ЗАНЯТИЕ 15. Биологическая роль белков. Превращения в желудочно-кишечном тракте.
Цель занятия: изучить источники белков в питании человека и критерии их пищевой ценности, закрепить сведения об их биологическом значении; изучить превращения белков в ЖКТ.
Студент должен знать:
1.Функции белков в организме;
2. Критерии пищевой ценности белка;
3.Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта и механизмы их активации.
4. Гниение белков в кишечнике. Продукты процесса и их судьба.
5. Механизм всасывания аминокислот в тонком кишечнике.
Студент должен уметь:
1. Соотнести виды азотистого баланса с состоянием организма;
2. Определять пищевую ценность белка по критериям ценности;
3.Составить суточный рацион с учетом содержания в нём белка в зависимости от энерготрат.
4. Прочитать и оценить результаты исследования кислотности желудочного сока, оценить результаты исследования желудочного сока на присутствие крови и молочной кислоты.
Студент должен владеть:информацией об основных принципах биохимических исследований секретов ЖКТ; о связи между изменением биохимических характеристик желудочного сока и возможным характером патологии.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы
1. Химическое строение соединений, относящихся к классу белков. Тип связи. Структурные формулы аминокислот, основные типы их превращений.
2. Физико-химические свойства белков.
3. Анатомия и физиология отделов ЖКТ.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1. Назвать критерии пищевой ценности белка, суточную потребность в белках.Назовите продукты питания, являющиеся источником белка. Охарактеризуйте их пищевую ценность в соответствии с критериями.
2. Проверьте свои знания: Выберите из предложенного то, что определяет пищевую ценность белка:
а) аминокислотный состав,
б) наличие заряда белковых молекул,
в) возможность расщепления в ЖКТ, (доступность действию энзимов ЖКТ),
г) порядок чередования аминокислот в молекуле белка,
д) молекулярная масса белка.
3. Запишите незаменимые аминокислоты; заменимые; частично незаменимые. Какие изменения возможны в организме при длительном исключении из пищевого рациона хотя бы одной незаменимой аминокислоты?
4. При каком условии определен коэффициент изнашивания и чему он равен?
5. Дайте определение понятия «азотистый баланс». Назовите его виды и обстоятельства, при которых изменяется азотистый баланс:
6. Какие условия необходимы для нормального переваривания белка в желудке у детей и взрослых. Чем угрожает неполноценное белковое питание в детском возрасте?
7. Запомните все ферменты, участвующие в переваривании пищевых белков в 12-перстной кишке, тонком кишечнике, их неактивные формы, активаторы, специфичность.
Обратите внимание на субстратную специфичность протеаз.
8.Обратите внимание на то, что протеолитические ферменты вырабатываются в клетках продуцентах в неактивном виде и в таком состоянии поступают в полость кишечник, где активируются.
В чем биологический смысл этого механизма? В чем смысл использования ингибиторов протеаз в лечении панкреатита?
9. Назовите механизмы, защищающие клетки кишечника от повреждающего действия протеолитических ферментов.
10. Проверьте свои знания:
Активация протеолитических ферментов осуществляется путем (один правильный ответ):
а. фосфорилирования/ дефосфорилирования;
б. аллостерическая; в. частичный протеолиз.
11. Проверьте свои знания: Установите соответствие:
А. Эндопептидаза; Б. Экзопептидаза;
1.Пепсин; 2.Трипсин; 3.Аминопептидаза; 4.Химотрипсин; 5.Карбоксипептидаза.
11. Проверьте свои знания: Биологическое значение переваривания белков в следующем:
А. Источник аминокислот, необходимых для синтеза собственных белков;
Б. Источник незаменимых аминокислот;
В. Образование продуктов, лишенных антигенной специфичности;
Г. Образование продуктов, способных всасываться в тонком кишечнике;
12. Нарисуйте схему всасывания аминокислот в тонком кишечнике. Укажите ключевой фермент транспортной системы.
13. Назовите основные производные аминокислот, образующиеся в кишечнике под влиянием ферментов микроорганизмов. Напишите схемы реакций образования этих продуктов и дальнейшую их судьбу.
Аудиторная работа:
Лабораторные работы: