Терапевтические изменения в клиенто-центрироваиной терапии
Подытоживая свои взгляды на процесс и результаты клиенто-центрированной терапии, Роджерс полагал, что если соблюдены изложенные выше условия терапии, то с большой долей вероятности можно ожидать следующих изменений в пациенте (или клиенте): 1) клиент становится все более свободным в выражении своих чувств в вербальной и моторной экспрессии; 2) выраженные им чувства имеют все большее отношение к Я и все реже остаются безликими; 3) он точнее и тоньше распознает объекты своих чувств, включая самого себя и других людей, переживания и взаимоотношения; 4) он начинает замечать неконгруэнтность между какими-то своими переживаниями и Я-концепцией; 5) он начинает переживать угрозу подобной неконгруэнтности, однако позволяет себе не избегать ее; 6) благодаря безусловному положительному отношению терапевта, распространяющемуся в равной мере как на неконгруэнтность, так и на конгруэнтность, как на наличие тревожности, так и на ее отсутствие, он переживает со всей полнотой, с полным осознанием тех чувств, которые в прошлом отрицались или искажались в осознании; 7) Я-концепция реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить те переживания, которые раньше искажались или исключались из сознания; 8) тенденция к использованию защит уменьшается; 9) увеличивается способность воспринимать и переживать безусловное положительное отношение со стороны терапевта, без какого бы то ни было чувства угрозы; 10) он все отчетливее и яснее переживает безусловную положительную самооценку-; 11) он все чаще определяет и переживает свое Я в качестве локуса оценки; 12) он все реже реагирует на опыт, исходя из «условий оценки», и все чаще - исходя из собственного организми-ческого опыта.
Результат терапии
Радикальность роджеровского подхода к результатам терапии состоит в смещении акцента на характеристики ее процессуальности, движения и развития диады «терапевт-клиент» в условиях определенным образом организованного процесса (см. об этом выше). В этом смысле обсуждать и оценивать «эффективность» терапии с внешней позиции, по критерию, скажем, степени адаптированности или модификации поведения неприемлемо и неконгруэнтно феноменологическому подходу. Судить о результатах вправе только сам клиент, оценивая сам себя и качество своей жизни.
С этой точки зрения именно «развертывание» терапевтического процесса само по себе может служить критерием егоэффективности в противовес привычной зафиксированной неконгруэнтности Таким образом, именно процессуальные изменения, которые обнаруживает в себе клиент, проходя через определенные этапы своего развития в терапевтическом процессе, и составляют результат терапии. Однако, как нам представляется, верный принципу холизма и взаимодействия (мы говорили ранее о влиянии на теорию Роджерса трансактного принципа перцепции, сформулированного Ф. Килпатриком, возможно, также трактуемого в терминах «обратной связи»), Роджерс не ограничивается описанием изменений на каком-то одном «полюсе»: изменения во взаимных восприятиях терапевта и клиента обусловливают серию взаимоизменений. Еще раз заметим, что концепция Роджерса, включая концепцию терапии, формулируется в форме гипотез: если соблюдаются определенные условия, то с большой долей вероятности можно ожидать, что начнут происходить определенные изменения. Если терапевт будет конгруэнтен, эмпатичен и безоценочен в своем отношении к клиенту, то существует вероятность, что клиент начнет воспринимать терапевта как человека открытого, искреннего, с теплотой, сердечностью и уважением воспринимающего его (клиента) как человека, независимо от его (клиента) несовершенства. Чем более клиент становится восприимчивым к понимающему, принимающему и искреннему позитивному взгляду на себя терапевта, тем более он оказывается способным воспринимать себя открыто, честно, с пониманием, уважением и известной долей прощения (любви). В более сжатом, «свернутом» виде: клиент переходит от восприятия себя как недостойного, непринятого и не заслуживающего быть объектом любви к подтверждению того, что он принят, уважаем и любим в рамках лимитированных отношений с терапевтом. «Любим» - предполагает в данном случае самый глубокий и обобщенный смысл: быть понятым и принятым Другим на глубинном общечеловеческом уровне. Развернутое описание процесса Роджерс дает в своей книге под знаменательным названием «Становление человека», где пишет: «Если терапия была оптимальной, интенсивной, равно как и экстенсивной, то это может означать, что терапевт сумел вступить в глубокие личностные субъективные отношения с клиентом, отнесясь к нему не как ученый к объекту исследования, не как врач, предполагающий диагноз и лечение, но как личность к личности. Это может означать, что терапевт был искренним, не прятался за защитным фасадом, а встречал клиента чувствами, которые он по-настоящему испытывал.
Для клиента оптимальная терапия могла бы состоять в исследовании все более и более странных, неосознанных и опасных чувствв самом себе, эти исследования оказываются возможными только в силу постепенного понимания клиентом, что он полностью принимается. Таким образом, клиент знакомится с элементами своего опыта, которые прежде изгонялись из сознания как угрожающие, наносящие вред структуре его самости. Он обнаруживает, что ис пытывает эти чувства полностью, всецело во взаимоотношениях, так, что в какой-то момент он и есть свой собственный страх или гнев, собственная уязвимость или сила. И когда клиент проживает эти столь разнообразные чувства во всех степенях их глубины, то понимает, что переживает себя, что сам является всеми этими чувствами. Клиент находит свое поведение изменившимся в конструктивную сторону в соответствии с заново пережитой самостью. Он приходит к пониманию ненужности страха, который несет его переживание, но свободно приветствует его как часть своей изменившейся и развившейся самости». [Цит. по: Кан М. Между психотерапевтом и клиентом. - СПб., 1997. - С. 50].
Таким образом, в качестве самого общего результата терапии можно считать возрождение способности жить полноценной жизнью или, в терминологии Роджерса, обретение способности к полноценному функционированию. Клиент «становится человеком», главными чертами которого являются открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни (жизнь «здесь и теперь»), организмическое доверие к своим внутренним ощущениям как критерию выбора, эмпирическая свобода («единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, - это я сам»), креативность и творческий образ жизни. Человек, полноценно живущий, - это не статичное, раз и навсегда зафиксированное состояние, а процесс, и постоянно находиться в процессе изменения означает движение к своей истинной самости, «сердцевина» которой есть любовь и добро (Rogers, 1961). Но и для терапевта, если «встреча» состоялась, она будет продолжаться в его внутреннем росте, в изменении его взгляда на самого себя, в обогащении его чувств, затронутых этой «встречей».
Терапевтические методы
Разработке собственно технической, или методической, стороны терапевтического процесса Роджерс не уделял самостоятельного внимания, и по принципиальным соображениям: ведь если изменения есть следствие экзистенциальной встречи, своего рода инсайта в отношениях между людьми, то ни в каком техническом оснащении подобная встреча не нуждается. В определенном смысле в качестве терапевтических методов можно рассматривать сформулированные Роджерсом необходимые и достаточные условия терапевического процесса, а именно: искренность (генуинность, конгрунтность), безусловное позитивное отношение и эмпатическое по ниманне. На наш взгляд, именно такое понимание отношения к
методам терапии более всего было созвучно внутренней логике движения от клиенто-центрированной терапии к терапии; центрированной на человеке, как стали наименовать эту систему сподвижники Роджерса в последние годы его жизни и профессиональной деятельности. Трудность, однако, заключалась в том, что, если Роджерсу каким-то неуловимым образом, самой атмосферой отношений, огромным обаянием его личности удавалось реализовывать на практике свои методы, то вопрос об обучении им будущих терапевтов не мог решаться автоматически по принципу «делай, как я». Первые исследования группы Роджерса в области психотерапии, проведенные еще в 1940-1950-х гг., отчасти пытались найти решение этой задачи в рамках анализа «вкладов» в терапевтический диалог терапевта и пациента, а также соотнесения вербального и невербального поведения участников с целью определения критериев их конгруэнтности-неконгруэнтности. Результаты этих исследований и являлись эмпирическим доказательством предположения, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.
Таким образом, основными (и, по сути, единственными конгруэнтными «духу» теории Роджерса) методами терапии, центрированной на человеке, мы можем считать эти шесть фундаментальных принципов, рассмотренных в предыдущих разделах этой главы, а также некоторые вытекающие из них следствия.
Еще раз выделим их:
1) искренность и подлинность терапевта;
2) безусловное позитивное отношение;
3) эмпатическое понимание;
4) фасилитация все более полного опыта переживаний;
5) фасилитация все более полного осознания происходящего*
6) подтверждение уважения и безусловной ценности клиента путем отказа от советов и рекомендаций;
7) передача эмпатического понимания внутренней системы координат клиента путем «зеркального отражения», как вербального, так и невербального.
Закончить эту главу мне бы хотелось строчками стихов Б.Л.Пастернака; они как нельзя более точно отражают мое личное впечатление о Карле Роджерсе, оставленное им после проведенной в 1986 г. в Москве «группы встреч»:
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только. Живым, и только до конца.
Упражнения и вопросы
Выполняяпредложенные упражнения, имейте в виду, чтоих цель состоит в освобождении ваших чувств, любых и всяких; помните, что, какими бы ни были ваши переживания, они не оцениваются, но всегда приветствуются; не бойтесь проверки или контроля - все, что вы делаете, вы делаете для себя, а не для отчета или оценки. Если же вы решите разделить с кем-либо свой опыт переживаний, делайте это самым непосредственным образом, не бойтесь использовать свежие выражения, метафоры или телесную экспрессию.
Самость (Самоценность)
Упражнение 1.«Линия моей жизни». Нарисуйте «лесенку», каждая ступень которой обозначает важнейшее событие вашей жизни от рождения до настоящего момента. Задайте себе вопрос: «Где я нахожусь на линии жизни прямо сейчас?» Как вы чувствуете себя, поместив себя на ступеньку «здесь и сейчас». Как вы осознаете свое Я в контексте всей прошлой жизненной истории? Какова будет следующая «ступень» в вашей жизни?
Упражнение 2. «10 автобиографических утверждений». Если бы существовал некто, способный заглянуть в вашу душу и понять ее как никто другой, какие 10 наиболее существенных вещей он мог бы узнать о вас, что, скрытое от посторонних глаз, замаскированное одеждой, вежливостью, привычками, ролями, он, единственный, открыл бы в вас?
Упражнение 3. «Позвольте родиться своей самости!» Приготовьте пластилин, краски, баночку с водой, бумагу. Сядьте на пол или коврик, прикройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе фантастическую ситуацию - вы можете родиться вновь! Ощутите всем телом, как вы меняетесь, готовитесь появиться на свет... и наконец! первый крик и первый вздох: «Кто Я?». Пусть ваши руки сами ответят, рисуя, изображая в пластилине (глаза хорошо прикрыть). Когда закончите, откройте глаза, посмотрите на только что родившееся свое Я, примите его в свое сердце, поприветствуйте его! Спойте колыбельную, сочините приветственное стихотворение!
Рекомендуемая литература
1. Мартин Бубер - Карл Роджерс: Диалог // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4.
2. Мэй Р. Терапия сегодня, Эволюция психотерапии: В 4т. - М., 1998. - Т. 3.
3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997,
4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом. - СПб., 1997.
5. Сэнфорд Р. Исследование эволюции клиенто-центрированного подхода в психотерапии // Эволюция психотерапии. - М,, 1998.
6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1986.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
8. Rogers С. Therapy, Personality and Interpersonal Relationships // In Psychology: A Study of a Science / Ed. by S. Koch. - N.Y., 1959.
9. Rogers С On Becoming A Person. - Boston, 1961.
10. Rogers С Carl Rogers on encounter groups. - N.Y., 1970.