Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков
1. Изучите материал «Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков» и заполните таблицу:
Вещество | Функции вещества в организме | Источники вещества для организма | Последствия недостатка вещества в организме |
Белки | |||
Жиры | |||
Углеводы | |||
Витамины | |||
Минеральные вещества |
5. Изучите предложенное однодневное меню для школьника начальных классов.
МЕНЮ
Й завтрак
Какао с молоком (какао – 5 г, сахар – 20 г, молоко – 100 г, вода – 55 г)
Каша овсяная (хлопья овсяные «Геркулес» - 60 г, сахар – 6 г, соль – 3 г, вода – 250 г)
Бутерброд с сыром (хлеб пшеничный – 30 г, сыр «Голландский» - 20 г, масло сливочное – 5 г)
Й завтрак
Каша рисовая (крупа рисовая – 90 г, соль – 2,5 г, вода – 190 г, масло сливочное – 5 г)
Яйцо «всмятку» - 40 г
Молоко кипячёное – 180 г
Обед
Салат витаминный (капуста белокочанная – 50 г, морковь – 20 г, соль – 2 г, масло подсолнечное – 5 г)
Борщ – (свёкла – 30 г, капуста белокочанная – 30 г, морковь – 5 г, лук репчатый – 10 г, томатная паста – 5 г, жир кулинарный – 5 г, сахар-песок – 2 г, уксус 3 % - ный – 4 г, соль – 2 г, вода – 150 г, филе куриное отварное - 50 г)
Минтай отварной под соусом «Польским» (минтай отварной – 75 г, яйцо – 20 г, масло сливочное – 5 г)
Картофельное пюре (картофль – 80 г, молоко – 20 г, соль – 1 г,)
Кисель клюквенный (клюква – 20 г, сахар – 20 г, крахмал картофельный – 5 г, вода – 155 г)
Хлеб пшеничный – 30 г
Полдник
Желе из красной смородины (красная смородина – 10 г, сахар – 10 г, желатин – 3 г, вода – 75 г)
Ужин
Запеканка из творога (творог нежирный – 140 г, крупа манная – 10 г, сахар-песок – 10 г, масло сливочное – 5 г, яйцо – 4 г, сухари – 5 г, сметана – 5 г, соль – 2 г)
Чай с сахаром (чай (заварка) – 5 г, сахар – 15 г, вода – 160 г)
Хлеб пшеничный – 30 г
Используя справочные таблицы, дайте заключение по предложенному рациону питания, ответив на следующие вопросы:
1. Получит ли школьник достаточную норму жиров? _______________
2. Выдержано ли в предложенном суточном рационе соотношение жиров растительного и животного происхождения? ____________
3. Получит ли школьник достаточную норму белков? _____________
4. Равномерно ли распределение суточного рациона по видам приёма пищи? __________________________________________________
Завтрак - _____%, обед - _____%, полдник - ____% , ужин - _____%.
5. Какова энергетическая ценность предложенного рациона питания? Достаточна ли она? _____________________________________________________________________________________________________________________________
6. Существует ли баланс между белками, жирами, углеводами?
_____________________________________________________________
Предусмотрено ли в меню разнообразие пищи? _____________________________
Примерные темы рефератов
1. Физиологическая оценка и значение белков для организма человека;
2. Физиологическая оценка и значение жиров для организма человека;
3. Физиологическая оценка и значение углеводов для организма человека;
4. Физиологическая оценка и значение витаминов для организма человека;
5. Физиологическая оценка и значение минеральных веществ для организма человека;
6. Физиологическая оценка и значение воды для организма человека;
7. Роль ферментов желудочного сока в процессе пищеварения;
8. Роль ферментов слюны в процессе пищеварения;
9. Раздельное питание;
10. Голодание по Брегу;
11. Вегетарианство;
12. Религиозные посты;
13. Диета по группе крови;
14. Низкоуглеводная высокожировая диета Аткинса;
15. Йоги о питании;
16. Диеты «звёзд»;
17. Что надо знать о вреде курения?
18. О вреде алкоголя;
19. Наркомания и токсикомания;
20. Венерические заболевания;
21. ВИЧ – инфекция;
22. Туберкулёз
23.Требования к условиям хранения мяса и мясных продуктов.
24. Требования к условиям хранения рыбы и нерыбных продуктов моря.
25. Требования к условиям хранения молока и молочных продуктов.
26. Требования к условиям хранения фруктов зелени
27. Требования к условиям хранения гастрономических товаров
28. Требования к условиям хранения сухих продуктов.
29. Требования к условиям хранения овощей.
30. Требования к условиям хранения хлеба и хлебобулочных изделий.
Требования к оформлению реферата
Для реферата рекомендуются следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости);
- приложения (при необходимости).
Реферат выполняется на листах формата А4 (297×210 мм) без рамки и основной надписи. Объем работы должен составлять не менее 10 и не более 18 страниц машинописного текста. Текст реферата печатается в редакторе WORD, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,15.
При написании текста реферата необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Нумерация страниц документа – сквозная, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не проставляется. Страницы нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Оформление реферата в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.
Титульный лист является первым листом реферата, оформляется на бланке формата А4. Перенос слов на титульном листе не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 3 настоящих методических рекомендаций.
Содержание реферата состоит из последовательно перечисленных наименований разделов и приложений с указанием номера страницы, на которой размещается начало раздела и др. Содержание включают в общую нумерацию листов реферата и размещают после титульного листа.
Во введении отражаются современное состояние и перспективы развития производства. Конкретизируются проблемы, стоящие перед отраслью, непосредственно связанные с темой реферата (перспективы роста производства, расширение ассортимента и улучшение качества продукции).
Для пояснения излагаемого материала необходимо приводить иллюстрации, которые могут быть представлены в виде схем (принципиальных, аппаратурно-технологических), графиков, эскизов, чертежей, фотографий, диаграмм и т.д. Все иллюстрации, помещаемые в тексте и приложениях, именуются рисунками. Рисунки должны располагаться непосредственно после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.
Список использованных источников должен включать все источники (не менее пяти), расположенные в порядке появления ссылок в тексте записки или по алфавиту. В списке использованных источников следует указать современную отечественную и зарубежную техническую и патентную литературу по теме реферата, а также перечень нормативных документов: государственных и отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций, методических указаний и рекомендаций, использованных в работе. Пример оформления данных литературного источника приведен в Приложении 3 настоящих методических рекомендаций.
К защите обучающийся предоставляет реферат в переплетенном или сброшюрованном виде.
Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (междисциплинарных, внутридисциплинарных, интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, специальной литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствиесодержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата.