному или совокупности признаков. Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей (спросу), способу формирования
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленных в торговой сети. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей.
Совокупностью товаровназывают класс, группу, вид и разновидность товаров. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» вводит следующие понятия.
• Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Например, ассортимент товаров, продаваемых в аптеке, можно разделить на следующие классы: фармацевтические товары, медицинские товары и товары сопутствующего ассортимента.
• Группа товаров — совокупность товаров определённого класса, обладающих сходным составом потребительских свойств, например перевязочные средства, оптика, средства для инъекций, предметы ухода и т.д.
• Вид товаров — совокупность товаров определённой группы, объединенных обшим названием и назначением. Например, в группе перевязочных средств можно выделить следующие виды товаров; вату, марлевые бинты, салфетки, фиксирующие повязки и т.д.
• Разновидность товаров — совокупность товаров определённого вида, выделенных по ряду частных признаков, например марлевые бинты различаются по размерам, стерильности, производителям.
Структура ассортимента — соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товара в наборе. При определении структуры ассортимента можно использовать классификации медицинских товаров, приведённые в общероссийских классификаторах (ОКП, ОКДП, Государственном реестре изделий медицинского назначения).
• По способу формирования ассортимент подразделяют на обязательный и свободный.
Обязательный ассортимент заказывают изготовителям (или продавцам) органы государственного управления или общественные организации в целях упорядочения деятельности фармацевтических предприятий, а также для обеспечения социальных гарантий населению. Перечень первоочередных медицинских изделий, обязательных для лечебных учреждений, определён приказом № 64 Минздравмедпрома РФ (1996). Перечень товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации, определён приказом № 349 МЗ РФ от 2 декабря 1997 г. Право на реализацию товаров, указанных в перечне, имеют фармацевтические (аптечные) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. Разновидность обязательного ассортимента — ассортиментный перечень — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже. Ассортиментный перечень медицинских товаров для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных, определён приказом № 161 Минздравмедпрома РФ от 9 июня 1995 г. (табл. 2-1).
Свободный ассортимент предприятие формирует самостоятельно, исходя из целей хозяйствования, специализации, конъюнктуры рынка, финансовых возможностей и других факторов.
Управление ассортиментом— деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Оно представляет собой последовательную реализацию управленческих функций: планирования, организации, координации и контроля (рис. 2-2). • Планирование — установление основных показателей ассортимента и путей достижения заданных количественных характеристик выбранных свойств ассортимента. Основой планирования ассортимента служат изучение спроса, проведение маркетинговых исследований, а результатом — определение планируемого товарного ассортимента.
• Организация • Координация • Контроль
• Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности потребителя, а также достигнуть определённых коммерческих целей.
Ассортиментная политика — совокупность целей, задач и основных направлений формирования ассортимента. Цель ассортиментной политики — формирование рационального ассортимента.