Формирование детской психотерапевтической группы

В клиническом отношении совместимы дети и подростки с логоневрозом, неврастенией, неврозом на­вязчивых состояний. Несовместимы между собой боль­ные с истерическим неврозом, так как группа из них практически неуправляема ввиду эмоциональной рас­торможенности и амбициозности ее членов.

Больные с тиками вне зависимости от механизма их происхождения и выраженности оказывают неблагопри­ятное индуцирующее действие на остальных детей, по­этому лучше заниматься с ними в отдельной группе.

В группе не должны преобладать пациенты с тяже­лым течением невроза, массивными органическими на­слоениями и повышенной активностью.

Желательно включить в группу нескольких высоко курабельных больных, создающих благоприятный пси­хотерапевтический климат в группе.

Основные нормативы, которыми целесообразно руко­водствоваться при проведении групповой психотерапии у детей и подростков, изложены в таблице 1.

Табл. 1. Нормативы групповой психотерапии у детей и подростков

Параметр Норматив
Возрастные границы, отражающие примерно одинаковый уровень социализации детей 4—5 лет 5—7 лет 7—9 лет 9—11 лет 11—14 лет
Оптимальная числен­ность детей в группе 4—6 6-8 8—10
Продолжительность групповых занятий (в минутах) 45— 60 60— 90

Процесс групповой динамики в психотерапии состоит из ряда последовательных фаз.

В первой фазе — ориентации группы — происходит эмоциональное объединение детей и появление у них однородных устремлений. В этой фазе возможно воз­никновение критического периода в жизни группы — ее эмоционального расторможения.

Во второй фазе — дифференциации группы — оформляются статусные различия, симпатии и антипа­тии детей. В этой фазе также возможно появление кри­тического периода, обусловленного проявлениями «борь­бы» за лидерство в группе.

В третьей фазе — интеграции группы — отмечается стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие коллективных отношений (А. И. Захаров, 1982).

Примерный сценарий групповых занятий с детьми и подростками

Приводимый примерный сценарий состоит из 10 групповых занятий. Упражнения рассчитаны на де­тей и подростков различного возраста (приблизительно от 8 до 14—15 лет). Предложенная структура групповых занятий не должна быть совершенно неизменной. Пере­фразируя слова Устава Петра I, можно призвать начи­нающих психотерапевтов не держаться сценария, «яко слепой стены».

Психотерапевт должен чутко улавливать эмоцио­нальное состояние группы, не допускать «натянутых пауз» между упражнениями, проводить занятия на вы­соком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной клинической динамики и способствует личностному росту участников группы.

Началу групповой психотерапии предшествует инди­видуальная консультация каждого ребенка и членов его семьи (желательно обоих родителей) у детского психоте­рапевта, а также тщательный осмотр педиатра и детско­го невропатолога.

Детская групповая психотерапия должна проводить­ся в достаточно просторном помещении, где дети с раз­личной степенью активности могли бы безопасно пере­двигаться. Пол не должен быть скользким; целесообраз­но иметь специальное покрытие, чтобы ребенок при не-

обходимости мог расположиться на полу. В помещении не должно быть никаких потенциально опасных предме­тов. Комната должна быть светлой и уютной, с регули­руемой яркостью освещения. Стены и необходимая ме­бель должны быть теплых, успокаивающих тонов — светло-коричневые, зеленые и др.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель занятия: знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей и родителей, создание высокого эмоционального подъе­ма.

1. Беседа с родителями. Объясняются цели и задачи терапии, выясняются индивидуальные проблемы, ста­вится серьезный акцент на необходимость тесного со­трудничества с детьми. Предлагается при появлении во­просов подходить к терапевту без приглашения.

Согласно рекомендациям Ю. С. Шевченко и В. П. Добриденя (1998), «мишень» выступления психотерапевта, стоящего перед собравшимися вокруг него детьми и ро­дителями, — анозогнозия и пассивность ребенка в от­ношении лечения, осознание значения терапевтического альянса. Приводим образец такого выступления:

«Никто не хочет быть больным, никто не хочет бо­леть, иногда даже признаться в том, что болен. Одни чувствуют свое состояние, свою болезнь как помеху в жизни, другие же не замечают, что больны, но это за­метно для окружающих, для родителей, которые знают, что в будущем страхи, заикание, вредные привычки, плохое поведение сделают их ребенка несчастным. И ро­дителям становится иногда больно и обидно за то, что у них такой ребенок. Родители начинают чувствовать себя виноватыми в том, что недоглядели, недодумали, упре­кать себя в том, что они — «плохие родители» и жалеть своего ребенка. Дети же не совсем понимают эти чувст­ва, однако невольно начинают пользоваться привиле­гиями больного. И в семье начинает расти «тиран» или неприспособленный «неженка». Но это в семье, а вне семьи? В школе, на улице, в компании чужие недостат­ки не вызывают у окружающих чувства вины, и отно-

шение их к детям с недостатками такое же, как и ко всем остальным. А ведь эти дети привыкли к другому обращению, к иным формам общения. У них свои модели поведения — домашние, и в определенный момент воз­никает конфликтная ситуация: внешняя — драки и ссо­ры и внутренняя — обида, зависимость, плохое на­строение, плохой сон, ночное недержание мочи, раздра­жительность, повышенная слезливость, заикание, страх темноты... Крайне трудно понять, отследить, в чем при­чина этих детских проблем. Нередко бывает так, что в семье привыкают к такому поведению и считают, что у ребенка «такой уж характер». А ребенок стоит на поро­ге сложного заболевания, именуемого неврозом. Оно страшно тем, что ничего не болит, нет конкретных фи­зических жалоб. А невроз, как тот червь в наливном яблоке, спит, дремлет, не проявляет себя, а потом про­сыпается и начинает грызть изнутри. Внешне яблоко наливное, красное, румяное, а внутри? Червь этот имеет название — «лень», «капризность», «трусость». Наша цель и задача — не допустить, чтобы болезнь питалась нами, пусть это не больно, пусть этого кто-то не замеча­ет. Надо поверить своим папам и мамам, что нужно ле­читься и своим лечением и выздоровлением сделать себя и своих родителей счастливыми. Но для этого мы долж­ны знать своих внутренних врагов в лицо!»

2. На доступном уровне детям объясняется роль эмо­циональных нарушений в происхождении невротиче­ских проявлений. Предлагается при активном участии детей решить большинство проблем.

3. Взаимное знакомство.

Детям предлагается назвать свои имя и фамилию, за­тем:

а) Построиться по алфавиту имен, фамилий; по рос­ту, по цвету волос. Это упражнение можно применять в течение всего группового процесса, особенно когда груп­па выходит из-под контроля вследствие психоэмоцио­нального возбуждения.

б) В кругу бросают мяч или любой предмет. Ведущий называет существительное и бросает мяч, а поймавший должен дать определение существительному или описать

его действие (например: птица — летит, фонарик — све­тит).

4. Разминочные игры.

Игра «Жмурки». С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать его имя. При этом разрушаются межличностные барьеры и на высоком эмоциональном подъеме детей происходит сплочение группы.

Игра «Хип-хоп». Если ведущий говорит «хип», нуж­но назвать имя соседа слева, если «хоп» — справа. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

Игра «Лишний стул» (модификация игры без проиг­равших). Участники игры ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего нужно ус­петь сесть на стул. Затем с каждым витком игры убира­ется один стул, но выбывающих игроков нет, так как можно садиться на колени и т. п. В конце концов оста­ется «куча мала» на одном стуле (следить за техникой безопасности!)

Игра «Нож и масло». Группа сбивается в «кучу», ве­дущий пытается «разрезать» ее на части.

Игра «Плот». Группа плывет на корабле. Вдруг — кораблекрушение. Всем надо разместиться на малень­ком плоту (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу).

Эти упражнения направлены на повышение сплочен­ности группы.

5. Ролевые игры-шутки («Сборы в школу»,«Обед»,«Домашние уроки»). Ведущий выбирает предметы для совершения какого-либо действия, назначая на их роль всех членов группы, и разыгрывает выбранную миниа­тюру.

6. Построение скульптурных групп на заданные те­мы.

7. Упражнения на вербальную и невербальную ком­муникацию.

а) Ситуация: машина обрызгала прохожего, шофер вышел из машины извиниться. (Тренировка адекватных коммуникаций.)

б) Передача воображаемого предмета. Необходимо принять этот предмет, угадать его и передать по кругу (или предложить свой).

8. В ходе первого занятия вырабатывается кодекс группы. Может быть предложена следующая модель:

• каждый член группы подчиняется ее законам;

• все неприятное и злое оставь за дверью, но если при­нес с собой, то обсуди со всеми;

• если кому-то больно, не делай еще больнее;

• помогай другу в тяжелых ситуациях, старайся понять того, кто рядом;

• не теряй чувства юмора;

• не выноси за пределы группы происходящее в ней;

• не опаздывай;

• не бойся ошибок, не ссорься, не дерись, не злословь.

8. Далее используется вариант нервно-мышечной ре­лаксации с элементами гетеросуггестии: «Я могу, я го­тов, я способен». (G. S. Everly, R. Rosenfeld, 1981), мо­дифицированный для применения в детско-подростковом возрасте (см. Приложение 1).

Домашнее задание:

• сделать рисунок семьи — см. Приложение2;

• написать самоотчет о состоянии (что было трудного во время занятий, как себя чувствовал дома).

ЗАНЯТИЕ 2

Цель занятия: стимуляция личной активности ре­бенка в разных жизненных ситуациях. Знакомство с вербальными и невербальными техниками общения.

1. Разминка.

а) Дети, держась за руки, по команде создают круг, квадрат, треугольник, восьмерку.

б) «Путаница»: дети, стоя в кругу, держат руки перед собой. Затем по команде беспорядочно сплетаются паль­цами, получается «путаница». Группа должна сама себя распутать.

2. Этюд «Ларингит». Ребенок заболел ларингитом, не может говорить, но ему необходимо выполнить ряд дей­ствий (сходить в аптеку, магазин и т. д.), используя не-

вербальные техники общения. Ведущий распределяет роли.

3. Упражнение «Лабиринт». Его проводят парами. Необходимо, используя доверие и эмпатию, молча про­вести «слепого» (с завязанными глазами) через лабиринт мебели.

4. Функциональная тренировка поведения.

а) Уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься наголо, приходить на занятия в валенках, ходить с серьгой в носу и т. д.). Он должен аргументи­ровать свой отказ.

Тренировка умения сказать «нет» очень важна для застенчивых детей и подростков, так как пассивная подчиняемость нередко делает их объектами манипуля­ции со стороны более активных напористых сверстников и даже жертвами насилия со стороны асоциальных эле­ментов. В группе подростков можно проиграть ситуацию отказа со стороны девушки парню-«приставале», отказа от употребления спиртных напитков в компании и т. п.

б) Все опоздавшие участники группы по очереди объ­ясняют причину своего опоздания, не оправдываясь.

5. Упражнение на снятие напряжения от предыдуще­го занятия.

а) Поочередно по кругу, хлопая в ладоши, «сыграть» мелодию («В траве сидел кузнечик», «Подмосковные ве­чера» и др.). Каждый член группы делает только один хлопок.

б) «Погонять» хлопки по кругу. Каждый участник поочередно по кругу делает хлопки в ладоши. Ведущий задает темп и ритм.

6. По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась «страшная» («веселая», «фантасти­ческая») история. Затем получившуюся историю разыг­рывают в ролях.

7. Релаксация с переходом к гипносуггестии с инди­видуальными и общими внушениями, ориентированны­ми на самораскрытие и веру в силу и свободу своей личности.

Домашнее задание:

• нарисовать «несуществующее» животное и дать ему несуществующее название;

• написать короткий рассказ на 2—3 минуты к 4-му за­нятию;

• составить самоотчет.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель занятия: дальнейшее обучение навыкам обще­ния. Развитие потребности в самонаблюдении. Стиму­ляция воображения.

1. Разминкасо стульями.

а) Участники ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку надо успеть сесть на стул. Затем убирается один стул. Так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

б) Половина группы сидит на стульях, а сзади стоят партнеры. Один стул пустой. Ведущий стоит за пустым стулом и глазами, мимикой предлагает сидящим в кру­гу пересесть на свободный стул. Стоящий сзади должен удержать сидящего, не давая ему перебежать на свобод­ный стул. Данное упражнение хорошо тренирует сосре­доточение и концентрацию внимания.

2. «Путаница».

Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутывают­ся. Ведущий должен их распутать.

3. Упражнение на невербальное общение: поздоро­ваться, глядя в глаза друг другу; аналогично попро­щаться.

Это упражнение рекомендуется проводить в начале и в конце каждого последующего занятия.

4. Разбор и анализ «несуществующих» животных. Группе объясняется символическое значение этого

теста, что помогает более полно отрефлексировать свое

самосознание.

5. Упражнение на воображение.

а) Дается любой предмет. Каждый по кругу должен представить себе, что это может быть (например, палка, ружье, копье и т. д.).

б) Члены группы делятся на две части и дарят друг другу воображаемый подарок. Необходимо принять его и, не прибегая к услугам речи, поблагодарить.

в) Следует мысленно задумать предмет и пантомими­чески показать его. Группа должна отгадать, что заду­мано.

6. Вживание в образ. Разбиться по парам и предста­вить себя в образах: причал—корабль; мячик—стенка;

червяк—рыбка; белье—веревка и т. д. Провести по па­рам диалоги между ними.

7. Каждый по кругу называет подлежащее, связанное по смыслу с предыдущим. Последний составляет рас­сказ. Затем по кругу пантомимически изображают эти слова, причем последующий отражает действия всех предыдущих.

8. Упражнение на самоанализ. Закончить по кругу в группе из трех человек предложения: «Раньше я был...»;

«На самом деле я ...»; «Скоро я ...»

9. После достижения состояния релаксации (по Джекобсону—Эверли) проводится медитация на приятных визуальных образах, в конце — гетеросуггестия: «я сво­бодный», «я сильный».

Домашнее задание:

• сделать рисунки на темы: а) каким я себя вижу;

б) каким меня видят окружающие; в) каким я хочу себя видеть.

• написать самоотчет.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель занятия: приобретение знаний о своих эмоцио­нальных реакциях и способах их отреагирования. 1. Разминка.

а) Хождение над пропастью. Необходимо предста­вить. что надо пройти по уступам скалы, под которой бесконечная пропасть. Группа наблюдает и оценивает, кто смог реально вжиться в образ.

б) «Восковая свеча». Ребенок с закрытыми глазами падает в кругу на руки участников группы, которые пе-

редают падающего друг другу. При этом производится проверка доверия, эмпатии и эмоциональной близости.

2. Беседа об эмоциональных реакциях, их роли в на­шей жизни, о способах отреагирования отрицательных эмоций.

3. Игра «Кис-мяу». Ведущий тот, кто лучше прошел вдоль пропасти. Ведущий становится спиной к группе, а психотерапевт, поочередно указывая на участников, спрашивает: «Кис?» Ведущий отвечает «Брысь» или «Мяу». Тем, на кого выпало «мяу», присваиваются цве­та. Каждому цвету дается задание. Например: красно­му — полаять, стоя на коленях; оранжевому — передать информацию через стекло; желтому — изобразить эмо­цию; зеленому — сделать комплимент, абстрагируясь от внешности; голубому — установить невербальный кон­такт с участниками группы; фиолетовому — проявить агрессию к члену группы и т. д. Игра позволяет макси­мально задействовать несколько психотерапевтических техник.

4. Разбор рисунков (домашнего задания) некоторых членов группы.

5. Зачитать подготовленные рассказы (домашнее за­дание). Самые интересные рассказы можно проиграть в ролях.

6. Упражнение «Просьба». Подойдя к членам группы (по очереди или по парам), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь, используя оборот:

«Ну, пожалуйста...»

7. Самоанализ в группах по 2—3 человека. По кру­гу закончить фразу: «Я никогда не...»; «Я хочу, но, наверное, не смогу...»; «Если я действительно захо­чу...».

8. Медитация. Перед началом предлагается рассла­биться самостоятельно. В конце занятия психотерапевт делает внушения, ориентированные на самораскрытие личности.

Домашнее задание:

• написать «письмо к инопланетянину» (будет кон­курс). Письмо должно содержать как можно больше информации о вашей личности, чтобы из миллионов

жителей Земли инопланетянин нашел именно вас. Ор­ганизовать к 5-му занятию чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель занятия: углубление знания о своих и чужих эмоциональных реакциях. 1.Разминка.

а) Погонять хлопки по кругу.

б) «Японская машинка» (упражнение на развитие ак­тивного внимания). Сидя в кругу, рассчитаться по по­рядку от нуля (ведущий). Ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называ­ет свой номер, щелкая пальцами левой руки, включает любого участника группы (например: 0-3). Третий но­мер, продолжая ритмично хлопать вместе с ведущим, включает следующего участника группы. И так до пол­ного вовлечения всех участников группы.

2. Используя ту или иную эмоцию:

а) рассказать четверостишие (например, «В лесу ро­дилась елочка...»);

б) в парах провести диалог: «Чижик-пыжик, где ты был?» Примеры эмоциональных пар: радость — печаль, удивление — страх, осуждение — злорадство, восторг — ненависть, любопытство — безразличие...

3. Разыгрывание ранее написанных рассказов.

4. Этюд «Сиамские близнецы». Два человека срос­лись боками (можно привязать их друг к другу бинта­ми). Свободны только головы, и можно лишь глазами корректировать действия другого. Например, рука одно­го держит ложку, другого — хлеб. Разыгрывается этюд «Город сиамских близнецов». Нужно пригласить в гости друзей, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми.

5. Конкурс писем к инопланетянину с их анализом и поздравлением победителя.

6. «Снежный ком». Ведущий говорит: «Если бы я по­ехал в Африку...» Следующий повторяет фразу, завершив ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается в образах.

7. Группа делится на две команды. Необходимо пере­дать сложную информацию через стекло. Победителя награждают.

8. Глубокая релаксация, по мере достижения которой дети сосредоточиваются на спонтанно возникающих зрительных (слуховых, кинестетических) образах.

Домашнее задание:

• написать брачное объявление (или объявление для приема на работу). Задание ориентировано на рефлек­сию и формирование «образа достижения».

ЗАНЯТИЕ 6

Цели занятия: создание фрустрационной напряжен­ности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессивности на терапевта. Тренировка на­выков общения.

1. Разминка.

а) Побросать мяч по кругу, используя определения и действия существительного.

б) «Зеркало». Группа разбивается на пары. Один от­ражает, второй совершает действие (умывается, ест, причесывается). Делать медленно.

2. Беседа, направленная на создание эмоционального напряжения: «Если вы хотите чего-то достичь, надо ра­ботать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для ба­бушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете о себе. Сегодня вам дается шанс. Для того чтобы случилось чудо, надо работать в первую очередь над собой. Иначе ничего не будет и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс.»

Иногда используется прием «живая статуя». Психо­терапевт «замирает», превращаясь в «статую». Только самостоятельная игра, включающая всех детей — чле­нов группы, способна «оживить» эту «статую».

3. а) Игра. «Вам прислали100 рублей, что хотите, то берите, черный-белый не берите, «да» и «нет» не гово­рите». Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный ответ забираются

фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник.

б) «Садовник» — то же самое. Игра помогает расши­рить набор применяемых психотерапевтических техник и снять с участников ответственность за выбор.

Дети распределяют между собой названия цветов (например. Роза, Фиалка, Ландыш, Незабудка, Коло­кольчик и даже... Кактус).

Ведущий: Я садовником родился, не на шутку рас­сердился. Все цветы мне надоели, кроме... Фиалки!..

Фиалка: Ой!

Ведущий: Что с тобой?

Фиалка: Влюблена...

Ведущий: В кого?

Фиалка: В Ландыш.

Ландыш:Ой!..

И так далее по кругу (пауза между вопросом и отве­том на него задается самими участниками, но не пре­вышает десяти секунд).

Игра направлена на развитие активного внимания;

при ошибочном ответе (называние отсутствующего в иг­ре, выбывшего или своего собственного цветка), а также при затягивании паузы участник выбывает из игры.

4. а) «Фотограф». Ведущий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа проводит 3 измене­ния в своей композиции. Ведущий должен восстановить композицию.

б) «Скульптура». Ребенок «лепит» из одного или бо­лее человек скульптуру. После этого скульптура «оживает».

5. Упражнение на внимание.

а) Применяют таблицу Шульте — методику, исполь­зуемую для исследования объема внимания. Она состоит из таблицы, на которой в беспорядке расположены циф­ры от 1 до 25. Дети отыскивают числа по порядку. За­нятие проводят дважды в прямом и обратном направле­нии.

б) Группа становится в полукруг, ведущий — спиной к группе. Члены группы, меняясь местами, изменяя то­нальность голоса, задают вопросы. Ведущий должен от­ветить, обращаясь по имени.

6. Упражнение на общение.

а) В кассе нет билетов. Нужно попытаться купить билет у администратора.

б) Нужно отговориться от контролера в автобусе и т. д.

7. Разыгрывание некоторых рассказов из домашнего задания.

8. Мышечная релаксация по Джекобсону—Эверли, в ходе которой можно представить себя в образе океана, неба, гор. В конце психотерапевтом дается общее пози­тивное внушение: «Вы изменились, вы стали свобод­нее...»

Домашнее задание:

• описать 15 своих личностных качеств, отвечая на вопрос: «Кто я?», и составить самоотчет.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель занятия: анализ личностных проблем каждого члена группы.

1. Разминка — проводится в одной из техник по же­ланию участников группы.

2. Пантомима: «Я люблю», «Я не люблю». Члены группы показывают, остальные угадывают.

3. Тайным голосованием выбираются один или два лидера группы. Лидер становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Зеркало отвечает: «Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает... (я желаю тебе..., мне хотелось бы, чтобы ты...)». В кон­це упражнения всем членам группы дается положитель­ная обратная связь.

4. Анализ 15 качеств личности. Проводится само­стоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных качеств, составляющих ядро личности.

5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрывается.

6. Участник группы как можно серьезнее рассказы­вает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: «Вот это да1», «Ничего себе!», и т. д. — это

прекрасная функциональная тренировка для преодоле­ния «школьных» фобий (страхов).

Домашнее задание:

• составить самоотчет;

• дома самостоятельно один раз в день проводить мы­шечную релаксацию по Джекобсону—Эверли с целевым внушением в конце;

• принести фломастеры и бумагу.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель занятия: анализ личностных проблем каждого участника группы.

Введение: «У каждого из вас есть проблемы, сложно­сти, трудности. Многие из них вы решили в группе, не­которые еще не решены. Сегодня хотелось бы узнать трудные случаи из вашей жизни или из жизни ваших друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход из этих ситуаций.»

1. Разминка. Двигательная техника по выбору груп­пы.

2. Невербальная коммуникация «Испорченный теле­фон», «Разговор через стекло», «Передача предмета».

3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, вы­бранной группой.

4. Ролевые игры: «Позднее возвращение», «Неприят­ный разговор с родителями», «Сборы на дискотеку».

5. Совместное рисование без слов. Сначала рисуют одним фломастером парами, затем всей группой по 1— 2 штриха на общем рисунке. Проводится анализ и ин­терпретация рисунка.

6. Медитация со свечой на фоне глубокой релакса­ции. Надо подумать о своей проблеме, при этом попы­таться взглянуть на нее по-иному.

Домашнее задание:

• самоотчет (как я изменился за это время, каким я вижу себя теперь);

• написать своему другу письмо о себе через 5 лет (анонимно). В конце указать, можно ли зачитать его на группе;

• к 9-му занятию пригласить родителей.

ЗАНЯТИЕ 9

Цель занятия: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; дости­жение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятия проводится вме­сте с детьми.

1. Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты де­тей, письма. Родителям предлагается обменяться мне­ниями. Проводится небольшая обучающая дискуссия, в которую включается психотерапевт.

2. Вместе с родителями проводится психотехника «Передача предмета — узнавание». Комментируется во­влеченность взрослых в занятие.

3. Построение «скульптур» из членов группы, их уз­навание. Анализ спонтанного поведения взрослых и комментарии.

4. Ролевые игры («Приготовление уроков», «Опять двойка» и т. д.). Дискуссия о взаимных коммуникациях взрослых и детей.

5. Разбор результатов анализа семейных взаимоот­ношений (по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому, 1990) и рисунков семьи. Проводится беседа о типах вос­питания, даются рекомендации по оптимизации взаимо­отношений с детьми. Ответы на вопросы родителей.

Домашнее задание:

• принести чашки, печенье, свечи.

ЗАНЯТИЕ 10

Цель занятия: подведение итогов работы группы. Ориентация группы на преодоление жизненных трудно­стей в настоящем и будущем.

1. Последнее занятие проводится в затемненной ком­нате при свечах, что стимулирует откровенность и укре-

пляет чувство безопасности каждого члена группы. На­крывается «сладкий» стол, зачитываются самоотчеты (задание 8) и письма к друзьям (можно анонимно). За­тем проводится свободная беседа о прошедших заняти­ях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему «Летние каникулы». На высоте доверия и взаимо­понимания предлагается устроиться для медитации.

2. Медитация. После достижения релаксации прово­дится позитивная суггестия: «Вы ждали от наших заня­тий чего-то необычного, чуда, и оно случилось... Психо­терапевт помог раскрыть в вас то, чего вы не замечали в себе. Подобно Волшебнику Изумрудного города, он по­мог открыть то хорошее, что есть в каждом из вас. И сейчас вы понимаете, что, взглянув на мир другими гла­зами, вы сами изменились и будете дальше познавать себя... Вы смелее среднего человека вашего возраста. Вспомните, как свободно вы вели себя в группе, со взрослыми... Вы умнее — это видно по вашим самоотче­там... Вы благороднее, потому что, придя в группу, вы страдали, а страдания облагораживают... Вы добрее, так как работали в группе не только на себя, но и в интере­сах других... У вас сильная воля, это видно по вашей активности. Вы стремились достичь цели... А сейчас мысленно проследите с первого дня все наши встречи, затем представьте себя в ближайшем будущем. Какими вы себя представляете, что изменилось? А затем сно­ва медленно возвращайтесь сюда и открывайте гла­за.»

3. Прощание.

Наши рекомендации