Глава 6 карл роджерс: от терапии, центрированной на клиенте, к терапии, центрированной на человеке

Что мы теряем! Какие возможности пони­мания мы упускаем из-за того, что в какой-то решающий момент, при всех наших зна­ниях, нам не достает простой добродетели: полного человеческого присутствия.

К.Ясперс

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - приверженец феноменоло­гической теории личности, один из основоположников современ­ного гуманистического направления в психологии, психологичес­ком консультировании и психотерапии, родился в чикагском пред­местье, в благополучной, традиционно протестантской американ­ской семье, четвертым из шести детей. Его ранняя юность прошла в сельской местности, куда переехала семья, когда мальчику было 12 лет, и с той поры все летние каникулы он проводил на ферме, работая там, по его собственным воспоминаниям, до изнеможе­ния, однако именно там он получил незабываемый опыт ответ­ственности, независимости и умения полагаться на собственные силы. Кроме того, обнаружилась его любовь к природе, сельско­му хозяйству и умение наблюдать, внимательно и «по-исследо­вательски» относиться к растениям и животным, наблюдать за их развитием и взращиванием, что, на наш взгляд, немало способ­ствовало впоследствии формированию его взгляда на человечес­кую природу. Сначала он намеревался заняться сельским хозяй­ством, для чего поступил в Висконсинский университет, затем его планы изменились, и он стал готовить себя к пасторской деятель­ности. Однако в 1922 г. произошло знаменательное событие, в корне изменившее его жизнь, не только заставившее отказаться от миссии протестантского священника, но и значительно либе­рализовавшее его мировосприятие. В составе Всемирной студен­ческой христианской федерации он оказался в Пекине, а затем в течение 6 месяцев путешествовал по странам Востока, изучая ре­лигиозные течения, весьма отличные от религиозных и культурных догм и традиций, привитых ему в родительском доме. Даль­нейшее его образование включало теологическую семинарию, Учительский колледж Колумбийского университета, где он в 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 - доктора клинической психологии.

К.Роджерс начал научную карьеру и практику с работы в От­делении исследования детей Общества по предотвращению жес­токого отношения к детям в Рочестере, Нью-Йорк, где в течение 10 лет занимался делинквентными и неблагополучными детьми, опубликовал вызвавшую научный резонанс работу «Клиническое лечение проблемного ребенка», после чего ему была предложена должность профессора на кафедре клинической психологии Уни­верситета штата Огайо. Издание им в 1942 г. книги «Консульти­рование и психотерапия» явилось началом широкого признания его новаторских идей, а после выхода в 1951 г. труда «Центриро­ванная на клиенте психотерапия: ее современная практика, значе­ние и теория» он окончательно встал в ряды пионеров нарождаю­щегося направления в клинической психологии. В последующие годы был написан ряд трудов, значительно расширивших сферу применения разработанного им метода, изменившего в сторону гуманизации и ориентации на творческие возможности и эмоцио­нальную вовлеченность человека практику образования, воспи­тания, межличностных отношений и урегулирования межэтничес­ких конфликтов: «Психотерапия и изменение личности» - совмес­тно с Р. Даймондом (1954); «Становление человека» (1961), «Сво­бода учиться: чем может стать образование» (1969), «Карл Род­жерс о группах встреч» (1970), «Партнерство: брак и его альтер­нативы» (1972), «Способ бытия» (1980) и др.

К.Роджерс был удостоен множества наград и престижных по­стов: первым получил награду Американской психологической ас­социации за выдающийся вклад в науку в 1956 и 1972 гг., занимал пост президента Национального исследовательского совета Аме­риканской психиатрической ассоциации и Американской психи­атрической академии; принимал активное участие в создании Эса-ленского центра изучения и развития человеческих возможностей в Калифорнии. К.Роджерс приложил немало усилий к распрост­ранению созданных им теории и практики по всему миру, искрен­не веря, что добрая воля и способность изменять самого себя по­могут изменить к лучшему этот мир. Он проводил практические семинары и тренинги, в частности, в таких «неспокойных» точках земного шара, как Северная Ирландия, Южная Америка, Восточ­ная Европа. В 1986 г. вместе со своими сподвижниками Рут Сэн­форд и Майклом Мерфи К.Роджерс провел несколько практиче­ских семинаров в России, и, как оказалось, для многих отечествен­ных психологов эта «встреча» стала решающей в выборе профес­сиональной ориентации и, без сомнения, была истинно экзистенциональным событием для каждого из участников (см. интер­вью М. Котэ с непосредственными участниками тех памятных со­бытий). По мнению видных ученых и общественных деятелей никто со времен З.Фрейда не имел большего влияния на практи­ку консультирования и терапии, чем Роджерс. Его идеи стали неотъемлемой частью современного психотерапевтического ми­ровоззрения, независимо от его «школьных рамок»: идет ли речь об исцеляющей роли психотерапевтических отношений, или о роли эмпатии в понимании бессознательных процессов переноса-контрпереноса. Важно также отметить, что наряду с А.Маслоу и Ф.Перлсом К.Роджерс стоял у истоков теории и практики «лич­ностного роста», в основе которых лежит убежденность в силе че­ловеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального са­мосознания и компетентного общения; возможности повышения эффективности любого обучения через глубокий личный опыт «вживания» в сам процесс. Эти принципы особенно важно учиты­вать при подготовке будущих профессиональных психотерапев­тов и консультантов.

Карл Роджерс обладал удивительным и редким даром оставлять «незримый прочный след в чужой душе на много лет». Как Альберт Швейцер или мать Тереза, Роджерс являл собой пример самоот­верженного служения идеалам человечности и добра, и в памяти людей ушедшего XX века он, безусловно, останется ярким приме­ром воплощения в жизни бескорыстной любви к людям.

Наши рекомендации