Тема XIV. Высшая нервная деятельность
Вопросы первого типа
1. Условные рефлексы характеризуются:
А) являются постоянными, наследственно передающимися реакциями организма;
Б) непостоянные, образуются на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля;
В) являются реакциями, последовательно возникающими на предъявление следующих друг за другом раздражителей;
Г) всё вышеперечисленное верно.
2. Безусловные рефлексы характеризуются:
А) являются постоянными, наследственно передающимися реакциями организма;
Б) непостоянные, образуются на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля;
В) являются реакциями, последовательно возникающими на предъявление следующих друг за другом раздражителей;
Г) всё вышеперечисленное верно.
3. При выработке условного рефлекса сила раздражителя по биологической значимости должна быть:
А) больше, чем сила условного;
Б) меньше, чем сила условного;
В) равна силе условного;
Г) равна силе безусловного.
4. При выработке безусловного рефлекса сила раздражителя по биологической значимости должна быть:
А) больше, чем сила условного;
Б) меньше, чем сила условного;
В) равна силе условного;
Г) равна силе безусловного.
5. Дифференцировочное торможение выполняет функцию:
А) охраняет нервные центры от избытка информации;
Б) позволяет различать близкие по характеру раздражители;
В) способствует выработке социальных навыков типа запрета;
Г) позволяет экономить энергоресурсы.
6. «Гаснущий тормоз» выполняет функцию:
А) позволяет экономить энергоресурсы;
Б) позволяет различать близкие по характеру раздражители;
В) охраняет нервные центры от избытка информации;
Г) переключает организм на исследование значимости постороннего раздражителя.
7. Для исследования функций коры больших полушарий у здорового человека применимы все методы, кроме:
А) метода разрушения и удаления, стереотаксического метода;
Б) метода условных рефлексов;
В) электроэнцефалографии и вызванных потенциалов;
Г) психического тестирования.
8. Нейрофизиологической основой для образования условных рефлексов является всё, кроме:
А) миелинизации окончаний аксонов, роста числа шипиков;
Б) реверберации возбуждения по цепям нейронов;
В) облегчения передачи в синапсах;
Г) синхронизации активности нейронов разных зон мозга.
9. Морфологическими предпосылками для образования условных рефлексов служат:
А) реверберация возбуждения;
Б) активация обмена;
В) миелинизация аксонов, рост числа шипиков, увеличение синаптической поверхности нейронов;
Г) синхронизация активности нейронов.
10. Стадия прочно выработанного дифференцировочного торможения при образовании условного рефлекса базируется на процессах:
А) иррадиации;
Б) концентрации возбуждения и латерального торможения;
В) запредельного торможения;
Г) возвратного торможения.
11. Скорость переделки динамического стереотипа наиболее низкая у:
А) сангвиника;
Б) холерика;
В) флегматика;
Г) меланхолика.
12. Для холерического типа темперамента характерно:
А) уравновешенность, подвижность и сила нервных процессов;
Б) неуравновешенность, подвижность и сила нервных процессов;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила процесса торможения.
13. Для меланхолического типа темперамента характерно:
А) уравновешенность, подвижность, инертность нервных процессов;
Б) неуравновешенность нервных процессов;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила процесса торможения.
14. Для сангвинического типа темперамента характерно:
А) уравновешенность, подвижность и слабость нервных процессов;
Б) сила нервных процессов, инертность и уравновешенность;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность.
15. Для флегматического типа темперамента характерно:
А) большая сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность;
Б) слабость нервных процессов;
В) сила нервных процессов, инертность и уравновешенность;
Г) сила нервных процессов, подвижность и неуравновешенность.
16. Слабый тип высшей нервной деятельности (ВНД) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):
А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.
17. Сильный неуравновешенный тип ВНД (по Павлову) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):
А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) невротик.
18. Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД (по Павлову) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):
А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.
19. Сильный уравновешенный инертный тип (по Павлову) ВНД соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):
А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.
20. Физиологическая классификация частных типов ВНД, характерных для человека по И.П. Павлову, основана на определении:
А) силы нервных процессов;
Б) соотношения I и II сигнальных систем;
В) подвижности нервных процессов;
Г) экстраверсии - интраверсии.
21. Мыслительный тип высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову - это человек:
А) с преобладанием активности правого полушария и I сигнальной системы;
Б) с одинаковой активностью I и II сигнальной систем;
В) с высокой подвижностью нервных процессов;
Г) с преобладанием II сигнальной системы и левого полушария.
22. Художественный тип по И.П. Павлову - это человек:
А) с преобладанием активности правого полушария и I сигнальной системы;
Б) с преобладанием II сигнальной системы и левого полушария;
В) с низкой подвижностью нервных процессов;
Г) с высокой уравновешенностью нервных процессов.
23. Развитие I сигнальной системы у ребёнка:
А) возможно без человеческого общества;
Б) невозможно без человеческого общества;
В) возможно только у сангвиников;
Г) возможно только при высокой активности левого полушария.
24. Развитие II сигнальной системы у ребёнка:
А) возможно без человеческого общества;
Б) невозможно без человеческого общества;
В) не требует моторного контроля за речеобразованием;
Г) возможно только у холериков.
25. В условиях эмоционального стресса работоспособность выше у:
А) сильного, неуравновешенного, возбудимого - холерика;
Б) сильного, инертного - флегматика;
В) слабого типа - меланхолика;
Г) сильного, подвижного, уравновешенного типа - сангвиника.
26. В случае действия сверхсильных раздражителей раньше даст запредельное торможение:
А) сангвиник;
Б) флегматик;
В) холерик;
Г) меланхолик.
27. Динамический стереотип выражается в том, что:
А) на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определённое время, вырабатывается прочная и постоянная система ответных реакций;
Б) наступает ответная реакция на предъявление нового раздражителя;
В) врождённая реакция организма на раздражитель обеспечивает адекватное приспособление к среде;
Г) всё вышеперечисленное верно.
28. Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование:
А) условных рефлексов;
Б) динамического стереотипа;
В) функциональных временных связей;
Г) безусловных рефлексов.
29. Распространение, где в начале образования положительного условного рефлекса распространение возбуждения происходит из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы, И.П. Павлов назвал:
А) иррадиацией возбудительного процесса;
Б) динамическим стереотипом;
В) временной связью;
Г) торможением.
30. Для отрицательной индукции характерно то, что она:
А) усиливает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга;
Б) ограничивает иррадиацию процесса возбуждения;
В) не изменяет иррадиацию процесса возбуждения;
Г) значительно усиливает иррадиацию процесса возбуждения.
31. Представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые выдвинул:
А) И.П. Павлов;
Б) И.М. Сеченов;
В) П.К. Анохин;
Г) Н. Шеррингтон.
32. Впервые экспериментально обосновал рефлекторный характер деятельности высших отделов мозга:
А) И.П. Павлов;
Б) П.К. Анохин;
В) И.М. Сеченов;
Г) А.И. Ухтомский.
33. К биологическим потребностям не относится:
А) пищевая;
Б) потребность во сне и отдыхе;
В) оборонительная;
Г) иметь профессию.
34. К социальным потребностям не относятся:
А) иметь жилье;
Б) иметь образование;
В) исследовательская (познание);
Г) занимать определённую должность.
35. К идеальным потребностям не относится:
А) игровая;
Б) познания;
В) творчества;
Г) иметь профессию, занимать определённую должность.
36. Субъективное состояние, формирующееся на базе потребностей организма – это…
А) мотивация и эмоция;
Б) ориентировочный рефлекс;
В) память;
Г) доминанта.
37. В запуске мотиваций и эмоций у здорового человека в физиологических условиях определяющая роль принадлежит всем структурам мозга, кроме:
А) лобной коры;
Б) спинного мозга;
В) гипоталамуса;
Г) гиппокампа.
38. Для мотивационных состояний характерны:
А) целенаправленная поисковая активность на основе генетического и индивидуального опыта;
Б) отсутствие эмоциональных переживаний и поисковой активности;
В) наличие тормозной фазы парабиоза;
Г) отсутствие потребностей.
39. В функциональной системе поведения эмоции возникают на стадии:
А) афферентного синтеза;
Б) принятия решения;
В) оценки результатов действия;
Г) формирование акцептора.
40. При формировании эмоции обязательно возбуждение:
А) ретикулярной формации ствола, таламуса, гипоталамуса;
Б) коры больших полушарий, спинного мозга, таламуса;
В) гипоталамуса, лимбического мозга, коры большого мозга;
Г) всё вышеперечисленное неверно.
41. Эмоции выполняют следующие функции:
А) информационную, сигнальную, регуляторную, компенсаторную;
Б) пищевую, половую;
В) оборонительную, сигнальную;
Г) социальную, биологическую.
42. Для сильных эмоций характерно:
А) понижение содержания сахара в крови, стабилизация пульса, неритмичность дыхания;
Б) возбуждение симпатической нервной системы, увеличение частоты сердечных сокращений, артериального давления;
В) расширение зрачков, бронхов;
Г) всё вышеперечисленное верно.
43. Силу эмоций можно объективно оценить:
А) по частоте дыхания и частоте сердечных сокращений;
Б) по мимике;
В) по выраженности мотивации;
Г) по поведению.
44. Для управляемых эмоций характерны следующие проявления:
А) голосовые реакции;
Б) двигательная активность (скелетные, мимические мышцы, язык);
В) слёзоотделение;
Г) всё вышеперечисленное верно.
45. Для неуправляемых эмоций характерны следующие проявления:
А) потоотделение;
Б) сокращение гладких мышц;
В) давление крови;
Г) всё вышеперечисленное верно.
46. Левое полушарие большого мозга доминирует:
А) при регуляции функций всей левой половины тела;
Б) при речи и письме;
В) при регуляции функций все правой половины тела;
Г) при анализе и синтезе сигналов I сигнальной системы.
47. Правое полушарие большого мозга доминирует:
А) при восприятии, переработке, анализе, синтезе сигнала I сигнальной системы;
Б) при регуляции функций всей правой половины тела;
В) при анализе словесных сигналов;
Г) при речи и письме.
48. В основу деления людей по типам высшей нервной деятельности (ВНД) И.П. Павлов положил свойства нервных процессов:
А) силу, подвижность, уравновешенность;
Б) возбудимость, проводимость, раздражимость;
В) пластичность, утомляемость, лабильность;
Г) всё вышеперечисленное верно.
49. При текущей деятельности умеренно выраженные эмоции:
А) мобилизуют деятельность;
Б) дезорганизуют деятельность;
В) отвлекают от текущей деятельности;
Г) не влияют на протекание физиологических процессов.
50. Стадия принятия решения функциональной системы поведения выполняет функции:
А) формирование стадии принятия решения;
Б) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия;
В) формирование модели будущего результата;
Г) сличение реального результата с запрограммированным.
51. Стадия акцептора результата действия функциональной системы поведения выполняет функции:
А) формирование стадии принятия решения;
Б) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия;
В) формирование модели будущего результата;
Г) всё вышеперечисленное верно.
52. В функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза роль памяти состоит в:
А) закреплении положительного опыта;
Б) стимулировании пускового стимула;
В) активации обстановочной афферентации;
Г) извлечение информации, связанной с удовлетворением доминирующей мотивации.
53. Стадия афферентного синтеза функциональной системы включает в себя всё, кроме:
А) памяти;
Б) реализации эфферентной программы действия;
В) обстановочной афферентации;
Г) доминирующей мотивации.
54. Процесс, участвующий в функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза и отвечающий на вопрос «Что делать?» - это…
А) обстановочная афферентация;
Б) пусковая афферентация;
В) память;
Г) доминирующая мотивация.
55. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Как делать?»:
А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.
56. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Можно делать?»:
А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.
57. В функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Когда делать?»:
А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.
58. В функциональной системе поведенческого акта обратная афферентация осуществляет:
А) поэтапную коррекцию поведенческого акта;
Б) переделку акцептора результата действия и программы действия;
В) прекращение поведенческого акта при достижении полезного результата;
Г) всё вышеперечисленное верно.
59. Гипоталамус при формировании функциональной системы поведения осуществляет функции:
А) формирование модели будущего результата;
Б) возникновение мотивационного возбуждения;
В) играют ведущую роль в механизмах афферентного синтеза;
Г) всё вышеперечисленное верно.
60. Лобные доли коры при формировании функциональной системы поведения осуществляют функции:
А) формирование модели будущего результата;
Б) возникновение мотивационного возбуждения;
В) играют ведущую роль в механизмах афферентного синтеза (постановка цели и выбор программы достижения результата);
Г) всё вышеперечисленное верно.
61. Для формирования произвольного внимания необходимо участие:
А) лобных долей коры, ретикулярной формации мозга;
Б) гипоталамуса, продолговатого мозга;
В) затылочной и височной долей коры, спинного мозга;
Г) ретикулярной формации среднего мозга, бледного шара и полосатого тела;
62. Стадию афферентного синтеза формируют:
А) принятие решения, программа действия;
Б) обстановочная афферентация, память, акцептор результата действия;
В) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, память, пусковой стимул;
Г) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация.
63. Доминирующая мотивация выполняет функции:
А) построение эфферентной программы действия;
Б) активный отбор раздражителей внешнего мира для удовлетворения ведущей потребности;
В) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
Г) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления.
64. Память в функциональной системе поведения выполняет функции:
А) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления;
Б) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
В) активный отбор раздражителей внешнего мира для удовлетворения потребности;
Г) построение эфферентной программы действия.
65. Пусковая афферентация функциональной системы поведения выполняет функции:
А) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления;
Б) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
В) построение непосредственно афферентной программы действия;
Г) всё вышеперечисленное верно.
66. Доминирующая мотивация на стадии афферентного синтеза:
А) активирует память, пусковой стимул;
Б) закрепляет положительный опыт;
В) строит программу действия;
Г) закрепляет отрицательный опыт.
67. Главной причиной возникновения биологических мотиваций являются:
А) эмоции;
Б) память;
В) торможение в центральной нервной системе (ЦНС);
Г) сдвиги гомеостатических показателей крови.
68. Большинство социальных мотиваций формируются при обязательном участии:
А) таламуса;
Б) спинного мозга;
В) коры большого мозга;
Г) гипоталамуса.
69. Свойство организма запечатлевать события, имевшие место в его жизни, называется:
А) памятью;
Б) эмоцией;
В) сознанием;
Г) представлением.
70. В функциональной системе поведения (по П. К. Анохину) после афферентного синтеза наступает стадия:
А) устойчивой работоспособности;
Б) тревоги;
В) парадоксальная;
Г) принятия решения.
71. Поведенческий акт завершается:
А) формированием акцептора результата действия;
Б) оценкой результата, формированием эмоций;
В) достижением результата;
Г) формированием доминирующей мотивации.
72. Формированию акцептора результата действия предшествует:
А) афферентный синтез;
Б) реализация программы действия;
В) оценка результата;
Г) принятие решения.
73. В функциональной системе поведенческого акта обратная афферентация:
А) несёт информацию о полученном результате;
Б) закрепляет положительный опыт;
В) выполняет санкционирующую роль по отношению к новой функциональной системе;
Г) всё вышеперечисленное верно.
74. Афферентный синтез функциональной системы поведения выполняет функции:
А) формирование модели будущего результата;
Б) формирование стадии принятия решения;
В) сличение реального результата с запрограммированным;
Г) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия.
Вопросы второго типа
75. Выделяют следующие виды коркового торможения на фоне условных рефлексов:
А)
Б)
В)
Г)
76. К специфическим типам высшей нервной деятельности, характерным для человека, относятся:
А)
Б)
В)
Г)
77. Условный рефлекс отличается от безусловного тем, что он:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
78. По методу выработки условные рефлексы подразделяют на:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
79. Нейрофизиологическую основу афферентного синтеза составляют следующие механизмы:
А)
Б)
В)
Г)
Д)