Идеомоторные методы гипносуггестии
Эти методы отличаются от методов, основанных на представлении о движении, поскольку последние не обязательно включают реальные движения, хотя они и могут наблюдаться.
Идеомоторные методы требуют от ребенка мысленного сосредоточения на представлении о движении какой-либо части тела; далее это движение совершается непроизвольно.
Применение этих методов особенно полезно в тех случаях,, когда психотерапевт стремится внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он способен преодолеть боль и другие состояния, казавшиеся ему прежде непреодолимыми.
Идеомоторные методы применяются начиная с младшего школьного возраста, хотя в отдельных случаях оправданно их использование и у детей более раннего возраста.
1. «Схождение рук». «Вытяни свои руки прямо вперед, ладони обращены друг к другу, расстояние между ними около 30 см. Хорошо... Теперь представь, что в каждой твоей ладони заключен сильный магнит. Ты знаешь, как магниты притягивают друг друга. Просто представь себе эти два сильных магнита, и ты сможешь заметить, что твои руки начали приближаться друг к другу сами по себе, без каких-либо усилий с твоей стороны. Хорошо... Заметь, что чем больше приближаются магниты, тем сильнее они притягивают друг друга. И чем сильнее они притягивают друг друга, тем ближе, теснее сходятся твои руки. Скоро они соприкоснутся. Когда это произойдет, просто освободись от этих воображаемых магнитов, придай своим рукам удобное положение, сделай глубокий вдох и полностью расслабься на выдохе.»
2. «Левитация руки» (детский вариант). «Положи свои руки на подлокотник кресла, придай им удобное положение. Теперь представь веревочку, обернутую вокруг твоего запястья, и большой, яркий воздушный шар, привязанный к другому концу веревки. Шар настолько легок, легче воздуха, что может взлетать сам по
себе. Когда ты сосредоточишься на легкости этого шара, ты сможешь заметить, что эта рука тоже начинает становиться легкой. (Смена выражения «твоя рука» на «эта рука» облегчает диссоциацию.) Скоро один из пальцев может начать становиться очень легким. Один из пальцев может начать подниматься.»
Внимательно наблюдайте за движениями каждого пальца и комментируйте их соответствующим образом:
«Хорошо, я вижу, что этот палец приподнялся. Интересно, какой палец поднимется следующим? Еще один палец приподнялся (целесообразно назвать, какой). Теперь — вся ладонь. Сосредоточься на воздушном шаре и чувстве легкости в руке. Чем выше рука поднимается, тем легче становится. Чем легче становится, тем выше поднимается. Просто плавает сама по себе. Теперь представь легкий ветерок. Эта рука плывет вверх либо вниз или просто останавливается там, где она находится сейчас. Очень приятное чувство расслабления, отдыха во всем теле. Ты можешь дать этой руке еще поплавать в воздухе или представить, что веревочка отвязалась и воздушный шар взлетает вверх, и рука медленно опускается, и спокойно отдыхает в удобной позе. Очень легко. Никакого усилия». Если ребенок чувствует тяжесть в руке, психотерапевт может вызвать сначала каталепсию руки, а затем внушить дальнейшие движения.
3. «Опускание руки». «Вытяни руку прямо перед собой — с ладонью, обращенной вверх. (Следует помочь ребенку, если это необходимо.) Хорошо... Теперь представь, что я кладу тяжелую книгу на эту руку. (Маленьким детям легче бывает представить камень.) Ты можешь заметить, что рука начинает становиться тяжелой. Теперь представь, что я кладу еще одну книгу сверху. Эта рука становится еще тяжелее. Скоро ей захочется опуститься. Когда ты почувствуешь тяжесть, просто дай ей опуститься. Тяжелее и тяжелее, ниже и ниже... Я вижу, как она опускается. Хорошо. Пусть она опустится.» При необходимости можно увеличить число воображаемых книг, камешков и т. п.
У тех немногих детей, которые сопротивляются проведению этого метода, можно плавно перейти к методикам «Ригидность руки» и «Каталепсия руки».
4. «Опускание пальца». Этот метод подходит для детей младшего возраста и может быть использован у более старших детей, для которых метод «опускания руки» труден вследствие резкой физической слабости. Психотерапевт помогает ребенку удобно разместить мизинец на кровати или подлокотнике кресла, в то время как остальные пальцы простираются в воздухе.
«Представь, что мизинец приятно отдыхает на подлокотнике кресла. Остальные пальцы тоже хотят отдохнуть. Наблюдай за ними. Сейчас они начнут опускаться все ниже и ниже, чтобы отдохнуть. Интересно, какой палец опустится первым? Смотри, этот палец опускается. Когда они все опустятся и начнут отдыхать, ты почувствуешь себя очень спокойно. Ты можешь закрыть глаза, если хочешь. Становится все спокойнее и удобнее...»
5. «Ригидность руки». «Вытяни одну руку прямо в сторону от туловища и напряги ее. Представь, что рука очень сильная, она подобна прямой, крепкой ветви дерева. Она становится все сильнее и сильнее. Такая сильная, что ты не можешь опустить ее вниз, не можешь согнуть ее. Рука очень сильная. Она может стать такой сильной, мощной, какой ей захочется». Далее следует провести внушения, направленные на повышение ребенком собственной самооценки, уверенности в себе.
6. «Могучий дуб». Этот метод очень эффективен в группе старших детей, но может также применяться у детей младшего возраста, которые не могут сидеть спокойно.
«Встань прямо, высокий и стройный, как сильный дуб. Хорошо... Пусть твои руки станут ветвями и потянутся к небу. Твои ноги становятся корнями и прорастают сквозь пол. Почувствуй, каким сильным ты стал. Очень сильным!.. Тебя невозможно сдвинуть с места. Почувствуй, как солнечные лучики и капельки дождя проникают в твои ветки и корни и делают тебя еще сильнее...» По мере углубления гипнотического транса ребенок сохраняет то положение в пространстве, которое ему придал психотерапевт (состояние каталепсии).
7. «Каталепсия руки». «Ты не возражаешь, если я подниму эту руку? Хорошо. Просто позволь ей рассла-
биться. (Если ребенок активно поднимает свою руку, следует указать ему, что сознательное усилие не нужно, и настоять на повторении движения уже без его активного участия.) Хорошо. Просто дай руке отдохнуть. Я сам подниму ее. Прекрасно. Сейчас взгляни на эту руку как на часть скульптуры или манекена, которая покачивается сама по себе. (По мере достижения состояния каталепсии, ощущаемого как «застывание» поднятой руки, психотерапевт постепенно отпускает руку ребенка.) Хорошо. Эта рука как бы плавает сама по себе. Теперь сознательно подними другую руку и почувствуй разницу. Ты уже можешь понять, что в тебе существует огромная бессознательная сила, которая помогает тебе стать таким, каким ты хочешь.»