Лекция 21. Мотивации и эмоции. Особенности ВНД человека
I. Потребности, мотивации и эмоции – роль в формировании поведения.
Человек и животные имеют ряд основных потребностей: пищевую, защитную и половую. Если эти потребности не удовлетворены, развивается состояние мотивации, окрашенное различными эмоциями (жажда, голод, страх). Человек с ограниченными потребностями реже дает эмоциональные реакции по сравнению с людьми с высокими и разнообразными потребностями.
Эмоции – рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской. Эмоции состоят из трех компонентов – нейрофизиологического (мозаика активных и заторможенных центров), нервно-мышечного (мимика, жесты, висцеральные реакции) и субъективных переживаний.
К. Изард выделяет десять видов базовых эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина-раскаяние.
Эмоции – дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде. Во время эмоциональных реакций активируется симпатический отдел автономной нервной системы, обеспечивая адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме. Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, повышается творческая активность. Удовлетворенная потребность реализуется в положительной эмоции, которая и выступает в качестве подкрепляющего фактора. Эмоции, закрепляясь в памяти, выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.
Интенсивность и знак эмоции тесно связаны с наличием необходимой для нас информации (П. В. Симонов):
Э= П (ИД - ИН),
где Э – эмоция; П – жизненно важная потребность организма; ИН – информация, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребности; ИД – информация доступная, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленных действий. Знак эмоциональной реакции можно определить по формуле. Отрицательная эмоция возникает в случае, когда ИН < ИД и, напротив, положительная эмоция ожидается, когда ИД > ИН. Так, человек испытывает радость при избытке у него информации, необходимой для достижения цели, когда цель оказывается ближе, чем мы думали (источник эмоции – неожиданное приятное сообщение, неожиданная радость).
При длительном действии отрицательных эмоций у человека развивается эмоциональный стресс, а затем дистресс. Дистресс – астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски. Дистресс является обычной причиной невроза и психосоматических заболеваний.
Важное значение в реализации эмоций имеют гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лобные отделы коры большого мозга, относящиеся к лимбической системе.
II. Психическая деятельность человека. Речь, физиологические основы ее формирования.
В основе психической деятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессы анализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность – функция целостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологических механизмов мозга возникает новое качество – психика. Основой психики человека является взаимодействие двух сигнальных систем (И.М.Сеченов).
1. Первой сигнальной системой И.М.Сеченов называл образы, возникающие под непосредственным влиянием явлений и предметов окружающего мира. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущения отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе, этапе восприятия, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения – образы.
Первая сигнальная система есть и у человека и у животных. На ее основе у животных формируется психонервная деятельность, когда основным действенным стимулом для запускания какого-либо поведенческого акта становится не сам реальный объективный стимул окружающей среды, а «нейронный» образ этого стимула, сформировавшийся в нервных центрах (И. С. Беритов). Животное подбегает к месту, ассоциируемому животным с пищей, но в действительности, не содержащей ее (хотя животное хорошо видит, что пищи нет, но «образ пищи» оказывается сильнее реальности). В отличие от классических условных рефлексов, которые требуют повторяемости, психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческого акта. На основе психонервных образов развивается экстраполяционная, или рассудочная, деятельность. Она проявляется как генетически детерминированная врожденная способность животного использовать приобретенный в течение жизни опыт в новой, незнакомой для него среде (О. С. Адрианов). Характерное свойство элементарной рассудочной деятельности заключается в способности организма улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и на этой основе приобретать возможность оперировать ими при реализации программ поведения в новых ситуациях (инсайт у обезьян).
Нервным субстратом, ответственным за образное отражение, очевидно, является система звездчатых нейронов с аксонами, образующими синаптические связи как с другими звездчатыми нейронами, так и через возвратные контакты с этим же звездчатым нейроном. При восприятии внешнего мира временная связь между воспринимающими сенсорную информацию звездчатыми нейронами коры большого мозга устанавливается сразу при первом возбуждении нервных клеток, образующих проекцию данного внешнего предмета, явления (К. Прибрам, нейроголографическая концепция).
2. Вторая сигнальная система появляется у человека для обеспечения несравненно более высокого уровня абстрагирования – это устная и письменная речь. У человека слово в виде условного обозначения, знака, не имеющего реального объективного однозначного физического содержания в виде предметов и явлений материального мира, становится достаточно сильным и прочным стимулом. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения – образование понятий, представлений. Оперирование речью (устной или письменной) дает человеку огромные преимущества в адаптивно-приспособительном поведении, в познании и рациональном использовании окружающей природы или искусственной среды.
В нейрофизиологических исследованиях речевой деятельности показано, что при восприятии слов, слогов и их сочетаний в импульсной активности нейронных популяций мозга человека формируются специфические паттерны с определенной пространственной и временной характеристикой. Использование разных слов и частей слов (слогов) в специальных опытах позволяет дифференцировать в электрических реакциях (импульсных потоках) центральных нейронов как физические (акустические), так и смысловые (семантические) компоненты мозговых кодов психической деятельности (Н. П. Бехтерева).
Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины (рис. 15.8). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь (моторная афазия).
Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части – надкраевой извилине. Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов, невозможности правильно сформировать речевое сообщение (сенсорная афазия).
Среди наиболее распространенных нарушений функций второй сигнальной системы, помимо афазий различают агнозию – потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия – при повреждении височных зон коры большого мозга), аграфию – нарушение письма, амнезию – забывание слов.
Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка с взрослыми. Способность произносить и понимать слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков – слов устной речи. Пользуясь языком, ребенок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорного и моторного) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувства и действия уступают место слову. В качестве комплексного сигнального раздражителя слово начинает формироваться во второй половине первого года жизни ребенка. В два года ребенок переходит к формированию фраз.
III. Функции неокортекса и ВНД.
Основой психического мира являются сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, представляющие собой высшую форму адаптивного приспособительного поведения. Психическая деятельность – это качественно новый, более высокий, чем условнорефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку. В мире высших животных этот уровень представлен лишь в зачаточном виде.
В развитии психического мира человека можно выделить следующие 2 стадии:
1) Стадия элементарной сенсорной психики. В психике животных внешний мир представлен в форме ощущений, образов (формируются при восприятии), а также представлений. Представление – образное отражение предмета или явления, проявляющееся в пространственно-временной связи составляющих его признаков и свойств. В нейрофизиологической основе представлений лежат цепи ассоциаций, сложные временные связи;
2) Стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей как познавательной, так и созидательной творческой деятельности. Психическая деятельность человека, наиболее полно реализующая этот высший уровень психики, определяется не только количеством и качеством впечатлений, осмысленных образов и понятий, но и существенно более высоким уровнем потребностей, выходящим за пределы чисто биологических потребностей. (потребности в справедливости, красоте, самореализации – Абрахам Маслоу). Его действия, поведение становятся как следствием получаемых впечатлений и порождаемых ими мыслей, так и средством активного их добывания. Соответствующим образом меняется в эволюции и соотношение объемов корковых зон, обеспечивающих сенсорные, гностические и логические функции в пользу последних.
Несмотря на то что многие проявления психического мира человека оказываются оторванными от непосредственных стимулов внешнего мира , считают, что запускающими их факторами являются вполне детерминированные явления и предметы, отражающиеся в структурах мозга на основе рефлекторной деятельности. «Все акты сознательной и бессознательной деятельности человека по способу происхождения – суть рефлексы» (И. М. Сеченов). В то же время нервные процессы всегда субъективны. Субъективность заключается в том, что они являются свойством индивидуального организма, не существуют и не могут существовать вне конкретного индивидуального мозга и не являются абсолютно точной зеркальной копией окружающего нас реального мира.
Сознание человека – способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание связано с речью. Сознание – совокупность знаний, которые могут быть переданы с помощью слов, образов, художественных произведений и т. д.
Реакции, включая и поведенческие, реализуемые на уровне подсознания, носят автоматизированный характер, обеспечиваются активацией минимума активированных нервных клеток сравнительно небольших участков мозга. Общебиологическая роль подсознательной обработки информации заключается в первичной фильтрации огромного количества входной информации: на уровне подсознания, например, протекает рефлекторная регуляция деятельности внутренних органов человека. Пока человек здоров, нет необходимости переводить интероцептивную информацию в сферу сознательной деятельности. Поэтому человек «ощущает», «воспринимает» свои внутренние органы лишь в случае формирования в них некоторого патологического процесса. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества корковых структур, вызываемой возбуждением ретикулярной формации мозгового ствола.
И.П.Павлов считал, что сознание связано с фокусом оптимальной активации в коре мозга, который непрерывно перемещается по коре больших полушарий. В остальных участках бессознательная деятельность (теория «светлого пятна»). Сейчас установлено, что структуры мезенцефалической ретикулярной формации характеризуются мощным влиянием, активирующим сознание. Минимальный период активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100 – 300 мс. Таким образом, сознание является результатом нейрофизиологических процессов, происходящих в определенных, но достаточно обширных областях мозга (кора большого мозга, таламо-кортикальные структуры, лимбическая система, ретикулярная формация ствола мозга).
Мышление – высшая ступень человеческого познания. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики.
Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль – форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития.
В становлении обобщающей функции слова у человека различают следующие стадии, или этапы, интегративной функции мозга. На первом этапе интеграции слово замещает чувственное восприятие определенного предмета (явления, события), обозначаемого им. На этой стадии каждое слово выступает в качестве условного знака одного конкретного предмета, в слове не выражена его обобщающая функция, объединяющая все однозначные предметы этого класса. Например, слово «кукла» для ребенка означает сперва конкретно ту куклу, которая есть у него. На следующем этапе слово становится понятием – т.е. обозначает класс предметов – куклу вообще.
IV. Функциональная асимметрия полушарий.
Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия, которая определяется двумя моментами:
1) доминированием правой руки (90% населения правши);
2) расположением центров речи в основном в левом полушарии (у 98% правшей и у 70% левшей).
Точно определить, в каком полушарии у данного человека центр речи можно с помощью теста Вада.
Повреждения левого полушария приводят обычно к нарушениям речи, нарушаются аналитические процессы (выделить главное в рисунке). Повреждения правого полушария приводят к нарушению образного восприятия, ориентации во времени и пространстве, восприятии юмора, т.е. в процессах синтеза.
В общем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к следующей последовательности деятельности. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.
Помимо того, что центры речи у разных людей могут быть расположены в разных полушариях, есть индивидуальные различия в опоре на функции того или иного полушария. Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. В общем виде можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием – к художественному.
Асимметрия полушарий сильнее выражена у мужчин, чем у женщин.
V. Типы ВНД
Современные представления о типах высшей нервной деятельности в значительной степени могут отождествляться с четырьмя типами человеческого темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический), выделенными еще древнегреческим врачом Гиппократом (IV в. до нашей эры) на основе наблюдения за поведением людей. Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в павловском учении о высшей нервной деятельности. Четыре типа высшей нервной деятельности образованы следующими комбинациями параметров центрального возбуждения и торможения (схема 15.1).
Сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условных рефлексов, сила процесса торможения находит отражение в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения.
Подвижность нервных процессов оценивается при переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).
Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).
Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности (сильный, уравновешенный, инертный).
Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).
Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).
Кроме того, И. П. Павлов, предложил применительно к человеку различать два типа: художественный и мыслительный (преобладание левого и правого полушария, соответственно).
Типы ВНД или типы темперамента можно определить с помощью психологического тестирования, поскольку они проявляются в разной степени общительности (экстравертированности) и эмоциональной устойчивости (нейротизма). Но в последнее время при этом говорят не о типах, а о факторах темперамента.