Тема XV. Физиологические основы психических функций

Вопросы первого типа

1. Сон – это…

А) физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром;
Б) высшая форма отражения действительности;
В) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей;
Г) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире.

2. Выделяют следующие фазы сна:

А) дельта- сон и тета- сон;
Б) ортодоксальную и парадоксальную;
В) медленноволновую и ортодоксальную;
Г) быстроволновую и парадоксальную.

3. В парадоксальную фазу сна наблюдается:

А) усиление сердечной деятельности;
Б) подъём артериального давления;
В) увеличение обмена веществ и энергией;
Г) всё вышеперечисленное верно.

4. Во время сна наблюдается:

А) изменение вегетативных функций;
Б) выключение сознания;
В) снижение тонуса скелетных мышц;
Г) всё вышеперечисленное верно.

5. Человек, проснувшийся в фазу парадоксального сна:

А) сообщает о сновидениях;
Б) не помнит о сновидениях;
В) вспоминает сновидения через 1 день;
Г) вспоминает сновидения через 3 дня.

6. Вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании, в качестве причины сна рассматривает:

А) корковая теория сна;
Б) подкорково-корковая теория сна;
В) гуморальная теория сна;
Г) всё вышеперечисленное верно.

7. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) человека во всех отведениях дельта-ритм - это характерно:

А) для судорожного синдрома;
Б) для глубокого сна;
В) для физической нагрузки во время регистрации ЭЭГ;
Г) для решения умственной задачи во время регистрации.

8. Доля фазы быстрого сна составляет обычно у взрослого человека в среднем за весь ночной период:

А) 70%, при этом присутствуют сновидения;
Б) 80%, при этом отсутствуют сновидения;
В) 50%, не участвует в формировании долговременной памяти;
Г) 20%, играет важную роль для перехода кратковременной и промежуточной памяти в долговременную.

9. Максимальная продолжительность быстрого сна наблюдается у:

А) пожилых;
Б) лиц зрелого возраста;
В) детей первого года жизни;
Г) подростков.

10. При перерезке на уровне между средним и промежуточным мозгом или при поражении ретикулярной формации среднего мозга в цикле сон-бодрствование:

А) резко сократится продолжительность сна;
Б) не произойдет существенных изменений;
В) резко сократится продолжительность бодрствования;
Г) станет одинаковой продолжительность сна и бодрствования.

11. В деятельности организма сновидения осуществляют всё, кроме:

А) обеспечивают защиту личности от эмоциональных конфликтов;
Б) возникают преимущественно в фазу быстрого сна;
В) отражают активность сферы бессознательного;
Г) возникают преимущественно в фазу медленного сна, не связаны с событиями во время бодрствования.

12. Корково-подкорковая теория исходит из того, что:

А) состояние сна связано со снижением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга;
Б) состояние сна связано с повышением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга;
В) наблюдается возбуждение гипоталамических структур;
Г) наблюдается возбуждение лимбической системы.

13. Снотворные препараты оказывают влияние на разные структуры мозга (ретикулярная формация, гипоталамус, кора головного мозга), а именно:

А) увеличивают активность структур мозга;
Б) ограничивают активность структур мозга;
В) не влияют на активность структур мозга;
Г) значительно увеличивают активность структур мозга.

14. Особенности ретикулярной формации (РФ):

А) к нейронам РФ конвергируют импульсы от всех органов чувств;
Б) нейроны РФ находятся в постоянной тонической активности;
В) в области РФ слабо выражен гематоэнцефалический барьер;
Г) всё вышеперечисленное верно.

15. Ретикулярная формация оказывает на кору мозга следующие влияния:

А) специфическое биологическое;
Б) генерализованное;
В) активирующее;
Г) всё вышеперечисленное верно.

16. Психика – это…

А) специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира;
Б) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями;
В) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
Г) качественные особенности тех или иных ощущений.

17. Ощущение – это…

А) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями;
Б) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
В) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Г) процесс отражения в центральной нервной системе (ЦНС) отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств.

18. Качественные особенности тех или иных ощущений называются:

А) памятью;
Б) модальностью;
В) восприятием;
Г) вниманием.

19. Восприятие – это…

А) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Б) наиболее высокая форма обобщения;
В) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте;
Г) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.

20. Процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями, называется:

А) восприятием;
Б) мышлением;
В) вниманием;
Г) ощущением.

21. Наиболее высокой формой общения является:

А) понятие;
Б) мотивация;
В) модальность;
Г) восприятие.

22. Внимание – это…

А) специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего от нас материального мира;
Б) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий организму ориентировку в окружающем мире;
В) качественные особенности тех или иных ощущений;
Г) сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте.

23. Анатомическим субстратом регуляции различных форм внимания является:

А) ретикулярная формация ствола мозга, таламическая система, гипоталамус;
Б) спинной мозг, гипоталамус;
В) лимбическая система, кора большого мозга;
Г) ретикулярная формация.

24. Свойство центральной нервной системы (ЦНС), выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма - это есть:

А) мотивация;
Б) память;
В) понятие;
Г) мышление.

25. Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:

А) хранения, переработки, поступления;
Б) запоминания, переработки, поступления;
В) запоминания, хранения, воспроизведения;
Г) запоминания, хранения, поступления.

26. Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть:

А) медленный и быстрый;
Б) индивидуальный и генетический;
В) произвольный и непроизвольный;
Г) наследуемый и ненаследуемый.

27. По времени сохранения информации различают:

А) сенсорную память;
Б) кратковременную память;
В) долговременную память;
Г) всё вышеперечисленное верно.

28. Наиболее важную роль в переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) играют:

А) комплекс гиппокамп - миндалина;
Б) базальные ядра;
В) четверохолмия;
Г) чёрная субстанция.

29. Основные процессы, обеспечивающие формирование кратковременной и долговременной памяти, происходят в:

А) синапсах;
Б) аксоне;
В) рецепторах;
Г) соме нейрона.

30. Долговременная память хранится в мозге преимущественно:

А) в ограниченных участках коры больших полушарий;

Б) в большей части нейронов коры больших полушарий;
В) в четверохолмиях;
Г) в гиппокампе.

31. При нарушениях биосинтеза белков (старение, цитостатики, алкоголизм) наибольшие нарушения наблюдаются:

А) в процессе консолидации (переходе кратковременной памяти в долговременную);
Б) в формировании кратковременной памяти;
В) в процессе забывания;
Г) при использовании ранее имевшейся в долговременной памяти информации.

32. Сенсорная память человека зависит от:

А) воли;
Б) мышления;
В) функционального состояния организма;
Г) ощущения.

33. Долговременная память позволяет сохранять информацию:

А) неограниченное время, сохраняет огромное количество информации без искажения;
Б) неограниченное время, сохраняет информацию с искажением;
В) воспроизводит какую-то часть информации;
Г) где-то около суток.

34. Восприятие - это форма отражения:

А) отдельных свойств предмета;
Б) предмета как единого целого;
В) различных предметов одновременно;
Г) путём умозаключения.

35. Конкретно-чувственное отражение проявляется во всех формах, кроме:

А) ощущений;
Б) суждений, умозаключений;
В) восприятий;
Г) представлений.

36. Физиологической базой конкретно-чувственного отражения является преимущественно преобладание активности:

А) орбитно-фронтальной коры левого полушария;
Б) соматосенсорной коры правого полушария;
В) II сигнальной системы и левого полушария;
Г) I сигнальной системы и правого полушария.

37. В поддерживании сознания участвуют все физиологические механизмы, кроме:

А) активации коры через ретикулярную формацию;
Б) непосредственного эффекта активации мотонейронов скелетных мышц;
В) функциональной связи сенсорных и моторных речевых зон коры;
Г) активности речевого (доминантного) полушария.

38. Физиологическая основа механизма фонации:

А) колебания голосовых связок гортани;
Б) резонанс полостей голосового тракта;
В) колебания мягкого нёба;
Г) резонанс полостей носовых пазух.

39. Корковый центр восприятия устной речи (центр Вернике) расположен в:

А) затылочной коре;
Б) нижней лобной извилине;
В) верхней височной извилине;
Г) постцентральной извилине.

40. Речедвигательный центр (центр Брока) расположен в:

А) нижней лобной извилине;
Б) верхней височной извилине;
В) постцентральной извилине;
Г) затылочной коре.

41. Левое полушарие при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно:

А) длительности речевых сигналов;
Б) высоты воспринимаемых звуков;
В) силы и тональной окраски речи;
Г) смысла слов и фраз.

42. Правое полушарие при восприятии речи осуществляет анализ преимущественно:

А) смысла слов и фраз;
Б) длительности речевых сигналов;
В) высоты воспринимаемых звуков;
Г) интонаций, возрастных и половых отличий голосов.

43. Сознание – это форма отражения действительности с помощью:

А) сновидений;
Б) речи, при которой возможно общение и передача информации;
В) I-ой сигнальной системы;
Г) изменений тонуса мышц и позы.

44. Сознание включает такие формы психической деятельности, как:

А) ощущение и восприятие;
Б) представление и мышление;
В) внимание, чувства и волю;
Г) всё вышеперечисленное верно.

45. Сознание представляет:
А) субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и осознаваемые им как определённая субъективная реакция;
Б) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей;
В) процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире;
Г) процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями.

46. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт - есть процесс:

А) мотивации;
Б) обобщения;
В) осознания действительности;
Г) модальности.

47. Если в реакцию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как:

А) сознательные;
Б) подсознательные;
В) быстрые;
Г) медленные.

48. Вся высшая нервная деятельность (ВНД) человека постоянно протекает на 2 уровнях:

А) подсознания и сознания;
Б) подсознания и мышления;
В) восприятия и сознания;
Г) памяти и мотивации.

49. По И.П. Павлову потребность – это…

А) детерминанта поведения, сила, побуждающая организм к определённому поведению;
Б) нужда, которую испытывает организм и которую он стремится устранить за счёт своего организма;
В) форма связи организма с внешним миром и источник его активности;
Г) всё вышеперечисленное верно.

50. Классификация потребностей по А. Маслоу включает:

А) физиологические потребности, потребность в любви и безопасности;
Б) потребность в любви, самоуважении и уважении, в самореализации, в безопасности, физиологические потребности;
В) физиологические потребности, потребность в самореализации;
Г) уверенность в защите, порядке, успех, максимальное использование своих потребностей.

Вопросы второго типа

51. К основным признакам сна относятся:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

52. С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные узловые компоненты:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

53. Процесс памяти включает четыре стадии:

А)

Б)

В)

Г)

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3 т., Т. 1: Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 240с.

2. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3 т., Т. 2: Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 288с.

3. Нормальная физиология: учеб. пособие для студ. вузов: в 3-х т., Т. 3: Интегративная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко и др.; под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006. – 220с.

4. Основы физиологии человека. Учебник для ВУЗов под ред. Н.А. Агаджаняна. 2-е издание. М.: РУДН, 2004. - 409с.

5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: Медицина, 2002. – 702с.

6. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие/ В.М. Смирнов, С.М. Будылина. -3-е изд. испр. и доп.- М.: Академия, 2007. – 334с.

7. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. вузов/ В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, Н.В. Яковлев, В.А. Правдивцев. -5-е изд. испр. и доп.- М.: Академия, 2007. – 368с.

8. Физиология человека. Курс лекций/ Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 2-е изд. перераб., доп. – СПб.: СОТИС, 1998. – 528с.

9. Физиология человека: учебник/ Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин и др.; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. – М. – Н. Новгород: Медицинская книга; НГМА, 2003. – 528с.

10. Физиология человека. Учебник для ВУЗов под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько в 2-х томах. М.: Медицина, 1997.

11. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 2./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 324с.

12. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 1./ Ульмер Х.-Ф, К. Брюк, К. Эве и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 198с.

13. Физиология человека: Учебник в 3 т. Т. 3./ Й. Дудель, Й. Рюэгг, Р. Шмидт и др.; под ред. Шмидта Р., Тевса Г. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996. – 313с.

14. Физиология. Курс лекций под редакцией академика РАМН К.В. Судакова. - М.: Медицина, 2000. – 780с.

Наши рекомендации