Когнитивная модель тревожности
Как и при депрессии, симптомы тревожности отражают работу
специфических адаптационных систем: когнитивной, аффективной, поведенческой, мотивационной и физиологической. Основной механизм борьбы с угрозой у нормального человека тот же, что и у пациентов с синдромом тревожности: быстрое принятие решений, физиологическая подготовка организма для бегства или борьбы, физиологические реакции в организме одинаковы как при психосоциальной, так и при физической угрозе. Различие между нормальным человеком и подверженным синдрому заключается в том, что последний воспринимает опасность некорректно, поскольку опирается на ложные предпосылки или преувеличивает опасность, в то время как нормальный человек использует более точные оценки степени опасности. Поэтому у нормального человека ошибки при восприятии опасности могут быть исправлены реальной проверкой. В экстремальных случаях, таких как паника, пациент кажется неспособным даже начать что-либо делать, как будто «когнитивные обходные пути» мешают ему найти рациональные способы действия.
Таким образом, в случае тревожности содержание когнитивных процессов тесно связано с предвосхищением опасности, крайней собственной уязвимости и неспособности справиться с угрозой, страхом потерять опору в людях, способных помочь справиться с угрозой, и, как следствие этого сложного комплекса, страх оказаться осмеянным, презираемым, отвергнутым.
Когнитивная оценка опасности влияет на работу других систем. Действительно, человек ощущает реакции нервной и мышечной систем через увеличение или падение мышечного напряжения, когда организм стремится к борьбе, бегству, готовится к оцепенению или обмороку. Работа этого моторного компонента облегчается вегетативной нервной системой, которая может мобилизовать (симпатическая нервная система) или сохранить (парасимпатическая нервная система) ресурсы. Желание убежать - мотивационный ответ, но поведенческой реакцией, как ни парадоксально, может быть также остановка речи или оцепенение. Когнитивная система, далее, отвечает умножением страха, паническими интерпретациями, задержкой памяти на прошлые успехи в аналогичной ситуации.
Работа вегетативной нервной системы должна мобилизовать организм человека для ответа в ситуации реальной опасности путем изменения артериального давления, температуры тела, процессов метаболизма. Но при отсутствии опасности такая реакция является излишней и непродуктивной. Дальше она разрушается, так как фактически человек не может применить свое умение, потому что нет реально существующей опасности. Однако автономно происходящее возбуждение санкционируется специфической когнитивной установкой, основанной на переживании опасности и оценке собственной уязвимости. Например, «установка сверхбдительности» подготавливает организм к защите и борьбе и проявляется в устойчивом состоянии с повышенным артериальным давлением и частотой сердечных сокращений благодаря активизации симпатической нервной системы. Парасимпатическая нервная система, наоборот, активизируется «когнитивной установкой беспомощности» и приводит к резкому ослаблению защитных реакций, сопровождающемуся падением артериального давления и уменьшением частоты сердечных сокращений.
Когнитивная модель фобий отличается и от бихевиористской, и от психоаналитической. Терапевты бихевиористского направления считают, что человек боится объекта фобии не из-за его специфического влияния, но по причине возникновения условной связи. Дж.Волпе (1969) так описывает развитие фобии: во-первых, происходит угрожающее событие, вызывающее тревогу, в это время воспринимается и какой-нибудь нейтральный стимул; во-вторых, нейтральный стимул через временную ассоциацию становится связанным с вызванной ранее тревогой. Далее человек начинает демонстрировать симптомы тревожности в присутствии только нейтрального стимула.
Когнитивный подход к изучению фобий должен исследовать вопрос о том, какие, на взгляд пациента, ситуации могут вызывать фобию. Другими словами, важно найти в поведении пациента индикаторы, подтверждающие, что не сами объекты, события или ситуации вызывают его страх, а антиципируемые им следствия влияния этих объектов, событий или ситуаций. Например, пациент, жалующийся на «страх толпы», на самом деле боялся, что не сможет управлять собой, что, находясь в толпе, он не сможет полностью контролировать себя, ослабнет или его вырвет, или он впадет в истерику. Другой пациент, боящийся врачей и больниц, мог в прошлом иметь травму или госпитализацию в хирургическое отделение. Лечивший его хирург стал для него «режущим глотку без обезболивания», а страх - результатом убеждения, что на приеме у врача он обязательно должен прекратить дышать. Основываясь на словах пациента, важно найти индивидуальные когнитивные схемы, связанные с антиципируемыми последствиями. Одинаковая фобиогенная ситуация вызывает разные мысли и образы у разных людей. Терапевт, выявляя их, возможно, обнаружит центральные факторы или общие закономерности генерализованных фобических реакций.
Исследования показывают связь индивидуальных страхов с возрастом полом и культурным фактором. Некоторые страхи (такие как страх незнакомых людей) могут быть врожденными и выполнять защитную функцию до тех пор, пока ребенок не станет способным действовать в более конкретной обстановке. Страхи ребенка могут поддерживаться и усиливаться родителями, имеющими такие же страхи. Фактором, отличающим фобию от страха, является преувеличенное значение, придаваемое опасности, степень ожидаемого ущерба, доходящие до катастрофических. Таким образом, природа фобий относится к реальным, но маловероятным опасностям травмирующим событиям, детским страхам или страхам, перешедшим от значимых для пациента лиц.