Основные задачи игровой психотерапии и показания к ее применению

Игровая психотерапия предполагает решение целого ряда терапевтических и вспомогательных задач:

• помогает в установлении диагноза;

• способствует налаживанию контакта между психоте­рапевтом и ребенком-пациентом;

• дает средства для работы с механизмами психологи­ческой защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств;

• стимулирует .словесное выражение чувств;

• помогает ребенку выразить неосознаваемые внутрен­ние конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;

• расширяет круг интересов ребенка.

В настоящее время игровая психотерапия нашла ши­рокое применение не только в стационарной и амбула­торной психотерапевтической практике, но и в системе преподавания, а также в больницах общего профиля.

Игровая психотерапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В ча­стности, она рекомендуется при невротических и сома-тоформных расстройствах у детей; для улучшения эмо­ционального состояния детей после развода родителей;

для снижения тревоги у госпитализированных детей;

для облегчения состояния при психосоматических забо­леваниях (бронхиальная астма, язвенная болезнь же­лудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит и т. д.); для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемо­сти детей с затруднениями в обучении; для коррекции

эмоционального состояния детей, подвергшихся наси­лию или живущих в условиях психической напряжен­ности («заброшенные» дети), и т. д.

Игровой материал

Игрушки и материалы, необходимые для игровой психотерапии, можно сгруппировать в три больших класса (Г. Лэндрет, 1994):

1. Игрушки из реальной жизни: кукольное семейст­во, кукольный домик, детская посуда, машины, «медицинский набор» и т. п.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх: игрушечные солдатики, оружие, маски волка, бандита, чудовища и т. д.

3. Средства для творческого самовыражения: пласти­лин или глина, краски, карандаши, фломастеры, конст­рукторы, детская мозаика и т. д.

Психотерапия в детском и подростковом возрасте может проводиться в форме индивидуальных, группо­вых и бифокальных (предполагающих совместную рабо­ту детских и родительских групп) игровых занятий, ор­ганично включающих различные варианты психотера­певтического тренинга (тренинг разрешения проблем, тренинг коммуникативных навыков), может сочетаться с детскими вариантами нервно-мышечной релакса­ции и аутогенной тренировки, элементами гипносуггестии.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Общие положения

Цель групповой психотерапии состоит в восстановле­нии психического единства личности посредством нор­мализации ее межличностных отношений. Основная те­рапевтическая задача метода связана с эмоциональным отреагированием конфликтных ситуаций в группе и ос­лаблением угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре.

Показания и противопоказания

К применению групповой психотерапии

У детей и подростков

Считается (А.И. Захаров, 1979, 1982, 1995), что групповая психотерапия особенно показана при ха­рактерологических нарушениях, возникших или обост­рившихся при длительном течении невроза, обусловли­вающих проблемы в межличностных отношениях и пре­пятствующих выздоровлению в процессе индивидуаль­ной психотерапии.

К данным нарушениям относятся: неадекватный (не соответствующий ситуации) уровень притязаний; эго­центризм; неустойчивость самооценки; излишняя за­стенчивость, скованность и неуверенность в общении;

тревожно-мнительные черты характера; фобические ре­акции и т. д.

Проведение групповой психотерапии затруднительно в следующих ситуациях: при негативном отношении к данному виду лечения самого ребенка (подростка) или его родителей; при наличии у ребенка (подростка) вы­раженных расторможенности и агрессивности; при включении в группу ребенка со сниженным уровнем ин­теллектуального развития (хотя вполне оправданным и целесообразным является создание однородных психоте­рапевтических групп из детей со специфическими за­держками развития и легкой степенью умственной от­сталости).

Клинико-психологические критерии формирования детско-подростковой группы, по А. И. Захарову (1982, 1998), следующие:

• разноплановость структуры группы при клинической и психологической совместимости ее участников (в группе воспроизводятся условия, напоминающие обще­ние больных в жизни; включаются в состав дети с раз­ной тяжестью заболевания, разными возрастом, полом, темпераментом и т. д., поскольку группа — модель жизненных отношений);

• необходимое условие — закрытый характер группы и отсутствие повторных больных. При необходимости по­вторного лечения детей, прошедших первый цикл груп-

407

повых занятий, целесообразно включать в состав «продвинутых» групп.

Наши рекомендации