Занятие 25. Функциональная биохимия крови. Гемостаз.
Значение темы: Кровь – жидкая внутренняя среда организма. Общий объем крови взрослого человека составляет 5-6 литров. Кровь состоит из жидкой части – плазмы и форменных элементов – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты; каждый из компонентов выполнят свои специфические функции. Кровь - главная транспортная система, циркулирующая, благодаря работе сердца, по замкнутой системе кровеносных сосудов транспортирует множество соединений, растворенных в ней. Растворимые вещества плазмы составляют около 10% массы крови. Химический состав растворенных в плазме соединений у здорового человека относительно постоянен. Диапозон концентраций разных веществ плазмы крови у здорового человека представлен в специальных биохимических справочниках и является важнейшим материалом для медицинской биохимии. Кровь связана со всеми тканями организма, поэтому возникновение патологических процессов в каком- либо органе привод к изменению биохимических показателей крови. Эта информация может быть ценной при постановке диагноза и контроля эффективности лечебных мероприятий.
Цель занятия:Изучить основные функции крови и механизмы их обусловливающие. Знать основные биохимические показатели крови и уметь их интерпретировать.
Студент должен знать:
1. Основные функции крови и механизмы, с помощью которых они реализуются.
2. Основные компоненты крови
3. Белковый состав крови.
4. Гемостаз. Компоненты гемостаза.
5. Свертывающая система крови и противосвертывающая.
6. Фибринолитическая система.
7. Основные биохимические показатели крови и их интерпретация.
Студент должен уметь:
1. Уметь из крови получить сыворотку и плазму.
2. Прогнозировать изменение биохимических процессов в организме, используя основные показатели крови.
3. Объяснить принцип метода электрофоретического разделения белков плазмы крови.
4. Выполнить основные тесты коагулограммы. Оценить результаты.
Студент должен владеть:информациейо ДВС-синдроме; о наиболее часто встречающихся патологических состояниях, сопровождающихся изменением содержания белка в плазме крови и протеинограммы плазмы;
о возможности прогнозирования активации тромбинообразования по результатам лабораторного обследования и возможных последствиях.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1. Анатомия и физиология кровеносной системы.
2. Буферные системы крови.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1. Перечислите все функции, выполняемые кровью, и соответственно механизмы их обуславливающие.
2. Назовите продукты белкового, липидного и углеводного обмена, циркулирующие в крови. Запомните основные биохимические показатели крови в норме. Проверьте свои знания: Установите соответствие
Метаболиты: Обмен:
1. мочевина; 2. креатинин; А. углеводов;
3. кетоновые тела; 4. лактат; Б. липидов;
5. холестерин; 6. липопротеины; В. Белков;
7. пируват 8.мочевая кис-та Г. нуклеотидов
3. Активность каких клеточные ферментов (органоспецифичные ферменты) чаще других определяют в биохимических лабораториях для суждения о функциональном состоянии и патологии органов.
Проверьте свои знания:
При патологии каких органов в крови повышается активность перечисленных ниже ферментов:
А. печень 1. Амилаза
Б. почки 2. Креатинкиназа
В. поджелудочная железа 3.Аланинаминотрансфераза
4. Охарактеризуйте свойства и функции основных белков плазмы крови. Обозначьте реактанты острой фазы.
5. Вспомните основное значение эритроцитов крови, особенности строения.
Основной механизм энергообеспечения (пояснить – как это связано со строением клетки).
Вспомните, что на начальных стадиях дифференциации эритроцитов способствуют цитокины (белок образующийся в костном мозге). В дальнейшем этому способствует гормон почек - эритропоэтин, скорость образования которого зависит от парциального давления кислорода (возрастает при недостатке кислорода).
6. Объясните причины высокой скорости перекисного окисления липидов в эритроцитах. Вспомните основные механизмы антиоксидантной системы.
Значение пентозофосфатного пути.
7. В процессе жизнедеятельности в кровь поступают вещества кислого и щелочного характера, Каков механизм поддержания рН крови в норме (кислотно-основное состояние - КОС)?
8. Назовите буферные системы крови, механизм их действия.
9. Объясните понятие «ацидоз» и «алкалоз» Причины их возникновения.
Виды ацидоза. Приведите примеры возникновения ацидоза.
Проверьте свои знания:
В компенсации ацидоза главную роль выполняют:
10. Определите понятия «гемостаз», «первичный гемостаз – сосудисто-тромбоцитарный», «вторичный гемостаз –коагуляционный» Перечислите компоненты гемостаза и механизмы их действия в гемостазе. Почему сосудистый и тромбоцитарный компоненты предпочтительнее объединить как первичный гемостаз.
Что объединяет тромбоксан и простациклин?
11. Определите понятие «плазмокоагуляция». Изучите компоненты этой системы, их названия и обозначения.
12. Изучите последовательность превращений факторов плазмокоагуляции.
Изобразите процесс в виде схемы. Вспомните роль ферментов протеаз. Умейте объяснить механизм активации прокоагулянтов (активация факторов свертывания).
13. Умейте объяснить роль витамина К в синтезе ряда ферментов коагуляции.
14. Изучите значение фибринолитической системы и ее основные компоненты.
Аудиторная работа
Лабораторная работа:
1. Получение из цельной крови плазмы и сыворотки.Располагая набором реактивов и оборудования: цельная кровь, физиологический раствор, 0,025 М р-р хлорида кальция, 3,8% р-р цитрата натрия, центрифуга, центрифужные пробирки, получить плазму и сыворотку из пробы крови. Составить план работы.
2. Определение активированного времени рекальцификации (АВР).
Ход работы: Внести в пробирку Видаля, установленную в водяном термостате ( 37о ), 0,1 мл плазмы, 0,1 мл 0,14 н р-ра хлорида натрия, 0,1 мл взвеси каолина (активатор контактной фазы), затем 0,1 мл 0,025М р-ра хлорида кальция. В момент внесения кальция включить секундометр. Вращая пробирку вдоль продольной оси, отметить появление сгустка и тотчас выключить секундометр.
Какие фазы плазмокоагуляции характеризует этот показатель?
Определение активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ).
Ход работы: Внести в пробирку Видаля, установленную в водяном термостате ( 37о ), 0,1 мл плазмы, 0,1 мл 0,14 н р-ра хлорида натрия, 0,1 мл взвеси кефалина (активатор внутреннего пути на данном этапе ), затем 0,025М р-ра хлорида кальция. В момент внесения кальция включить секундометр. Вращая пробирку вдоль продольной оси, отметить появление сгустка и тотчас выключить секундометр.
Какие фазы плазмокоагуляции характеризует этот показатель?