Занятие 26. Функциональная биохимия почек. Водно-солевой обмен. Биохимия мочи.
Значение темы:Вода и растворенные в ней вещества создают внутреннюю среду организма. Важнейшие параметры водно-солевого гомеостаза – осмотическое давление, рН и объем внутриклеточной и внеклеточной жидкости. Изменение этих параметров может привести к изменению артериального давления, ацидозу или алкалозу, дегидратации и отекам тканей. Основные гормоны, участвующие в тонкой регуляции водно-солевого обмена и действующие на дистальные канальцы и собирательные трубочки почек: антидиуретический гормон, альдостерон и натриуретический фактор; ренин-ангиотензивная система почек. Именно в почках происходит окончательное формирование состава и объема мочи, обеспечивающее регуляцию и постоянство внутренней среды. Почки отличаются интенсивным энергетическим обменом, что связано с необходимостью активного трансмембранного транспорта значительных количеств веществ при образовании мочи.
Биохимический анализ мочи дает представление о функциональном состоянии почек, обмена веществ в различных органах и организме в целом, способствует выяснению характера патологического процесса, позволяет судить об эффективности проводимого лечения.
Цель занятия:изучить характеристику параметров водно-солевого обмена и механизмы их регуляции. Особенности метаболизма в почках. Научиться проводить и оценивать биохимический анализ мочи.
Студент должен знать:
1. Механизм образования мочи: клубочковая фильтрация, реабсорбция и секреция.
2. Характеристика водных компартментов организма.
3. Основные параметры жидкой среды организма.
4. Чем обеспечивается постоянство параметров внутриклеточной жидкости?
5.Системы (органы, вещества), обеспечивающие постоянство внеклеточной жидкости.
6.Факторы (системы), обеспечивающие осмотическое давление внеклеточной жидкости и его регуляцию.
7. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство объема внеклеточной жидкости и его регуляцию.
8. Факторы (системы), обеспечивающие постоянство кислотно-щелочного состояния внеклеточной жидкости. Роль почек в этом процессе.
9. Особенности метаболизма в почках: высокая активность обмена веществ, начальный этап синтеза креатина, роль интенсивного глюконеогенеза (изоферменты), активация витамина Д3.
10. Общие свойства мочи ( количество за сутки –диурез, плотность, цвет, прозрачность), химический состав мочи. Патологические компоненты мочи.
Студент должен уметь:
1.Провести качественное определение основных компонентов мочи.
2.Оценить биохимический анализ мочи.
Студент должен владеть информацией: о некоторых патологических состояниях, сопровождающихся изменением биохимических параметров мочи (протеинурия, гематурия, глюкозурия, кетонурия, билирубинурия, порфиринурия); Принципами планирования лабораторного исследования мочи и анализа результатов для постановки предварительного заключения о биохимических сдвигах на основании результатов лабораторного обследования.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1.Строение почки, нефрона.
2. Механизмы формирования мочи.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1. Обратитесь к курсу гистологии. Вспомните строение нефрона. Отметьте проксимальный каналец, дистальный извитой каналец, собирательную трубку, сосудистый клубочек, юкстагломерулярный аппарат.
2. Обратитесь к курсу нормальной физиологии . Вспомните механизм образования мочи: фильтрация в клубочках, реабсорбция в канальцах с образованием вторичной мочи и секреция.
3. Регуляция осмотического давления и объема внеклеточной жидкости связана с регуляцией, главным образом, содержания ионов натрия и воды во внеклеточной жидкости.
Назовите гормоны, участвующие в этой регуляции. Опишите их эффект по схеме: причина секреции гормона; орган (клетки) –мишени; механизм их действия в этих клетка; конечный эффект их действия.
Проверьте свои знания:
А.Вазопрессин (все верно, кроме одного):
а. синтезируется в нейронах гипоталамуса; б. секретируется при повышении осмотического давления ; в. увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи в почечных канальцах; г. увеличивает реабсорбцию в почечных канальцах ионов натрия; д. снижает осмотическое давление е. моча становится более концентрированной.
Б. Альдостерон (все верно, кроме одного):
а. синтезируется в коре надпочечников; б. секретируется при снижении концентрации ионов натрия в крови; в. в почечных канальцах увеличивает реабсорбцию ионов натрия; г. моча становится более концетрированной.
д. главным механизмом регуляции секреции аренин-ангиотензивная система почек.
В. Натриуретический фактор(все верно, кроме одного):
а. синтезируется в основ клетками предсердия; б. стимул секреции – повышение артериального давления; в. усиливает фильтрующую способность клубочков; г. увеличивает образование мочи; д. моча становится менее концентрированной.
4. Составьте схему, иллюстрирующую роль ренин-ангиотензивной системы в регуляции секреции альдостерона и вазопрессина.
5. Постоянство кислотно-основного равновесия внеклеточной жидкости поддерживается буферными системами крови; изменением легочной вентиляции и скорости выделения почками кислот( Н+).
Вспомните буферные системы крови (основная бикарбонатная)!
Проверьте свои знания :
Пища животного происхождения имеет кислый характер (преимущественнонно за счет фосфатов, в отличие от пищи растительного происхождения). Как изменится рН мочи у человека, использующего преимущественно пищу животного происхождения:
а. ближе к рН 7,0; б .рН около 5.; в. рН около 8,0.
6. Ответьте на вопросы:
А. Чем объяснить высокую долю кислорода, потребляемую почками (10%);
Б. Высокую интенсивность глюконеогенеза;??????????
В. Роль почек в обмене кальция.
7. Одна из главных задач нефронов реабсорбировать из крови полезные вещества в нужном количестве и удалить из крови конечные продукты обмена.
Составьте таблицу Биохимические показатели мочи:
Нормальные компоненты (основ.) | Патологические компоненты | ||
название | содержание | название | состояние |
рН | |||
мочевина | 20-25 г\сут. | белок | протеинурия |
Аудиторная работа.
Лабораторная работа:
Провести ряд качественных реакций в пробах мочи разных пациентов. Сделать заключение о состоянии обменных процессов по результатам биохимического анализа.
Определение рН.
Ход работы: На середину индикаторной бумаги наносят 1-2 капли мочи и по изменению цвета одной из окрашенных полосок, совпадающему с окраской контрольной полосы, устанавливают рН исследуемой мочи. В норме рН 4,6 – 7,0
2. Качественная реакция на белок. Нормальная моча белка не содержит (следовые количества не открываются обычными реакциями). При некоторых патологических состояниях в моче может появиться белок – протеинурия.
Ход работы: К 1-2 мл мочи добавить 3-4 капли свежеприготовленного 20% раствора сульфасалициловой кислоты. При наличии белка появляется белый осадок или муть.
3. Качественная реакция на глюкозу (реакция Фелинга).
Ход работы: К 10 каплям мочи прибавить 10 капель реактива Фелинга. Нагреть до кипения. При наличии глюкозы появляется красное окрашивание. Результаты сравнить с нормой. В норме в моче следовые количества глюкозы качественными реакциями не обнаруживается. Принято считать в норме глюкозы в моче нет. При некоторых патологических состояниях в моче появляется глюкоза- глюкозурия.
Определение можно провести с помощью тест-полоски (индикаторной бумаги)/
Обнаружение кетоновых тел
Ход работы: На предметное стекло нанести каплю мочи, каплю 10% раствора едкого натрия и каплю свежеприготовленного 10% раствора нитропруссида натрия. Появляется красное окрашивание. Прилить 3 капли концентрированной уксусной кислоты – появляется вишневое окрашивание.
В норме кетоновые тела в моче отсутствуют. При некоторых патологических состояниях в моче появляется кетоновые тела – кетонурия.
Самостоятельно решить задачи, ответить на вопросы:
1. Увеличилось осмотическое давление внеклеточной жидкости. Опишите, в виде схемы, последовательность событий, которые приведут к его снижению.
2. Как изменится продукция альдостерона, если избыточная продукция вазопрессина приведет к значительному снижению осмотического давления.
3. Изложите последовательность событий (в виде схемы), направленных на восстановление гомеостаза при снижении концентрации хлорида натрия в тканях.
4. У пациента сахарный диабет, который сопровождается кетонемией. Как главная буферная система крови – бикарбонатная - ответит на изменение кислотно-основного равновесия? Какова роль почек в восстановлении КОС? Изменится ли рН мочи у данного пациента.
5.Спортсмен, готовясь к соревнованиям, проходит усиленную тренировку. Как измениться скорость глюконеогенеза в почках (ответ аргументировать)? Возможно ли изменение рН мочи у спортсмена; ответ аргументировать)?
6. У пациента отмечены признаки нарушения метаболизма в костной ткани, что отражается и на состоянии зубов. Уровень кальцитонина и паратгормона в пределах физиологической нормы. Пациент получает витамин Д (холекальциферол) в необходимых количествах. Сделайте предположение о возможной причине нарушения метаболизма.
7. Рассмотрите стандартный бланк «Общий анализ мочи» (многопрофильная клиника ТюмГМА) и умейте объяснить физиологическую роль и диагностическое значение биохимических компонентов мочи, определяемых в биохимических лабораториях. Запомните биохимические показатели мочи в норме.
Занятие 27. Биохимия слюны.
Значение темы:В полости рта сочетаются различные ткани и обитают микроорганизмы. Они находятся во взаимосвязи и определенном постоянстве. И в поддержании гомеостаза ротовой полости, и организма в целом, важнейшая роль принадлежит ротовой жидкости и, конкретно, слюне. Полость рта, как начальный отдел пищеварительного тракта, является местом первого контакта организма с пищей, лекарственными веществами и другими ксенобиотиками, микроорганизмами.Формирование,состояние и функционирование зубов и слизистой оболочки полости рта также во многом определяется химическим составом слюны.
Слюна выполняет несколько функций, определяемых физико-химическими свойствами и составом слюны. Знание химического состава слюны, функций, скорости слюноотделения, взаимосвязи слюны с болезнями полости рта способствует выявлению особенностей патологических процессов и поиску новых эффективных средств профилактики стоматологических заболеваний.
Некоторые биохимические показатели чистой слюны коррелируются с биохимическими показателями плазмы крови, в связи с этим анализ слюны является удобным неинвазивным методом, используемый в последние годы для диагностики стоматологических и соматических заболеваний.
Цель занятия:Изучить физико-химические свойства, составные компоненты слюны, обуславливающие ее основные физиологические функции. Ведущие факторы, ведущие к развитию кариеса,отложению зубного камня.
Студент должен знать:
1. Железы, секретирующие слюну.
2.Структура слюны (мицеллярное строение).
3. Минерализующая функция слюны и факторы, обуславливающие и влияющие на эту функции: перенасыщенность слюны; объем и скорость сальвации; рН.
4. Защитная функция слюны и компоненты системы, обуславливающие эту функцию.
5. Буферные системы слюны. Показатели рН в норме. Причины нарушения КОС (кислотно-основное состояние) в полости рта. Механизмы регуляции КОС в полости рта.
6. Минеральный состав слюны и в сравнении с минеральным составом плазмы крови. Значение компонентов.
7. Характеристика органических компонентов слюны, специфические для слюны компоненты, их значение.
8. Пищеварительная функция и факторы, ее обуславливающие.
9. Регуляторная и выделительная функции.
10. Ведущие факторы, ведущие к развитию кариеса,отложению зубного камня.
Студент должен уметь:
1. Различать понятия «собственно слюна или слюна», «десневая жидкость», «ротовая жидкость».
2. Уметь объяснить степень изменения резистентности к кариесу при изменении рН слюны, причины изменения рН слюны.
3. Собрать смешанную слюну для анализа и провести анализ химического состава слюны.
Студент должен владеть:информацией о современных представлениях о слюне как объекте неинвазивных биохимических исследований в клинической практике.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1. Анатомия и гистология слюнных желез; механизмы слюноотделения и его регуляция.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1.Запишите факторы, определяющие регуляцию слюноотделения.
2.Изобразите схематично мицеллу слюны.
3. Составьте таблицу: Минеральный состав слюны и плазмы крови в сравнении.
Неорганический компонент | Плазма крови | Смешанная слюна | Слюнные железы, секретирующие минеральные компоненты |
Натрий моль\л | |||
Калий моль\л | |||
Кальций ммоль\л | |||
Неорг. фосфор ммоль\л | |||
Хлор ммоль\л | |||
Магний моль\л |
Изучите значение перечисленных веществ. Запишите иные неорганические вещества, содержащиеся в слюне.
4. Составьте таблицу: Основные органические компоненты слюны и их значение.
Органические вещества | Химическая природа | Значение |
5. Составьте таблицу: Основные функции слюны
Функция слюны | Факторы, обуславливающие выполнение этой функции |
Минерализуюшая | - - - |
6. Запишите факторы, ведущие к снижению и повышению резистентности
( соответственно) к кариесу.
Аудиторная работа
Лабораторная работа:Качественный анализ химического состава слюны