Вопрос № 2. Значение физиологии и анатомии в системе медицинских знаний.

Физиология и анатомия человека составляют теоретическую основу медицины. Именно по этому Нобелевский комитет по медицине имеет полное название «по физиологии и медицине». Знание основ физиологии и анатомии необходимо фармацевтам для:

А) поддержания собственного здоровья и осознанного ведения ЗОЖ;

Б) понимания механизмов воздействия лекарственных средств на организм человека (т.е. без знания физиологии с основами анатомии невозможно полноценное усвоение фармакологии);

В) рассчёта концентрации и доз лекарственных препаратов с учётом возраста, массы тела и пола человека;

Г) профилактического использования витаминов, микроэлементов, минеральных веществ пищевых добавок для укрепления здоровья, детей, взрослых и людей пожилого возраста.

Предмет (а правильнее субъект) изучения физиологии и анатомии человека – сам человек на различных этапах (внутриутробном и постанатальном) своего развития (онтогенеза).

Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект, но с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы организации живого (человека), а физиология – с точки зрения функции, процессов в живом.

Задачи единого курса анатомии и физиологии человека:

1) ознакомление студентов со структурной организацией процессов жизнедеятельности и механизмов их регуляции на различных этапах онтогенеза человека.

2) выяснение возможности целенаправленного (фармакологического, физического, психического) воздействия на эти процессы и механизмы (с целью укрепления и сохранения здоровья и восстановления нарушений у заболевших людей).

Вопрос № 3. Понятие об основных физиологических, анатомических и гистологических методах исследования.

Метод исследования – способ, приём, при помощи которого осуществляется исследование.

Основные физиологические методы исследования:

1) метод наблюдения (широко применялся на 1-ых этапах развития физиологии);

2) экспериментальный метод – постановка опытов, экспериментов на животных в виде: А) острых опытов (вивисекции) на целом организме животных или на изолированных органах; Б) хронических опытов (например, после вживления электродов или хемитродов и заживления операционной раны);

3) исследование функций у здорового и больного человека (Динамометрия, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ, функциональные пробы и др.)

4)математическое моделирование и моделирование на виртуальных животных.

Основные анатомические методы исследования:

1) Методы изучения строения тела на трупном материале:

А) метод препарирования (рассечения) – основной метод исследования в анатомии, давший название самой науке (anatemno – рассекаю) и позволивший изучать строение и топографию органов

Б) метод вымачивания (позволяет выделить скелет и/или отдельные кости)

В) метод распилов замороженных трупов (изучение топографии органов)

Г) метод наливки (полых органов и сосудов)

Д) метод коррозии (разъедания)

Методы изучения строения тела на живом человеке.

А) Соматоскопический метод (визуальный осмотр, например искревления позвоночника и др.)

Б) Антропометрический метод (измерение размеров тела и его частей в мм, см, м)

В) Рентгенологический, КТ, МРТ (магнитно-резонансная компьютерная томография),ЭПТ (эмиссионно-позитронная компьютерная томография)

Г) УЗИ

Д) эндоскопии.

Основные гистологические методы исследования:

Микроскопия – основной метод исследования в гистологии и цитологии.Наиболее часто используется световая микроскопия, реже ультрафиолетовая, фазовоконтрастная, поляризационная и др. виды. Даёт возможность рассматривать объекты с размером в микрометры (мкм) или микроны (μ) (1μ = 1/1000 мм, или 10-6м), т.е. клетки и субклеточные структуры. Электронная микроскопия (с помощью пучка электронов) имеет в 100.000 раз большее разрешение по сравнению со световой микроскопией.

Для исследования тканей и органов в микроскопе необходимо сначала приготовить их гистологический препарат: сделать тонкий срез органа и окрасить его с помощью специальных красителей (основных или кислых). При этом структуры, окрашиваемые основными красителями, называются базофильными; а структуры, окрашиваемые кислыми красителями – оксифильными; обеими красителями – полихроматофильными.

Наши рекомендации