Занятие 20. Гормоны: классификация, механизмы передачи гормонального сигнала, регуляция секреции. Гормоны гипоталамуса, гипофиза.

Цель занятия:усвоить механизмы химической сигнализации, их классификацию в зависимости от механизма передачи на расстояние, на которое передается сигнал; механизмы передачи гормонального сигнала в клетку. Усвоить представление о соподчиненности органов, формирующих гормональный сигнал и изучить гормоны, образующиеся в гипоталамусе и гипофизе – их природу и биохимические эффекты.

Студент должен знать:

1.Механизмы межклеточной сигнализации. Различия между эндокринной, паракринной и синаптической передачей сигналов.

2. Типы сигнальных молекул.

3. Гормоны. Определение понятия. Общие свойства. Классификация. 4.Понятие о рецепторах - природа, структурно-функциональная организация.

5.Механизмы передачи гормонального сигнала в клетку.

6. Схема соподчиненности эндокринных желез. Роль гипоталамуса в иерархической регуляторной системе.

7. Гормоны гипоталамо-гипофизарной системы. Их природа, биохимические эффекты.

Студент должен уметь:

1.Уметь прогнозировать механизм действия гормонов (механизм передачи гормонального сигнала в клетку) по их химической природе.

1.Определить химическую природу гормонов (белки, производные аминокислот, стероидные) с помощью качественных реакций.

Студент должен владеть:информацией о современном уровне знаний механизмов передачи гормонального сигнала в клетку; принципах современных методов обследования на уровень продукции гормонов.

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

1.Анатомия головного мозга

2. Анатомия гипоталамической области, ее анатомические связи с аденогипофизом и нейрогипофизом ( гипоталамические ядра, гипоталамоаденогипофизарная портальная система, гипоталамо-гипофизарный тракт).

3. Анатомия эндокринных желез.

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1.Перечислите виды механизмов коммуникации в зависимости от расстояния, на котором действуют химические сигналы.

2.В чем состоит отличие между эндокринной, паракринной и синаптической передачей сигналов. Назовите соответствующие типы сигнальных молекул.

Уясните, что системы регуляции обмена веществ и функций организма имеют 3 иерархические уровня:

1 уровень – ЦНС. Нервные клетки получают сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, преобразуют их в форму нервного импульса и передают через синапсы, используя химические сигналы – медиаторы. Медиаторы вызывают изменения метаболизма в эффекторных клетках.

2 уровень – эндокринная система. Включает гипоталамус, гипофиз, периферические эндокринные железы (а также отдельные клетки), синтезирующие гормоны и высвобождающие их в кровь при действии соответствующего стимула.

3 уровень – внутриклеточный. Его составляют изменения метаболизма в пределах клетки или отдельного метаболического пути, происходящие в результате: изменении активности ферментов, изменении количества ферментов, изменении скорости транспорта через мембрану.

3.Сформулируйте понятие «гормон», орган (или клетка) – мишень, рецептор.

4.Перечислите основные свойства и функции гормонов; их классификацию.

5. Назовите отдел головного мозга, где происходит передача сигнала – нервного импульса в эндокринный сигнал?

6. Назовите виды сигнальных молекул, которые секретируют ядра гипоталамуса в ответ на сигнал и их эффекты .

7. Перечислите гормоны аденогипофиза ( тропные гормоны) их органы - мишени и назовите их эффект.

Уясните, что поддержание уровня гормонов в крови обеспечивает механизм обратной связи. Изменение концентрации метаболитов в клетках- мишенях подавляет синтез гормонов, действуя либо на эндокринные железы, либо на гипоталамус. Синтез и секреция тропных гормонов подавляется гормонами эндокринных периферических желез. Такая система обратной связи действует в системах регуляции гормонов надпочечников, щитовидной железы, половых желез. Исключение секреция инсулина, глюкагона, вазопрессина и окситоцина.

8.Назовите механизмы передачи гормонального сигнала в клетку. Проиллюстрируйте действие этих механизмов в виде схем (или рисунков), включив в нее основные этапы передачи гормональных сигналов. Приведите конкретные примеры. Обратите внимание на то, что тот или иной механизм передачи сигнала обусловлен химической природой гормонов и локализацией их рецепторов в клетке.

9.Заполните таблицу по образцу: Структура и функции гормонов гипоталамуса

Гипоталамический гормон Орган-мишень Химическая природа Биохимический эффект в тканях- мишенях
Тиреолиберин аденогипофиз пептид Стимулирует секрецию тиреотропина
? ? ? ?

10.Заполните таблицу по образцу задания 9: Гормоны гипофиза.

Аудиторная работа

Лабораторная работа: Качественные реакции на гормоны белковой, стероидной природы.

Наши рекомендации