Модель патологической семейной структуры
Теория структурной терапии больше акцентирует внимание на том, что удерживает психопатологию «на плаву» и какие семейные факторы ее поддерживают, нежели на причинах ее возникновения. К моменту первого появления пациента на приеме у психотерапевта причины, повлекшие за собой психопатологию, становятся своего рода достоянием истории. Зачастую эти причины нельзя определить эмпирическим путем и уж тем более нельзя внести в них изменения. Была ли она спровоцирована интрапсихической динамикой у одного члена семьи или не была, психопатология получает постоянную подпитку в актуальных межличностных отношениях в семье. Следовательно, в фокусе терапии должна находиться патология в структуре семейных отношений, а не патология интрапсихической структуры индивида.
Структура семей с патологическими взаимоотношениями хорошо выделяется на фоне структуры семей с нормальными взаимоотношениями. В должным образом организованной семье существуют ясные границы между подсистемами. Чтобы обеспечить приватность жизни супругов, границы супружеской подсистемы закрыты для проникновения извне, как двери спальни. Границы родительской подсистемы четко обозначены, но не настолько глухи, чтобы через них не проникало родительское влияние, необходимое для хорошего исполнения родительских обязанностей. У подсистемы детей тоже есть границы. Она организована иерархически таким образом, что у детей есть обязанности и привилегии, сообразные с их возрастом, полом и культурной традицией конкретной семьи. Каждый член семьи также представляет собой отдельную подсистему, у которой есть требующая уважения граница. Наконец, границы имеются вокруг образующего ядро родственного круга семьи, их тоже требуется уважать, хотя степень допущения родственников в дела семьи сильно разнится в зависимости от культурного, социального и экономического факторов. Нарушение границ справедливо вызывает гнев, воспринимаясь «как посягательство на личный суверенитет»: 14-летний сын врезает замок в дверь своей комнаты, дочь-школьница, по словам матери, «ведет себя, как последняя хулиганка», хотя мама «всего только» воспользовалась ее авторучкой... Примеры продолжить нетрудно.
Границами подсистемы служат правила, определяющие, кому дозволено принимать участие в делах подсистемы. Например, когда мать говорит старшему ребенку: «Ты братику не отец и не мать; видишь, что он со спичками играет, так скажи мне, я сама у него спички отберу», она определяет границы родительской подсистемы. Здоровое развитие семьи диктует необходимость невмешательства в дела одной подсистемы со стороны других подсистем. Например, развитие у детей-сверстников умения договариваться между собой требует невмешательства со стороны родителей. Четкие границы, или правила, позволяют сохранить свободу подсистемы от внешних посягательств.
Правила взаимодействия внутри семьи хотя могут и не иметь четкого словесного выражения и признания со стороны всех ее членов, тем не менее формируют структуру семьи как единого целого. Они как бы «витают в воздухе» или, как говорят, существуют в форме семейных мифов. Если мы хотим изменить структуру семьи, необходимо, чтобы были изменены некоторые основополагающие правила взаимодействия членов семьи.
Есть два вида патологической структуры семей, которые, безусловно, требуется изменять. Первый тип - разобщенные семьи с излишне жесткими границами между подсистемами. Между членами таких семей почти нет контактов. В разобщенной семье наблюдается относительное отсутствие структуры, порядка, власти. Связи между членами семьи слабы или их нет вовсе; подобного рода семьи напоминают поле с хаотично движущимися частицами. Долгие периоды времени разобщенные члены семьи перемещаются по изолированным орбитам, не связанные друг с другом. В таких семейных группах мать, как правило, пассивна и бессловесна. Она переполнена отвращением к себе, перестает следить за своим внешним видом, она чувствует себя заброшенной или эксплуатируемой, в конце концов у нее обязательно развивается депрессивная, психосоматическая или ипохондрическая симптоматика, она становится алкоголичкой. У детей в разобщенных семьях увеличивается риск асоциального поведения. Другой вариант также взят из современной российской действительности: муж-бизнесмен, он содержит семью, его целый день нет дома, о семейных делах он узнает, когда что-то случается; жена не работает, день она проводит в фитнесс-клубе, занимается устройством нового дома, вечера посвящает светским мероприятиям. О том, что их двадцатилетний сын решил покончить с собой, они узнают через неделю, случайно зайдя в его комнату и обнаружив там оставленную для них предсмертную записку.
Второй тип проблемных семей - семьи со слабыми легко проницаемыми границами и запутанными взаимосвязями. Границы подсистем в этих семейных системах очерчены нечетко; участники системы слишком «замкнуты» друг на друге, поэтому попытка кого-либо из них измениться немедленно вызывает ожесточенное сопротивление других (С.Минухин и др., 1967). В течение многих лет я наблюдаю семью, живущую по соседству. Мать недавно вторично и вроде бы счастливо вышла замуж, у нее взрослая дочь. Прекрасные люди, радушные, готовые всем и всегда прийти на помощь - и глубоко несчастные. Поводом для рыданий, истерик и взаимных проклятий становится каждый шаг любого из трех членов семьи; и с любовью приготовленный матерью обед («Ты прекрасно знаешь, что никто лучше тебя не готовит, ты все делаешь, чтобы я никогда не вышла замуж!»), и новый мамин муж («Он храпит так, что мне слышно из-за стенки! Или он или я!» - кричит дочь), и «не та» блузка, надетая дочерью на свиданье. Семья сейчас находится на грани распада; никакие доводы рассудка никто не слышит; муж начал пить и смотреть «по сторонам».
Запутывание взаимосвязей между членами семей приводит к растворению границ, обеспечивающих нормальное функционирование подсистем. В разветвленной семейной системе плохая демаркация разграничительных линий между нуклеарной семьей и отпочковавшимися семьями может привести к осложнениям отношений между свекром (свекровью) и невесткой или между тестем (тещей) и зятем. Нарушителями границы между родителями и детьми являются лица, вступающие в отношения инцеста. При отсутствии подобающей дифференциации между ролью супруга и родителя не могут нормально функционировать ни родительская, ни супружеская подсистемы. Если между детьми не проводится различий в соответствии с их возрастом и образовательным уровнем, подсистема детей не может принимать нормального участия в процессе собственного вживления в организм общества.
Наконец, при нарушении неприкосновенности границ подсистем входящего в семью нового члена лишают возможности развивать свою личностную самобытность и независимость. Например, когда семья наседает на подростка-аноректика с требованиями поесть, у ребенка остается единственный способ бунта против опротивевшего симбиоза - «вырвать» и хотя бы этим протестом выразить свою потребность в автономии.
Семья -открытая система, жизнь постоянно ставит ее перед необходимостью что-то менять. Требования изменений могут быть вызваны переменами во внешней среде, такими, как смерть близкого семейного друга. Немало перемен происходит в связи с цикличностью развития самой семьи - рождением ребенка или его вступлением в подростковый возраст, старением родителей и проч.
Здоровые семьи отвечают на требования изменений путем качественного роста каждого входящего в систему индивида, каждой подсистемы, всего семейного организма в целом. Семейные системы с дисфункциями откликаются на необходимость изменений появлением или дальнейшим развитием патологий. Так, у матери в разобщенной семье усиливается депрессия, а ребенок начинает «откалывать номера». Обычно у одного из членов такой семейной группы симптомы развиваются настолько, что он может стать пациентом психотерапевта, хотя заболевание коренится в неспособности его семьи качественно адаптироваться к изменяющимся условиям. Разводы супругов, проживших вместе не один десяток лет, «пока дети не выросли», - самое обычное явление такого рода.
Содержание терапевтического процесса
Всвязи с темчто симптомы психической патологии возникают иустойчиво удерживаются в семейных структурах, неспособных адаптироваться к изменившимся условиям внешней среды и уровню развития членов семьи, целью психотерапии является перенастройка составляющих семейную систему звеньев на рост и развитие по непатологическим схемам. Поскольку структура семьи отражает принятые в конкретной семье правила взаимодействия, изменение семейной структуры предполагает изменение этих правил. Например, члены разобщенных семей склонны рассматривать мир как поле с хаотично движущимися частицами. Люди-атомы никак не объединены, у каждого из них собственная орбита. Правила семьи не позволяют даже помыслить о том, что люди могут быть соединены разными нитями и взаимозависимы. Но если контекст жизни семьи начинает меняться, если семья становится более сплоченной, в сознании у индивида откладывается мысль, насколько свойственно людям находится друг с другом во взаимосвязи.
Работа клиента в процессе структурной терапии достаточно проста. Он должен посещать сеансы семейной терапии и внимательно все запоминать; он должен давать психотерапевту обратную связь, отвечая на вопрос, какие изменения в семье были бы желательны; от клиента требуется наблюдать, как меняются существующие в его семье модели взаимоотношений. С. Минухин (1974) приводит классический пример девочки, больной нервной анорексией, которой он задал вопрос относительно действовавшего в ее семье правила не закрывать двери в комнатах. Хотела бы девочка закрывать двери в комнату, чтобы чувствовать себя более уединенно? Реакция пациентки была положительной. Таким образом, она дала психотерапевту возможность уяснить, что в этой семье были весьма спутанные взаимосвязи и нужно было более четко обозначить границы индивидуальных подсистем. Если бы пациентка увидела, как ее родственники начинают закрывать двери в комнаты, как ее родители впервые в жизни закрывают за собой дверь, она бы начала понимать, что между членами семьи устанавливаются четкие границы и вся семейная система начинает функционировать лучше.
В структурной терапии основная нагрузка ложится на психотерапевта. Терапевт активен, он дает установки. Он должен полностью понять структуру семьи пациента и установленные в ней правила. Психотерапевт мыслит в системе координат «здесь» и «сейчас», и поэтому лучше всего прояснить устав жизни семьи можно только наблюдая, кто с кем взаимодействует и как взаимодействует. Некоторыми из своих наблюдений терапевт открыто делится с членами семей. Какие-то аспекты жизни семьи становятся более наглядными при изменении контекста семейной жизни. Почти во всех случаях терапевт прибегает к реконструированию. Оно выполняется таким образом, чтобы члены семьи яснее осознали, что наблюдающиеся у них симптомы психопатологии имеют под собой системно-семейную, а не индивидуально-личностную основу.
С. Минухин иллюстрирует реструктурирование при помощи открытого приема мистера Смита. Этого пациента дважды госпитализировали с тревожной депрессией. На приеме также присутствуют жена Смита, его двенадцатилетний сын и тесть. Минухин спрашивает: «У кого проблема?» - Смит отвечает: «Да у меня проблема». - «Ну-ну, не говорите с такой уверенностью», - реагирует Минухин. - «Я в больнице лежал», - информирует врача Смит. - «Да, но это все равно ничего не говорит о вашей проблеме, - отвечает терапевт. - Все-таки, что с вами?» - «Ну, нервный я все время, расстроенный чем-то... кажется, никогда не расслабляюсь», - говорит пациент. - «Вы думаете, что причина в вас самом?» - интересуется Минухин. - «Да, конечно. Да и не знаю, кто еще мог бы быть причиной. Проблема во мне самом сидит», - отвечает Смит. - «Давайте продолжим рассуждение согласно вашей логике», - предлагает терапевт. - «Если бы причиной вашей болезни было бы что-то вне вас самого или кто-то другой, что бы вы тогда ответили на вопрос: в чем проблема?» - «Знаете, я был бы очень удивлен», - замечает больной. - «Допустим, в вашей семье есть что-то такое, что вас расстраивает», - допытывается Минухин. - «Но у меня в семье нет ничего такого, что могло бы меня расстраивать», -настаивает Смит. -«Хорошо, я спрошу вашу жену», - говорит Минухин.
Вместо того чтобы концентрироваться на изолированном члене семьи, Минухин делает упор на личность в семейном контексте. Он начинает помогать семье осознать, что корни симптомов болезни у главы семейства кроются в семейной системе, а не в личностных характеристиках больного. Реструктурирование проблемы под таким углом зрения будет способствовать изменению семейного сознания с уровня строго индивидуалистской идеологии до уровня видения семейной перспективы.
Достаточно часто реструктурирование используется для того, чтобы разъяснить роль симптомов в поддержании злокачественного гомеостаза или баланса в семье. Родителям девочки, госпитализированной с психотическим приступом, Минухин сказал о своем беспокойстве о том, что по возвращении домой из больницы у девочки может снова начаться психоз. Возможная причина этого -стремление девочки сохранить целостность семьи. Психотические симптомы, таким образом, были истолкованы как средство, которым хорошая дочь пыталась спасти целостность семьи, а не как проявление слабости деградирующего члена семьи. Интерпретация посредством реструктурирования позволяет каждому члену семейной системы понять, насколько симптомы больного являются составной частью функционирования семьи как целого. Психотерапевт скорее подталкивает семью к определенным действиям, а не описывает их. Он прибегает к ролевому разыгрыванию (англ. enactment), открыто указывая членам семьи, что им надо делать. Он, например, говорит: «Обсудите с вашей матерью время отбоя и попытайтесь прийти к решению». Он может прибегнуть и к более радикальным мерам, устроив обед с участием анорексика. На прием принесут пищу, и семья разыграет обед, причем больной-аноректик будет присутствовать среди обедающих. Разыгрывание моделей взаимодействия помогает членам семьи отнестись к собственным эмоциональным реакциям и моделям общения с пристальным вниманием, чего прежде они стремились избегать. Терапевт, в свою очередь, получает возможность увидеть членов семьи в действии и через наблюдение постигает структуру данной семьи.