Терапевтические процедуры, или упражнения
Существенная часть ответственности терапевта заключается в его присутствии «здесь и теперь», так же как к жизни в настоящем приглашают клиента. Быть сфокусированным на настоящем, в частности, означает отказ от заранее определенных и жестко регламентированных терапевтических процедур (упражнений). Какое-то определенное упражнение выбирается терапевтом «к месту» в качестве помощника пациенту в осознании того, что уводит его от настоящего. Если клиент постоянно скатывается к жалобам и обвинениям родителей в своих невзгодах, терапевт предлагает, например, «посадить» родителей на «пустой стул», представить, что они находятся «здесь и теперь» перед клиентом, и клиент волен высказать им все, что накопилось годами и не выражалось никогда. Возможно, это упражнение даст шанс клиенту осознать «игру в обвинение».
Хотя применение конкретных упражнений невозможно запланировать заранее, в гештальт-терапии накоплен богатый арсенал упражнений, направленных на возрастание осознания, и в этом смысле универсальных. Вообще говоря, идеи гештальт-терапии способны поощрять творчество терапевта в создании бесконечного числа новых упражнений или вариаций классики.
Среди наиболее известных упражнений (или игр) выделяют следующие.
1. Диалог.Пациента втягивают в диалог полярностей, одна из которых доминирует, другая обычно подавляет. Диалог помогает развертыванию каждой из них, конфронтации и интеграции.
2. Игра,в которой клиента просят заканчивать каждое высказывание о себе фразой «...и Я принимаю ответственность на себя за...».Предполагается, что клиент таким образом яснее осознает способ своего участия в контакте и принимает на себя ответственность за вступление в контакт или избегание его.
3. Игра в проекцию.Клиенту предлагают сыграть роль лица, постоянно включенного в проекции, скажем, родителя, которого он постоянно обвиняет. Терапевтический смысл игры заключается в отказе от проекции, «возврате проекций» К присвоении отторгнутых «частей Я».
4. Игра в превращение. Клиенту предлагают попробовать какой-нибудь, противоположный обычному способ действования, благодаря чему проживаются ранее замаскированные и скрытые полярности Я, изменяются ракурсы видения вещей и отношений (отношения «фигуры» и «фона»).
5. Игра в репетицию. Клиент открывает группе, о чем он думает, собираясь играть какую-то социальную роль, например роль клиента. Он несколько раз проигрывает заданную ситуацию, включая чувства, актуализируемые ею.
6. Игры в семейной консультации. Супруги по очереди высказывают наиболее позитивные и негативные чувства о каждом каждому. Цель состоит в поощрении экспрессии контрастных чувств.
7. «Могу я покормить тебя предположением?..» Игра, в которой терапевт просит разрешения повторить, усилить или поварьировать какое-то суждение о пациенте, которое интуитивно кажется терапевту значимым для пациента.
Мы привели здесь примеры лишь некоторых из так называемых игр; однако не следует упускать из виду, что за конкретными упражнениями и играми стоят довольно ясные и жесткие терапевтические установки: техника гештальта должна служить возвращению пациента к контакту с его ощущениями. В этой связи различают два типа технических процедур: супрессивную технику и экспрессивную (Г.Наранхо, 1995). Рассмотрим подробнее каждую из них.
Супрессивная техника по определению призвана наложить запрет на любые занятия, кроме сосредоточения на ощущениях, или ограничить их; она предполагает, таким образом, запрет избегания ощущений как «несущественного». Но что может быть существеннее, чем сконцентрированное и полное погружение в ощущение? Почему мы так часто слушаем и не слышим, смотрим и не видим? Значит, мы просто боимся обнаружить то, что при более пристальном внимании открылось бы нам с непреложностью. Одним из кардинальных открытий может стать открытие несущественности, простоты, бессмыслицы, тривиальности, что на более поверхностном социальном уровне жизни отражает нашу установку на избирательное сравнение, сопоставление и вынесение суждения по отношению к социальному эталону. В этом смысле сравнение есть избегание непосредственного контакта, в то время как погружение в состояния бессмыслицы и пустоты могло бы стать углублением и полным проживанием фобического способа жизни, а следовательно, попыткой преодоления избегания. Таким образом, девизом этого вида гештальт-терапевтической тактики является отказ от потворствования любой игре, представляющей механизм главного избегания.
Супрессивная техника реализуется в принципиальных «ни-ни», т.е. непреложных запретах на некоторые традиционные способы жизни, которые квалифицируются как избегания: велеречивость, предвкушение, повествовательность, долженствование, манипуляция. Позволим себе только проиллюстрировать смысл некоторых из перечисленных запретов.
«Повествовательность», например, наиболее распространенная форма избегания. Это знает любой, кто хотя бы раз принимал участие в гештальт-сессиях. Участники порой могут потратить несколько часов на пространные рассказы (ни к кому не обращенные), их обсуждение и комментарии, дискуссии по поводу предложенного упражнения и т.д., что, естественно (по причине исчерпанности времени), позволит избежать непосредственного включения в выполнение этого упражнения. Таким образом, участник предпочтет обсуждать, интерпретировать, искать объяснения там, где ему предлагается принципиально другое - чувственно опробовать, испытывать, переживать, волноваться, страшиться, рисковать, соприкасаться, сталкиваться и т.д. Запрет на подобный «образ жизни» (в гештальте его иногда называют эбаутизмом) предоставляет участнику шанс яснее осознать, во-первых, непреложность самого факта избегания, а во-вторых, присущие ему индивидуальные способы «делания» этого - защиты. В качестве альтернативы эбаутизму мы часто предлагаем следующее упражнение: представьте себе встречу с инопланетянином и попробуйте объясниться с ним на языке «абракадабра», словарь которого составляют исключительно нечленораздельные звуки и тактильно-моторные образы, требующие непосредственного телесного взаимодействия.
Еще одним известным «запретом» является требование отказа от «долженствования», позиции, прямой дорогой ведущей к оценке, сравнению себя и других с социальными стандартами (естественно, перфекционистскими) и далее, уже почти неизбежно, к критике и сопутствующим обвинениям, осуждениям себя или других, вине, стыду и, наконец, к защитам. Какую же альтернативу предлагает гештальт?
Во-первых, вернуться в настоящее, потому что оценки, идеалы и прочие «долженствования» пришли, а точнее, вторглись из прошлого - из родительских наставлений-поучений, их страхов и запретов, их жизненных ориентиров и тревог; они имеют отношение к субъективно прогнозируемому будущему, причем обязательно будущему тревожному, катастрофическому, даже если оно маскируется под будущее триумфальное.
В нашей работе по обучающим программам мы нередко предлагаем прием сосредоточения на телесных ощущениях «здесь и сейчас». Например, я вспоминаю одного очень одаренного и недоверчиво-придирчивого студента, к тому же очень сдержанного, так что о его сильно сдерживаемом раздражении я могла лишь догадываться, глядя, как навязчиво он покачивает ногой. Я попросила его сначала просто «уделить внимание покачивающейся ноге», потом «позволить ей покачаться несколько раз», затем описать подробно, что она, нога, ощущает, когда качается, потом предложила «стать ногой» и, «побыв ею» некоторое время, «позволить» ей обратиться к кому-нибудь из присутствующих, «к кому она сама захочет», «дать ей право» поделиться тем, что она чувствует. И нога, наконец, «заговорила», преодолев страх санкции за выражение «негативных» чувств в адрес «родительской» фигуры авторитета. Удивительные изменения стали тотчас происходить не только с ногой, но и с самим человеком! Изменился его голос - стал уверенным, полнозвучным; изменились взгляд и выражение глаз - из затаенно-враждебных глаз проглянули улыбка, благодарность, доверие, уверенность в себе. Да человек просто стал собой!
Приведенный пример демонстрирует комплексное применение как принципа супрессии (в данном случае наложение запрета на идеализированный образ себя как сдержанного, зрелого мужчины), так и принципа усиления экспрессии. Последний, как видно из примера, предполагает известную «по-шаговость» реализации: замечание -инициация действия - усиление или интенсификация выражения -направленность, или «адресность», экспрессии и ее завершенность в «присвоении» Я. Посредством фасилитации можно помочь «разродиться экспрессией» гораздо более широкого и полного спектра чувств, чем прогнозируется заранее, и тогда становится возможен глубокий инсайт относительно «само-супрессии», само-ограничений, накладываемых на собственное Я, вслед за чем расширяются границы осознавания, начинают жить новые грани собственного Я и отношений с другими.
Техника интерпретации в чистом виде в гештальт-терапии не поощряется, в ней усматривается проявление фантазий терапевта, которые скорее отражают его (терапевта) «майя», т. е. предпочитаемые теоретические концепты и схемы, чем мир переживаний пациента. Интерпретации Ф.Перлс относит к «дурному философствованию» и видит в них изощренный способ убеждения клиента в могуществе разума (таланта, квалификации и т.д.) терапевта, к мнению которого пациент должен больше прислушиваться, чем к своим собственным чувствам и ощущениям. На практике все же использование приема «Могу я накормить тебя предположением?» часто оборачивается скрытой интерпретацией, хотя гештальтисты и склонны уверять, что это скорее форма обратной связи, которую клиент свободно может отвергнуть, если она окажется неподходящей ему.
Гештальт-терапевты способствуют росту осознания, предлагая Ушам и глазам пациента стать источником обратной связи, представляющей информацию, отсутствующую в актуальном осознании. Считается, что клиенты, в общем, достаточно хорошо осознают, что они говорят, и гораздо менее осознанна вербальная экспрессия (как говорят?). Поэтому в работе с клиентом терапевт дает обратную связь клиенту о том, что и как он видит или слышит, особенно обращая еговнимание на телесные зажимы, - и уже сам факт обращення внимания способствует расширению осознаваемого. Ориентированные на действия упражнения позволяют вскрыть глубокие чувства и их блокировку. Так, предложив усилить напряжение в руках,скрещенных на груди, терапевт предлагает выразить, как клиент сжимает руки и не позволяет себе испытывать «сердечные чувства». Глубокое осознание достигается не через интерпретацию или интеллектуальное отвлеченное знание о себе, оно исходит «изнутри».
Чем больше клиент осознает свои фальшивые роли и социальные путы, чем больше он научается прислушиваться к своему телесному опыту, опознает свои телесные блоки, сопротивления и фоби-ческие избегания настоящего момента, тем труднее ему становится бежать от самого себя. Однако страх быть собой приводит к тупику: пациент и хотел бы строить свою жизнь (включая отношения с терапевтом «здесь и теперь») по-новому, но одновременно смертельно боится сойти с ума, впадает в панику, прерывает терапию. Пациент пытается воздействовать на терапевта, убеждая его в реальности и обоснованности своих катастрофических ожиданий. Терапевтическая стратегия состоит в упорной вере терапевта в собственные внутренние силы пациента, помогающие ему продвигаться дальше, через тупик, к умерщвленным частям Я. Умело используя выбранные упражнения, терапевт предоставляет клиенту в активной, действенной форме войти в контакт с теми частями Я, которые были пожертвованы в угоду ролям и играм. Постепенно клиент начинает освобождать все свои эмоции, становясь все более и более истинно человечным.
Катарсическое очищение требует, чтобы клиенты ответственно относились к терапевтическому процессу, продолжая его, даже если очень хотелось бы прервать и закончить его. Конечно, подобное правило - не догма, и многие клиенты покидают «горячий стул», если он «слишком горяч», и не доходят в своей работе до стадии взрыва. Но если все-таки клиент остается на «горячем стуле», требование гласит, что он должен отвечать за себя, активно включаясь в предлагаемые упражнения, а не быть просто пассивным свидетелем.
Если клиенты готовы к присвоению своих умерщвленных частей Я, они могут участвовать в работе со сновидениями. Сновидения используются в гештальт-терапии в качестве метода со многими вариациями. Его основное преимущество состоит в том, что он открывает путь к самым спонтанным частям Я. Чтобы усилить момент катарсиса, клиенту предлагают не говорить о снах, а разыгрывать их, часто в форме психодрамы. Он входит в роль и станосится каждой деталью сна, какой бы незначительной она ни казалась, и таким образом, позволяет обрести и выразить себя любой частью Я - тогда и будет достигнуто ощущение целостности и спонтанности.
Поскольку катарсис может принимать весьма драматический характер, терапевтическая работа включает организацию самого процесса и руководство им, или терапевтический сеттинг. Обычно терапевтическое действие происходит в группе, члены которой составляют круг эмоционально заинтересованных в происходящем на «горячем стуле». Внимание терапевта направлено на клиента, как своего рода прожектор. Терапевт полагает, что наилучшей сценой для «здесь и теперь» являются упражнения, например, относящиеся к работе со сновидением. Сценарий в значительной степени принадлежит клиенту, который сам выбирает сон. Терапевт должен отмечать попытки клиента избежать боли и страх сбрасывания масок и должен блокировать их посредством обратной связи, а также путем привлечения внимания клиента к маневрам, которые тот использует в качестве избегания. Если обратная связь оказывается недостаточной, терапевт предлагает вновь проиграть упражнение с большей эмоциональной включенностью, более активно, как режиссер поощряет вживание в роль путем вживания в детали. Как и в театре, широко используются принципы репетиции (повторения) и усиления до тех пор, пока не проявятся истинные чувства. Приводим фрагмент из работы Ф.Перлса (1969. - Р. 293).
Ф.: Теперь скажи своей Верхней собаке: «Прекрати придираться!»
Д. (громко, с болью):Оставь меня!
Ф.:Так, еще раз.
Д.: Оставь меня!
Ф.: Еще раз.
Д. (крича и визжа): Оставь меня!!!
Ф.: Еще раз.
Д. (кричит, действительно взрываясь): Оставь меня! Я не должна делать то, что ты говоришь! (Продолжая кричать.) Я не обязана быть такой хорошей! Я не обязана сидеть на этом стуле! Ты заставляешь меня! (Визжит.) А-ах-а! Ты царапаешь мое лицо (крича), вот что ты делаешь! Я бы убила тебя!
Ф.: Скажи это еще раз!
Д.: Я бы убила тебя!
Ф.: Еще раз.
Д.: Я бы убила тебя.
Гештальт-терапевт стремится помочь клиенту не только выразить чувства, но и присвоить их, принять за них ответственность. Делается это часто с помощью изменения речевых оборотов, в частности, с использованием так называемых Я-высказываний, как это следует из примера работы с М. (1969. - С. 115).
М.: Я чувствую напряжение в животе и руках.
Ф.: Напряжение? Напряжение - это существительное. Теперь измени существительное, переведи вещь в глагол, в действие.
М.: Я напряжен. Мои руки напряжены.
Ф.: Твои руки напряжены. Они ничего не должны делать с тобой.
М.: Я напряжен.
Ф.: Ты напряжен. Как ты напряжен? Что ты делаешь?
М.: Я напрягаю сам себя.
Ф.: Это так.
Ф. Перлс как терапевт высоко ценил эффект шутки и вообще комического, полагая, что они ведут к расслаблению и чувству радости жизни. То же самое относится к творчеству в терапевтической работе. Терапевт гораздо в большей степени должен быть артистом, чем сценаристом или знатоком «техники» терапии. Понятно также, почему не стоит заранее определять и планировать каждый шаг терапевтического процесса, ведь творчество, юмор, шутка - плоды спонтанности, а не строгой регламентации.
Содержание и стратегии терапевтического процесса
Внутриличностные конфликты - фокус терапевтического процесса; специально рассматриваются конфликты «верхней и нижней собаки», между социальным и естественным Я или между отторгнутыми частями Я и катастрофическими ожиданиями, которые сдерживают выражение полярностей, рискующих быть отвергнутыми. Хотя Ф.Перлс проводил гештальт-терапию, как правило, в группе. В действительности групповой процесс как таковой его мало интересовал, групповая динамика и отношения между членами группы не были фокусом терапевтической работы. Терапия, по Перлсу, принципиально индивидуальна, хотя и проводится в группе во время выполнения гештальт-упражнений. Содержание и основные направления терапевтического процесса фокусируются вокруг основных психопатологических симптомов и способов их преодоления.
Тревога и защиты
Тревога возникает между «здесь» и «там», между «теперь» и «тогда». Как только мы покидаем реальность «здесь» и занимаемся «будущим», мы чувствуем тревогу. Пытаясь предвосхитить результаты нашей активности, ее эффективность по отношению к социальным стандартам, мы начинаем испытывать страх: как я сдам экзамен, прочту лекцию, проведу терапевтическую сессию?
Тревога может возникать и при предвосхищении приятных событий: «Как мне дождаться (дожить) до будущих каникул!». К. Левин, кстати, обратил внимание на непереносимость подобных ожиданий в связи со случаями побегов из заключения накануне окончания срока заключения. Вообще говоря, «зазор» между настоящим и будущим переживается как тревога, часто возникает в связи с привычными, рутинными видами активности, обычно планируемыми, повторяющимися, которые выполняют роль «страховки», обеспечивая ощущение постоянства и предсказуемости будущего- Люди нередко замещают тревогу безопасным однообразием, но при этом теряют свежесть и богатство возможностей.
Ф.Перлс полагал, что решение зрелого человека заключается в отказе жить в «зазоре»; только живя «здесь и теперь», человек трансформирует тревогу в возбуждение. Вместо того чтобы предаваться жвачке «размышлизмов» об активных действиях, люди могут выбрать свежий опыт возбуждения в контакте с изменяющимся от момента к моменту окружением.
Множество людей, однако, избегают прямого и непосредственного контакта путем защитных маневров (Ф.Перлс и др., 1951; М.Польстер и И.Польстер, 1997). «Проектор» (т.е. человек, часто прибегающий к проекции) искажает восприятие себя и мира путем приписывания отторгнутых частей Я другим людям или предметам. Он избегает сексуального возбуждения, например, воспринимая других (и терапевта) как людей с сексуальными проблемами.
«Интроектор» как будто включается в жизнь, но в пассивной и недискриминативной (неразборчивой) манере. Он никогда по-настоящему не прорабатывает, не «прожевывает», а следовательно, не ассимилирует и не интегрирует новый опыт, а только жадно заглатывает его, что напоминает оральный характер в терминах психоанализа.
«Ретрофлектор» избегает контакта, возвращая и оборачивая на себя то, что хотел бы сделать другому, или делая себе то, что хотел бы, чтобы другие делали с ним. Например, женщина, которая хотела бы «сжевать» свою мать, боясь взрыва, хронически скрежещет зубами; интровертированный мужчина, отвергающий чувственные контакты с другими, занимается мастурбацией. Два других защитных механизма - дефлексия и конфлюенция. «Дефлектор» избегает прямого контакта, действуя разными необычными способами; может предпочесть говорить уклончиво, чрезмерно обобщенно, о вещах абстрактных, о том, что на самом деле требует эмоциональной включенности. Таким образом, он как бы «отсутствует» там, где реально происходит интеракция. «Дефлектор» избегает столкновения с другими или прямой конфронтации с ними, опасаясь «удара» от них (включая терапевта); за это он расплачивается переживанием скуки, растерянности или как бы ощущая себя находящимся «в Другом месте».
«Конфлюенция» служит средством избегания новизны и открытия различий путем искусственного подчеркивания сходства. Она часто включает согласие там, где его нет, ради избегания ссоры и неизбежно ведет к фальши и ложному конформизму, «соглашательству», поскольку безопасность достигается путем удаления от естественного Я, его сердцевины.
Перлс неоднократно подчеркивал, что мышление часто служит целям избегания «здесь и теперь», он употреблял слово «репетиция» контакта, тем самым предостерегая от «уклонения» в излишние «мышлизмы» как средства приготовления себя к исполнению социальных ролей скорее, чем действительное соприкосновение с жизнью. Люди обычно включаются в интеллектуальные игры двух типов: игра в «сравнение» или «больше, чем» - форма, в которой интеллект служит средством убеждения другого, что «мой дом лучше твоего» или «Я сильнее, лучше, несчастнее тебя», или «мой терапевт лучше твоего», «моя теория справедливее и достовернее твоей». Другая интеллектуальная игра - «Подгонка». В ней мы стремимся «подогнать» других людей (и терапевта) под излюбленные концепты и взгляды о мире; или, еще хуже, стараемся «втиснуть» самих себя в представления о том, какие мы есть.
Самооценка
Неустойчивая самооценка - не источник невроза, а результат хронической незрелости и зависимости. Пока наша самооценка остается зависимой от поддержки и оценки окружающих, мы будем озабочены тем, что думают о нас окружающие, и будем стараться соответствовать их ожиданиям. Устойчивая самооценка - единственный источник «поощрения» и открытия своей внутренней силы и единственное основание для самоподдержки. Парадокс, но профессиональные терапевты, практикующие поддерживающую терапию и стремящиеся поддержать «шатающуюся» самооценку пациента, сами не желая того, оказывают ему медвежью услугу, невольно транслируя неуверенность в его внутренних ресурсах и способности к самоподдержке. Напротив, в жесткой позиции гештальт-терапевта, отказывающего в излишней поддержке, даже если пациент требует ее, имплицитно содержится послание о доверии внутренней силе пациента и его способности стоять на собственных ногах.
Ответственность
Как уже говорилось неоднократно, с позиций гештальт-терапии, способность к ответу и ответственности за собственную жизнь характерны для зрелой здоровой человеческой личности. Люди избегают ответственности либо в силу нарушений развития и манипуляций другими, которых они вынуждают заботиться о себе, либо потому, что страшатся родительского неодобрения (отвержения), если станут поступать иначе, чем ожидают от них родители. Ф. Перлс рассматривал уход от ответственности не как следствие внутренней экзистенциальной тревожности, а как недостаток цент-рации естественного организма. Вследствие этого в гештальт-системе не придается экзистенциального статуса переживанию вины. Вина, по мнению Ф. Перлса, это невыраженная вовне обида. К примеру, вина за внебрачный секс нередко является «обращенной» обидой на родителей или традиции, препятствующих индивиду в удовлетворении его конечных целей. Следует позволить такому человеку выразить эту обиду прямо или на «горячем стуле», и вина исчезает! Ф. Перлс, говоря об ответственности, не имеет в виду обязательства. Поскольку зрелый индивид не принимает ответственности за других, нет других обязательств у человека, живущего в настоящем, как быть истинным перед самим собой? Для людей, живущих «теперь», глупо вовлекать себя в какие-то обязательства, ведь последние ориентированы в будущее, а нам не дано его предсказать, как не дано знать, что для нас будет самым важным в будущем.
Интимность и сексуальность
В противоположность обычным убеждениям интимные отношения начинаются с обязательств по отношению к самим себе, а не по отношению к кому-то другому. Мы обязаны быть самими собой только перед собой, и если мы такие, как есть, не нравимся окружающим, то для нас это прекрасный шанс осознать (и чем раньше, тем лучше), что эти отношения обречены, как бы мы ни желали иного.
Если мы строим отношения, мы принимаем инакость другого, как счастливую возможность для собственного развития, а не как повод для конфликта, обвинений и жалоб. Различия предназначены, чтобы рождать фрустрацию, но гештальтисты приветствуют фрустрацию как стимул к будущей зрелости. Строя отношения, мы принимаем тот факт, что все, что нам нравится или не нравится, имеет отношение прежде всего к нам самим, а не к нашему партнеру. Если мне не нравится стряпня моей жены или костюм мужа, это больше говорит о моем вкусе, чем о том, что жена не умеет готовить, а муж небрежен.
Когда различия проявляются, мы должны быть готовы оставаться с проблемой до тех пор, пока не проявятся все наши чувства, не найдут выход и не выразятся все наши полярности. Тогда мы можем пойти на компромиссы, которые обусловлены лимитами или границами человека. Мы не можем допустить компромисса с самим собой, поскольку такой компромисс станет ядом для отношений. Наши ограничения не должны быть также попыткой контролировать другого человека, скорее они призваны обрисовывать контур «Я вот такой». Конечно, когда мы открываем свои чувства Другому, мы можем обнаружить, что ни один из нас не готов к такому компромиссу, чтобы отношения могли продолжиться. Что ж, такое открытие не повод для оскорблений или ненависти, а только основание для признания факта, что мы не можем быть вместе. Если мы все же останемся вместе, то можем испытать двойную радость, во-первых, потому, что находимся рядом с настоящим человеком, а во-вторых, потому, что он наш партнер и он рядом.
Хотя сам Ф. Перлс писал немного о сексуальности, его последователи сделали немало, чтобы помочь понять сексуальные отношения как целостный опыт. Все гештальтисты подчеркивают важность телесного опыта, контакта с чувственным проживанием жизни в противовес рутинному, и спонтанного отклика целостного организма, освобождающего энергию для полного и тотального проживания сексуальности в противовес ее «частичному», часто исключительно генитальному переживанию. Обучаясь интегрировать дыхание, отдаваясь естественным движениям всего тела человек получает возможность превратить сексуальные грезы в действительность, а оргазм - в целостное и полное переживание своего Я.
Коммуникация
Как и Ф.Перлс, гештальт-терапевты сравнительно мало внимания уделяют коммуникации и межличностным отношениям в целом, сосредоточиваясь главным образом на внутриличностных конфликтах индивида. Коммуникация рассматривается как часть социальных игр и в этом смысле отражает поверхностный фальшивый уровень включенности Я. Людям свойственно говорить, сплетничать друг о друге, восхвалять себя, жаловаться - все это не более чем их фальшивые социальные роли. В терапевтической работе Ф.Перлс предпочитал блокировать этот уровень и содействовать появлению и действенному выражению реальных чувств, скажем, накладывая запрет на вербальное поведение и предлагая выразить свои чувства в движениях, танце, творческой активности (арт-терапии), помогая людям понять, что и как стремится выразить их тело и невербальное поведение в целом.
Прибегая к словесной форме экспрессии, мы сводим конфликт к минимуму; активизировать конфликт возможно, следуя таким правилам гештальт-терапии.
Во-первых, мы должны стараться (насколько это возможно) взаимодействовать в императивной форме, так как требование - это единственная реальная форма коммуникации. Так, задавая кому-то вопрос, мы в действительности предъявляем ему определенное требование, хотя оно и замаскировано. Например, вместо того чтобы говорить «Не хотел бы ты пойти в кино сегодня вечером?», следовало бы сказать прямо: «Давай сходим в кино сегодня вечером». Используя прямую форму коммуникации, мы яснее осознаем сами и позволяем осознать партнеру, где мы находимся и что хотим. И тогда наш партнер обладает возможностью выбора: либо прямо ответить на требование, либо ответить на вопрос.
Во-вторых, поскольку сказанное - это утверждение о нас самих, а не о других, мы должны будем «присвоить» это утверждение, переводя фразу в Я-утверждение. Одновременно эта трансформация укажет, что мы принимаем ответственность за испытываемые чувства, не проецируя их на другого.
Враждебность
Проблема враждебности - это также и проблема границ Я - не Я. Аспекты окружения, которые мы идентифицируем и включаем в наше Эго, мы обычно воспринимаем с приязнью, симпатией, открытостью. Те же аспекты (части) окружения, которые мы склонны помещать «по ту сторону» наших границ, переживаются как отчужденные, пугающие, как провоцирующие враждебность. Традиционные примеры - восприятие этнических и национальных меньшинств в качестве «козлов отпущения».
В близких, интимных отношениях мы расширяем границы Я, впуская значимого Другого и создавая, таким образом, переживание совместности, или мы-переживание. Но даже близких людей мы подчас не можем принять целиком и полностью, и чаще всего отвергаемое в других - это то, что напоминает о собственных непри-знаваемых и спроецированных качествах.
Если мы абсолютно не выражаем враждебности в адрес близких, весьма вероятно, что в будущем фальшивость даст о себе знать и нам придется прервать отношения, чтобы таким путем избавиться от страха перед враждебностью и возможностью ее открытого проявления. В гештальт-терапии, напротив, клиента побуждают к активному и сильному выражению враждебности и обиды в адрес «пустого стула», который воплощает родных и близких, отношения с которыми испорчены. После яркого и свободного выражения враждебности клиент начинает испытывать чувства прощения, постепенно осознавая и принимая их и свое несовершенство.
Контроль
Незрелость постоянно приводит к межличностым конфликтам, суть которых сводится к проблеме контроля. Так, люди прибегают к роли беспомощных, больных и т. д. с целью использовать других и заставить их заботиться о себе; или они играют в перфекционистские игры, присваивая себе ответственность за других, стараясь убедить других в своих выдающихся качествах и в силу этого - присваивая себе право контролировать других, манипулировать, управлять. Этим людям свойственно отыгрывать в межличностных отношениях свои интраперсональные конфликты, по сути, сводимые к борьбе «собаки сверху» и «собаки снизу». Только зрелость и интеграция позволяют освободиться от этой внутренней борьбы и жить согласно известному кредо («молитве») гештальтистов:
«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое. Я здесь не для того» чтобы жить согласно твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы жить согласно моим ожиданиям. Ты есть ты, и Я есть Я. И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно. Если нет, с этим ничего нельзя поделать». Внутренний контроль, или контроль организмических импульсов, трактуется несколько по-иному. Потребности в пище, сексе, воздухе нуждаются не столько в контроле, сколько в «завершении»! Они представляют собой биологический источник мотивации человека и позволяют ему стать больше, чем носитель социальной роли, они-то как раз и свидетельствуют, что человек еще жив. Доверяя им и следуя за ними, человек получает шанс избежать социальной конформности и приспособления к больному обществу. Возможно, когда люди научатся прислушиваться к голосу своего телесного Я, научатся лучше понимать послания своего тела, станет реальностью общество свободных и самореализующихся людей, которые позволяют друг другу быть больше, чем сообществом насильников и грабителей. Так мечтали сторонники гештальт-терапии, забыв свою первую заповедь («Живи здесь и теперь!»), в 1960-е гг. в американском раю Калифорнии.
Ценности и смыслы
Смысл жизни придает ее проживание «здесь и теперь» и осознание свежести каждого ее мгновения. В этом весь секрет и смысл жизни, полнее которой не вообразишь. Никаких сожалений не может быть у того, кто свободно отдается потоку жизни, предпочитая жизнь в настоящем сожалению о прошлом. Никаких тревог о будущем, поскольку мы полагаемся на свое настоящее, в котором живем и завершаем свои неотложные гештальты. Существует единственная аутентичная цель будущего - актуализация себя как ответственного и целостного индивида, и если этот смысл жизни не удовлетворяет, почему бы не попытаться стать Кенгуру или Властелином мира?!
В каждый конкретный момент валентность определяется появляющейся в осознании организмической «финальной» целью. Если мы голодны, испытываем жажду, в данный момент пища и вода обладают большей ценностью, чем положение в обществе, слова или одобрение окружающих. Как природные существа, мы обладаем природным интеллектом, если только мы не утратили способности прислушиваться к нему и нашим ощущениям. Нарушения наступают, когда мы прислушиваемся к социальному интеллекту и полагаем, что наши частные валентности всегда и безусловно важны - будь то любовь, успех или безопасность. Тогда мы можем пожертвовать в угоду им то, что важнее всего в жизни, - естественность, спонтанность человеческой природы.
Идеал зрелого человека (и цель психотерапии) состоит в осознании того, что никакая терапия ему не нужна. В конечном счете продвинутый клиент понимает это, несмотря на все его манипуляции и попытки убедить терапевта в обратном; он открывает, что обладает собственной внутренней силой, чтобы стоять на своих ногах, меть внутреннюю опору. Приходит осознание ответственности за свою жизнь, и тогда отпадает потребность обвинять кого-то или
ылаться н» прошлое. Человек решается рисковать, избирая спонтанность и непредсказуемость, даже если они чреваты остракизмом, поскольку последнее является неизбежным следствием естественного существования. Совершенный человек употребляет свободу на саморазвитие, творчество, искреннее веселье; он способен глубоко страдать в горе, быть неистовым в ярости и полностью отдаваться оргазму в прямом и метафорическом смысле.
Терапевтические отношения
В терминах К.Роджерса Ф.Перлс также утверждает, что терапевту необходима конгруэнтность, при этом терапевт отличается большей конгруэнтностью, или зрелостью, чем клиент. Если терапевт обладает внутренней опорой и зрелостью и может противостоять нажиму и манипуляциям клиента, он сможет проявлять адекватную зрелость в организации собственной энергии.
Гештальт-терапия настаивает также на принципе «Я - Ты» взаимоотношений, предполагающих взаимное доверие, уважение самоценности и партнерства, что близко по смыслу роджеровскому понятию встречи. Однако на практике Перлс, по мнению многих критиков, скорее реализовал иную стратегию. Занимая в терапевтических отношениях позицию «собаки сверху», он вынуждал клиента к позиции «собаки снизу». В определенной степени его распределение позиций закреплялось в упражнениях и даже в организации терапевтической работы (наличие «горячего стула», например).
Ф.Перлс соглашался с К.Роджерсом относительно необходимости эмпатии в работе с клиентом. Терапевт должен быть способен принять проекции клиента как отторгнутые части его Я, а затем осторожно вернуть ему эти «слепые пятна». Но ни в теории, ни в практике Перлс не принимал роджерианское положение о безусловной позитивной оценке, считая подобное отношение паттерна-листским, способствующим инфантилизации клиента. От пациента требуется осознание, что если он действует безответственно и незрело, уподобляясь р