Основные положения учения Юнга

Понятие об интроверсии и экстраверсии*. Юнг

считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его инте­ресов, может быть обращен преимущественно к своему

* К. Юнг. «Психологические типы» (1923).

внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами^ второй — экстра­вертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим.

Обычно человек не бывает чистым интро- или экстра­вертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», то есть умение поль­зоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, сво­им внутренним миром. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внут­реннее Я, то можно утратить контакты с внешним окру­жением. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди вместо того, чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих.

Истерические личности больше склонны к экстравер­сии, астеники и аутичные — к интроверсии.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основ­ные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по Юнгу, есть альтернативные способы формирования суж­дений и принятия решений.

У мыслительного типа ярче, чем у других, проявляет­ся способность к обобщениям, абстрагированию, логиче­ским построениям. Мыслительные типы — способные составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувственные типы логике предпочитают эмоции, а решения принимаются ими по принципу: хорошо — плохо, красиво — некрасиво. Если мышление и чувство­вание Юнг расценивал как способы принятия решения, то ощущение и интуицию — как способы получения информации. Ощущение основано на конкретных фак­тах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция — способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Ин­дивидуум, у которого доминируют ощущения, более адек-

ватно, чем другие типы, реагирует на конкретную ситуа­цию, но и более зависим от нее. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких лю­дей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу.

Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четы­рех психических функций. «Чтобы ориентироваться, — пишет Юнг, — мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вто­рая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает: подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая фун­кция указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна — сопутствует. Остальные две функции выражены слабо и находятся в бессознательном. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой тип лучше — мыслительный или интуитивный. Лектор мыслительного типа, например, склонен к систе­матизации и детализации материала, к логическим по­строениям и этим положительно отличается от лектора интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с предмета на предмет, зато более предрас­положен к предвидениям и прогнозам.

Коллективное бессознательное. По Юнгу, помимо лич­ного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколе­нию. По убеждению Юнга, психика ребенка при рожде­нии не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирова­ние его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного со­ставляют архетипы. Архетип, по Юнгу, — это форма без

собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда по нему потечет вода. И если продолжить это сравнение, то суть архетипа как раз и заключается в том, что вода (психи­ческие процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т. д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Венера, Дева Мария и т. п.). Это может быть не только положительный, но и отрицатель­ный образ (Ведьма, Баба Яга). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Мудрый старец. Бог, Закон, Деспот и пр.).

Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но ни один из конкретных символов не может полностью выразить ар­хетип. Но чем ближе символ соответствует бессознатель­ному, организованному вокруг архетипа, тем более силь­ную, эмоционально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума.

Кроме символов индивидуального бессознательного, по мнению Юнга, существуют такие символы, которые отражают коллективное бессознательное (крест, шестико­нечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и

т. д.).

Юнг относил к архетипам и основные элементы струк­туры личности.

Структура личности. Юнг выделяет следующие эле­менты (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость

(рис. 8).

 
  Основные положения учения Юнга - student2.ru

Персона (личность) — самый верхний слой личност­ного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного —двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное Я (самость).

Персона — это визитная карточка Я. Это мане­ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona — латинское слово, обозначающее маску, кото­рую одевали греческие актеры для условного обозна­чения той или иной роли (сравни русское: «личина», «личность»).

Различают позитивные и негативные качества персо­ны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредо­носных влияний среды. Во втором случае, если социаль­ной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персо­ну «архетипом конформности».

Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими со­циальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста­раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности.

Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отра­жается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бес­сознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т. п.

Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.

Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивиду­уму (и аналитику) к материалу, который обычно недосту-пен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».

Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз­нательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.

«Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен, он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».

Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель­ному, так же как персона — к внешней среде, и оказы­вают большое влияние на поведение индивидуума.

Самость — архетип целостности личности. «Са­мость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «со­знательное и бессознательное не обязательно противосто­ят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Спо­собность человека к самопознанию и саморазвитию, сли­яние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. «Индивидуация, — говорит Юнг, — означает становление единым, однородным суще­ством, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоста­вимая уникальность, то Индивидуация также подразуме­вает становление собой».

Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Персона выполняет запретные функции, но в то же время она является маской, скрывающей самость. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т. п.) еще не является ее сущно­стью. «Анализируя персону, — указывает Юнг, — мы срываем маску и обнаруживаем, что то, что называли индивидуальным, на самом деле является коллектив­ным».

Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного — путь к ликвидации неврозов.

Третий этап индивидуации — это встреча с Анимой и Анимусом. Сам Юнг относился к этому архе­типу как к реальному существу, находящемуся в тайни­ках его души. Он советовался со своей Анимой, считался с ее мнением, учился у нее...

Четвертый этап — анализ самости. «Самость — наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью». Юнг считал, что «чело­век должен быть собой, должен нести собственную инди-

видуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания и от бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому при­рода, кажется, направляет нас».

В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в созна­тельное.

По Фрейду, комплекс — это вытесненное в бессозна­тельное аффективно окрашенное сексуальное представле­ние. Юнг считает, что комплекс далеко не всегда имеет сексуальное содержание. По Юнгу, комплекс — это скры­тая в глубине бессознательного неразрешенная жизнен­ная проблема, неосознанное столкновение самых различ­ных актуальных противоречий. Источником этих про­тиворечий обычно является какой-то моральный конф­ликт, который и является главной причиной невроза. В отличие от Фрейда Юнг понимает невроз не как конф­ликт между примитивными влечениями и требованиями общества, а в основном как проявление дисгармоничного развития самой личности. Юнг, так же как и Адлер, придает основное значение не прошлому человека, не его раннему детству, а насущным сегодняшним ситуациям и жизненным проблемам.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, явля­ется установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг под­черкивает, что терапия — это соединение усилий анали­тика и анализируемого. Более того. Юнг полагал, что психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессоз­нательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг условно разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую.

Аналитическая стадия делится на два этапа:

признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, пере­живаниях, сновидениях и т. д. Врач осторожно направ­ляет рассказ пациента, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам. Кроме исповеди пациента в качестве материала для анализа Юнг

широко использовал и другие формы выражения бессоз­нательного: рисунки, танцы, скульптуры и т. п.

При анализе снов Юнг в отличие от Фрейда придавал значение не столько свободным ассоциациям, сколько конкретному содержанию сновидения. «Свободные ассо­циации, — писал Юнг, — выведут наружу все мои комплексы, но едва ли значение сна. Чтобы понять зна­чение сна, я должен так близко, как возможно, придер­живаться образов самого сна». В процессе толкования сновидений Юнг придавал одинаково важное значение ассоциациям как аналитика, так и пациента.

Во «торой стадии лечения — синтетической, так же как и в первой, выделяются два этапа: обучения и трансформации. Юнг считал, что прозрение и понима­ние — это только первая половина лечения. За ней сле­дует не менее важная и трудная — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у паци­ента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, сте­реотипов поведения и реагирования. На заключительном этапе лечения зависимость пациента от врача должна быть сведена к минимуму. Центр тяжести переносится (трансформируется) на самого пациента, на процесс само­обучения и самосовершенствования (см. Психосинтез).

* * *

Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Концепции Юнга подчас сложны для по­нимания, трудно систематизируются, но отличаются глу­биной и изяществом. Влияние Фрейда здесь несомненно, но очевидна и оригинальность мыслей.

Юнг отрицает пансексуализм Фрейда. По Юнгу, либи­до является универсальным недифференцированным ис­точником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т. д. Юнг выдвинул оригинальные понятия о стратифи­кации (послойном строении) психики, об архетипах, о коллективном бессознательном.

Одно из центральных понятий в учении Юнга — индивидуация — процесс развития человека, включаю-

щий установление связей между Эго и самостью. По Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в посто­янном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешива­ние сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Наши рекомендации