Тема: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.

УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

Цель занятия: Изучить задачи патофизиологии, ее основные методы, взаимосвязь с другими дисциплинами.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы

1. Предмет и задачи патофизиологии, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль патофизиологии в медицинском образовании.

2. Краткие сведения из истории патофизиологии. Основные этапы ее развития. Значение трудов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.В. Пашутина, А.Б. Фохта, А.А. Богомольца, Н.Н. Аничкова, С.С. Халатова, Г.П. Сахарова, П.Д. Горизонтова, П.Н. Веселкина, А.М. Филомафитского, Р. Вирхова, Ю. Конгейма, К. Бернара, У. Кеннона, Г. Селье и других крупнейших исследователей в развитии патофизиологии.

3. Структура учебного курса патофизиологии. Общая патологическая физиология (общая нозология; типовые патологические процессы); частная патологическая физиология (патофизиология систем).

4. Общая нозология. Понятия «здоровье» и «болезнь». Стадии болезни, их характеристика. Исходы болезни. Представление о болезни как о единстве патологических изменений и защитно-компенсаторных реакций. Принципы классификации болезней.

5. Понятие о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии.

6. Значение изучения этиологии, патогенеза и саногенеза. Роль причин и условий в развитии болезней и патологических процессов. Понятие о ведущем звене в патогенезе, «порочных кругах», об этиотропном и патогенетическом методах лечения заболеваний.

7. Методы патологической физиологии. Эксперимент, как основной метод патологической физиологии. Острые и хронические эксперименты. Морально-этические аспекты экспериментирования на животных.

"Патофизиология" – это наука о жизнедеятельности больного организма ("патология" с греч. раthоs – болезнь, страдание + 1оgоs – учение, наука; "физиология" (с греч. рhуsis – природа + 1оgоs).

Патофизиология есть наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Патологическая физиология изучает основные закономерности возникновения, развития и исхода болезни. Конечной целью патофизиологии является раскрытие законов, по которым развивается болезнь.

Курс патофизиологии состоит из 2-х разделов:общей патофизиологии и частной патофизиологии.

Тема: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. - student2.ru

Рис. 1. Разделы патофизиологии

Первый раздел – общая патофизиология. Состоит из общей нозологии или общего учения о болезни и учения о типических патологических процессах.

Общая нозология рассматривает вопросы сущности болезни, причин (этиология) и механизмов развития (патогенез), а также механизмы выздоровления (саногенез).

Нозологияформирует основные понятия и категории патологии, создает классификации и номенклатуру болезней, изучает социальные аспекты болезней.

Тема: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. - student2.ru

Рис. 2. Разделы общей нозологии

Здоровье (ВОЗ) –состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это, прежде всего, состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз).

Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности.

Классификации болезней:

1. Этиологическая: инфекционные и неинфекционные болезни, наследственные и др.

2. Топографо-анатомическая составляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т.д.

3. По возрасту и полу (болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста, гинекологические).

4. Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека (краевая или географическая патология: малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

5. По общности патогенеза: аллергические, воспалительные болезни, опухоли, шок и др.

В развитии болезни различают 4 периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням – инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических проявлений болезни.

Продромальный период – это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов.

Период выраженных проявлений или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, гипергликемия, глюкозурия, полиурия при сахарном диабете.

Исходы: выздоровление полное и неполное, рецидив, переход в хроническую форму, ремиссия, осложнения, смерть.

Общая этиология(греч. aitia – причина, logos – наука, учение) –учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии.

По происхождению все этиологические факторы делят на две группы:

· внешние или экзогенные (5 групп);

· внутренние, или эндогенные.

Внешние (экзогенные) этиологические факторы:

· механические – воздействие явлений или предметов, обладающих большим запасом кинетической энергии, способных в момент соприкосновения с организмом вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.);

· физические – воздействие различных видов энергии: электрической (ожоги, электрошок, фибрилляция сердца), ионизирующего излучения (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термических факторов (высокой и низкой температуры – ожоги, отморожения);

· химические – воздействие кислот, щелочей, ядов органической и неорганической природы, солей тяжелых металлов, гормонов и т.д.;

· биологические – вирусы, бактерии, гельминты;

· психогенные – отрицательные эмоции и др.

Условия возникновения болезней – категория возможности и невозможности заболеть, определяющая вероятность ("риск") заболевания.

Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения.

Патогенез(pathos – болезнь, страдание; genesis – происхождение, рождение) – учение об общих механизмах заболевания, механизмах устойчивости, механизмах выздоровления и умирания, принципах патогенетической профилактики и терапии; наследственности, конституции и реактивности.

Наши рекомендации