Вопрос № 2. Значение физиологии и анатомии в системе медицинских знаний.
Физиология и анатомия человека составляют теоретическую основу медицины. Именно по этому Нобелевский комитет по медицине имеет полное название «по физиологии и медицине». Знание основ физиологии и анатомии необходимо фармацевтам для:
А) поддержания собственного здоровья и осознанного ведения ЗОЖ;
Б) понимания механизмов воздействия лекарственных средств на организм человека (т.е. без знания физиологии с основами анатомии невозможно полноценное усвоение фармакологии);
В) рассчёта концентрации и доз лекарственных препаратов с учётом возраста, массы тела и пола человека;
Г) профилактического использования витаминов, микроэлементов, минеральных веществ пищевых добавок для укрепления здоровья, детей, взрослых и людей пожилого возраста.
Предмет (а правильнее субъект) изучения физиологии и анатомии человека – сам человек на различных этапах (внутриутробном и постанатальном) своего развития (онтогенеза).
Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект, но с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы организации живого (человека), а физиология – с точки зрения функции, процессов в живом.
Задачи единого курса анатомии и физиологии человека:
1) ознакомление студентов со структурной организацией процессов жизнедеятельности и механизмов их регуляции на различных этапах онтогенеза человека.
2) выяснение возможности целенаправленного (фармакологического, физического, психического) воздействия на эти процессы и механизмы (с целью укрепления и сохранения здоровья и восстановления нарушений у заболевших людей).
Вопрос № 3. Понятие об основных физиологических, анатомических и гистологических методах исследования.
Метод исследования – способ, приём, при помощи которого осуществляется исследование.
Основные физиологические методы исследования:
1) метод наблюдения (широко применялся на 1-ых этапах развития физиологии);
2) экспериментальный метод – постановка опытов, экспериментов на животных в виде: А) острых опытов (вивисекции) на целом организме животных или на изолированных органах; Б) хронических опытов (например, после вживления электродов или хемитродов и заживления операционной раны);
3) исследование функций у здорового и больного человека (Динамометрия, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ, функциональные пробы и др.)
4)математическое моделирование и моделирование на виртуальных животных.
Основные анатомические методы исследования:
1) Методы изучения строения тела на трупном материале:
А) метод препарирования (рассечения) – основной метод исследования в анатомии, давший название самой науке (anatemno – рассекаю) и позволивший изучать строение и топографию органов
Б) метод вымачивания (позволяет выделить скелет и/или отдельные кости)
В) метод распилов замороженных трупов (изучение топографии органов)
Г) метод наливки (полых органов и сосудов)
Д) метод коррозии (разъедания)
Методы изучения строения тела на живом человеке.
А) Соматоскопический метод (визуальный осмотр, например искревления позвоночника и др.)
Б) Антропометрический метод (измерение размеров тела и его частей в мм, см, м)
В) Рентгенологический, КТ, МРТ (магнитно-резонансная компьютерная томография),ЭПТ (эмиссионно-позитронная компьютерная томография)
Г) УЗИ
Д) эндоскопии.
Основные гистологические методы исследования:
Микроскопия – основной метод исследования в гистологии и цитологии.Наиболее часто используется световая микроскопия, реже ультрафиолетовая, фазовоконтрастная, поляризационная и др. виды. Даёт возможность рассматривать объекты с размером в микрометры (мкм) или микроны (μ) (1μ = 1/1000 мм, или 10-6м), т.е. клетки и субклеточные структуры. Электронная микроскопия (с помощью пучка электронов) имеет в 100.000 раз большее разрешение по сравнению со световой микроскопией.
Для исследования тканей и органов в микроскопе необходимо сначала приготовить их гистологический препарат: сделать тонкий срез органа и окрасить его с помощью специальных красителей (основных или кислых). При этом структуры, окрашиваемые основными красителями, называются базофильными; а структуры, окрашиваемые кислыми красителями – оксифильными; обеими красителями – полихроматофильными.