Тема XV. Физиологические основы психических функций
Вопросы первого типа
1. Сон – это…
А) физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром;
Б) высшая форма отражения действительности;
В) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей;
Г) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире.
2. Выделяют следующие фазы сна:
А) дельта- сон и тета- сон;
Б) ортодоксальную и парадоксальную;
В) медленноволновую и ортодоксальную;
Г) быстроволновую и парадоксальную.
3. В парадоксальную фазу сна наблюдается:
А) усиление сердечной деятельности;
Б) подъём артериального давления;
В) увеличение обмена веществ и энергией;
Г) всё вышеперечисленное верно.
4. Во время сна наблюдается:
А) изменение вегетативных функций;
Б) выключение сознания;
В) снижение тонуса скелетных мышц;
Г) всё вышеперечисленное верно.
5. Человек, проснувшийся в фазу парадоксального сна:
А) сообщает о сновидениях;
Б) не помнит о сновидениях;
В) вспоминает сновидения через 1 день;
Г) вспоминает сновидения через 3 дня.
6. Вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании, в качестве причины сна рассматривает:
А) корковая теория сна;
Б) подкорково-корковая теория сна;
В) гуморальная теория сна;
Г) всё вышеперечисленное верно.
7. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) человека во всех отведениях дельта-ритм - это характерно:
А) для судорожного синдрома;
Б) для глубокого сна;
В) для физической нагрузки во время регистрации ЭЭГ;
Г) для решения умственной задачи во время регистрации.
8. Доля фазы быстрого сна составляет обычно у взрослого человека в среднем за весь ночной период:
А) 70%, при этом присутствуют сновидения;
Б) 80%, при этом отсутствуют сновидения;
В) 50%, не участвует в формировании долговременной памяти;
Г) 20%, играет важную роль для перехода кратковременной и промежуточной памяти в долговременную.
9. Максимальная продолжительность быстрого сна наблюдается у:
А) пожилых;
Б) лиц зрелого возраста;
В) детей первого года жизни;
Г) подростков.
10. При перерезке на уровне между средним и промежуточным мозгом или при поражении ретикулярной формации среднего мозга в цикле сон-бодрствование:
А) резко сократится продолжительность сна;
Б) не произойдет существенных изменений;
В) резко сократится продолжительность бодрствования;
Г) станет одинаковой продолжительность сна и бодрствования.
11. В деятельности организма сновидения осуществляют всё, кроме:
А) обеспечивают защиту личности от эмоциональных конфликтов;
Б) возникают преимущественно в фазу быстрого сна;
В) отражают активность сферы бессознательного;
Г) возникают преимущественно в фазу медленного сна, не связаны с событиями во время бодрствования.
12. Корково-подкорковая теория исходит из того, что:
А) состояние сна связано со снижением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга;
Б) состояние сна связано с повышением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга;
В) наблюдается возбуждение гипоталамических структур;
Г) наблюдается возбуждение лимбической системы.
13. Снотворные препараты оказывают влияние на разные структуры мозга (ретикулярная формация, гипоталамус, кора головного мозга), а именно:
А) увеличивают активность структур мозга;
Б) ограничивают активность структур мозга;
В) не влияют на активность структур мозга;
Г) значительно увеличивают активность структур мозга.
14. Особенности ретикулярной формации (РФ):
А) к нейронам РФ конвергируют импульсы от всех органов чувств;
Б) нейроны РФ находятся в постоянной тонической активности;
В) в области РФ слабо выражен гематоэнцефалический барьер;
Г) всё вышеперечисленное верно.
15. Ретикулярная формация оказывает на кору мозга следующие влияния:
А) специфическое биологическое;
Б) генерализованное;
В) активирующее;
Г) всё вышеперечисленное верно.
16. Психика – это…
А) специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира;
Б) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями;
В) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
Г) качественные особенности тех или иных ощущений.
17. Ощущение – это…
А) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями;
Б) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
В) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Г) процесс отражения в центральной нервной системе (ЦНС) отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств.
18. Качественные особенности тех или иных ощущений называются:
А) памятью;
Б) модальностью;
В) восприятием;
Г) вниманием.
19. Восприятие – это…
А) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Б) наиболее высокая форма обобщения;
В) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
Г) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.
20. Процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями, называется:
А) восприятием;
Б) мышлением;
В) вниманием;
Г) ощущением.
21. Наиболее высокой формой общения является:
А) понятие;
Б) мотивация;
В) модальность;
Г) восприятие.
22. Внимание – это…
А) специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего от нас материального мира;
Б) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий организму ориентировку в окружающем мире;
В) качественные особенности тех или иных ощущений;
Г) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте.
23. Анатомическим субстратом регуляции различных форм внимания является:
А) ретикулярная формация ствола мозга, таламическая система, гипоталамус;
Б) спинной мозг, гипоталамус;
В) лимбическая система, кора большого мозга;
Г) ретикулярная формация.
24. Свойство центральной нервной системы (ЦНС), выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма - это есть:
А) мотивация;
Б) память;
В) понятие;
Г) мышление.
25. Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:
А) хранения, переработки, поступления;
Б) запоминания, переработки, поступления;
В) запоминания, хранения, воспроизведения;
Г) запоминания, хранения, поступления.
26. Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть:
А) медленный и быстрый;
Б) индивидуальный и генетический;
В) произвольный и непроизвольный;
Г) наследуемый и ненаследуемый.
27. По времени сохранения информации различают:
А) сенсорную память;
Б) кратковременную память;
В) долговременную память;
Г) всё вышеперечисленное верно.
28. Наиболее важную роль в переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) играют:
А) комплекс гиппокамп - миндалина;
Б) базальные ядра;
В) четверохолмия;
Г) чёрная субстанция.
29. Основные процессы, обеспечивающие формирование кратковременной и долговременной памяти, происходят в:
А) синапсах;
Б) аксоне;
В) рецепторах;
Г) соме нейрона.
30. Долговременная память хранится в мозге преимущественно:
А) в ограниченных участках коры больших полушарий;
Б) в большей части нейронов коры больших полушарий;
В) в четверохолмиях;
Г) в гиппокампе.
31. При нарушениях биосинтеза белков (старение, цитостатики, алкоголизм) наибольшие нарушения наблюдаются:
А) в процессе консолидации (переходе кратковременной памяти в долговременную);
Б) в формировании кратковременной памяти;
В) в процессе забывания;
Г) при использовании ранее имевшейся в долговременной памяти информации.
32. Сенсорная память человека зависит от:
А) воли;
Б) мышления;
В) функционального состояния организма;
Г) ощущения.
33. Долговременная память позволяет сохранять информацию:
А) неограниченное время, сохраняет огромное количество информации без искажения;
Б) неограниченное время, сохраняет информацию с искажением;
В) воспроизводит какую-то часть информации;
Г) где-то около суток.
34. Восприятие - это форма отражения:
А) отдельных свойств предмета;
Б) предмета как единого целого;
В) различных предметов одновременно;
Г) путём умозаключения.
35. Конкретно-чувственное отражение проявляется во всех формах, кроме:
А) ощущений;
Б) суждений, умозаключений;
В) восприятий;
Г) представлений.
36. Физиологической базой конкретно-чувственного отражения является преимущественно преобладание активности:
А) орбитно-фронтальной коры левого полушария;
Б) соматосенсорной коры правого полушария;
В) II сигнальной системы и левого полушария;
Г) I сигнальной системы и правого полушария.
37. В поддерживании сознания участвуют все физиологические механизмы, кроме:
А) активации коры через ретикулярную формацию;
Б) непосредственного эффекта активации мотонейронов скелетных мышц;
В) функциональной связи сенсорных и моторных речевых зон коры;
Г) активности речевого (доминантного) полушария.
38. Физиологическая основа механизма фонации:
А) колебания голосовых связок гортани;
Б) резонанс полостей голосового тракта;
В) колебания мягкого нёба;
Г) резонанс полостей носовых пазух.
39. Корковый центр восприятия устной речи (центр Вернике) расположен в:
А) затылочной коре;
Б) нижней лобной извилине;
В) верхней височной извилине;
Г) постцентральной извилине.
40. Речедвигательный центр (центр Брока) расположен в:
А) нижней лобной извилине;
Б) верхней височной извилине;
В) постцентральной извилине;
Г) затылочной коре.
41. Левое полушарие при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно:
А) длительности речевых сигналов;
Б) высоты воспринимаемых звуков;
В) силы и тональной окраски речи;
Г) смысла слов и фраз.
42. Правое полушарие при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно:
А) смысла слов и фраз;
Б) длительности речевых сигналов;
В) высоты воспринимаемых звуков;
Г) интонаций, возрастных и половых отличий голосов.
43. Сознание – это форма отражения действительности с помощью:
А) сновидений;
Б) речи, при которой возможно общение и передача информации;
В) I-ой сигнальной системы;
Г) изменений тонуса мышц и позы.
44. Сознание включает такие формы психической деятельности, как:
А) ощущение и восприятие;
Б) представление и мышление;
В) внимание, чувства и волю;
Г) всё вышеперечисленное верно.
45. Сознание представляет:
А) субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и осознаваемые им как определённая субъективная реакция;
Б) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей;
В) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Г) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями.
46. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт - есть процесс:
А) мотивации;
Б) обобщения;
В) осознания действительности;
Г) модальности.
47. Если в реакцию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как:
А) сознательные;
Б) подсознательные;
В) быстрые;
Г) медленные.
48. Вся высшая нервная деятельность (ВНД) человека постоянно протекает на 2 уровнях:
А) подсознания и сознания;
Б) подсознания и мышления;
В) восприятия и сознания;
Г) памяти и мотивации.
49. По И.П. Павлову потребность – это…
А) детерминанта поведения, сила, побуждающая организм к определённому поведению;
Б) нужда, которую испытывает организм и которую он стремится устранить за счёт своего организма;
В) форма связи организма с внешним миром и источник его активности;
Г) всё вышеперечисленное верно.
50. Классификация потребностей по А. Маслоу включает:
А) физиологические потребности, потребность в любви и безопасности;
Б) потребность в любви, самоуважении и уважении, в самореализации, в безопасности, физиологические потребности;
В) физиологические потребности, потребность в самореализации;
Г) уверенность в защите, порядке, успех, максимальное использование своих потребностей.
Вопросы второго типа
51. К основным признакам сна относятся:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
52. С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные узловые компоненты:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
53. Процесс памяти включает четыре стадии:
А)
Б)
В)
Г)
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3 т., Т. 1: Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 240с.
2. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3 т., Т. 2: Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 288с.
3. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3-х т., Т. 3: Интегративная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 220с.
4. Основы физиологии человека. Учебник для ВУЗов под ред. Н.А. Агаджаняна. 2-е издание. М.: РУДН, 2004. - 409с.
5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: Медицина, 2002. – 702с.
6. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие/ В.М. Смирнов, С.М. Будылина. -3-е изд. испр. и доп.- М.: Академия, 2007. – 334с.
7. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. вузов/ В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, Н.В. Яковлев, В.А. Правдивцев. -5-е изд. испр. и доп.- М.: Академия, 2007. – 368с.
8. Физиология человека. Курс лекций/ Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 2-е изд. перераб., доп. – СПб.: СОТИС, 1998. – 528с.
9. Физиология человека: учебник/ Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин и др.; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. – М. – Н. Новгород: Медицинская книга; НГМА, 2003. – 528с.
10. Физиология человека. Учебник для ВУЗов под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько в 2-х томах. М.: Медицина, 1997.
11. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 2./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 324с.
12. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 1./ Ульмер Х.-Ф, К. Брюк, К. Эве и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 198с.
13. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 3./ Й. Дудель, Й. Рюэгг, Р. Шмидт и др.; под ред. Шмидта Р., Тевса Г. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 313с.
14. Физиология. Курс лекций под редакцией академика РАМН К.В. Судакова. - М.: Медицина, 2000. – 780с.