Основные задачи игровой психотерапии и показания к ее применению
Игровая психотерапия предполагает решение целого ряда терапевтических и вспомогательных задач:
• помогает в установлении диагноза;
• способствует налаживанию контакта между психотерапевтом и ребенком-пациентом;
• дает средства для работы с механизмами психологической защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств;
• стимулирует .словесное выражение чувств;
• помогает ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
• расширяет круг интересов ребенка.
В настоящее время игровая психотерапия нашла широкое применение не только в стационарной и амбулаторной психотерапевтической практике, но и в системе преподавания, а также в больницах общего профиля.
Игровая психотерапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В частности, она рекомендуется при невротических и сома-тоформных расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;
для снижения тревоги у госпитализированных детей;
для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит и т. д.); для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемости детей с затруднениями в обучении; для коррекции
эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности («заброшенные» дети), и т. д.
Игровой материал
Игрушки и материалы, необходимые для игровой психотерапии, можно сгруппировать в три больших класса (Г. Лэндрет, 1994):
1. Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство, кукольный домик, детская посуда, машины, «медицинский набор» и т. п.
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх: игрушечные солдатики, оружие, маски волка, бандита, чудовища и т. д.
3. Средства для творческого самовыражения: пластилин или глина, краски, карандаши, фломастеры, конструкторы, детская мозаика и т. д.
Психотерапия в детском и подростковом возрасте может проводиться в форме индивидуальных, групповых и бифокальных (предполагающих совместную работу детских и родительских групп) игровых занятий, органично включающих различные варианты психотерапевтического тренинга (тренинг разрешения проблем, тренинг коммуникативных навыков), может сочетаться с детскими вариантами нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки, элементами гипносуггестии.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Общие положения
Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. Основная терапевтическая задача метода связана с эмоциональным отреагированием конфликтных ситуаций в группе и ослаблением угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре.
Показания и противопоказания
К применению групповой психотерапии
У детей и подростков
Считается (А.И. Захаров, 1979, 1982, 1995), что групповая психотерапия особенно показана при характерологических нарушениях, возникших или обострившихся при длительном течении невроза, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях и препятствующих выздоровлению в процессе индивидуальной психотерапии.
К данным нарушениям относятся: неадекватный (не соответствующий ситуации) уровень притязаний; эгоцентризм; неустойчивость самооценки; излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении;
тревожно-мнительные черты характера; фобические реакции и т. д.
Проведение групповой психотерапии затруднительно в следующих ситуациях: при негативном отношении к данному виду лечения самого ребенка (подростка) или его родителей; при наличии у ребенка (подростка) выраженных расторможенности и агрессивности; при включении в группу ребенка со сниженным уровнем интеллектуального развития (хотя вполне оправданным и целесообразным является создание однородных психотерапевтических групп из детей со специфическими задержками развития и легкой степенью умственной отсталости).
Клинико-психологические критерии формирования детско-подростковой группы, по А. И. Захарову (1982, 1998), следующие:
• разноплановость структуры группы при клинической и психологической совместимости ее участников (в группе воспроизводятся условия, напоминающие общение больных в жизни; включаются в состав дети с разной тяжестью заболевания, разными возрастом, полом, темпераментом и т. д., поскольку группа — модель жизненных отношений);
• необходимое условие — закрытый характер группы и отсутствие повторных больных. При необходимости повторного лечения детей, прошедших первый цикл груп-
407
повых занятий, целесообразно включать в состав «продвинутых» групп.