Теоретические основы и главные направления недирективной психотерапии
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для нашего читателя такие широко распространенные за рубежом понятия, как психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология и психотерапия, а тем более дзен-буддизм, суфизм, долгое время были тайнами за семью печатями. На поверхность прорывалось только то, что проходило жесткую цензуру «воинствующих материалистов». При этом отметалось или грубо искажалось все, что не соответствовало взглядам К. Маркса или И. П. Павлова. Забвению подвергалось требование марксизма: «не смешивать честный серьезный поиск истины, открытые учеными проблемы и факты, разработанные им методики, с одной стороны, и то, как это преломилось в его идеях, несовместимых с нашим мировоззрением, — с
Другой».
Первые переводы книг Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Альфреда Адлера на русский язык появились еще до революции. Они продолжали выходить и в первые годы после революции. Это были годы, когда молодая советская психология только начинала становиться н& ноги.
В философской, психологической и медицинской литературе тех лет психоанализ Фрейда и его мировоззрение оценивались достаточно высоко. Психоаналитические методики использовались в медицинской практике. Идеи психоаналитиков поддерживали известные государственные деятели и ученые: Л. Д. Троцкий, К. Радек, О. Ю. Шмидт. В России трудятся такие видные психоаналитики, как Николай Осипов, Моисей Вульф, Татьяна
Розенталь, Михаил Асатиани, Леонид Дросне, Сабина Шпильрейн. В 1923 г. в Москве возобновляет работу Психоаналитическое общество и создается Психоаналитический институт во главе с И. Д. Ермаковым (ему удалось издать «Психоаналитическую и психологическую библиотеку», которая до недавнего времени являлась основным сводом источников по психоанализу для отечественного читателя). Однако с середины 20-х годов Фрейда и его последователей прекратили издавать, в существо его теории и психотерапевтических методов перестали вникать. Так продолжалось более семидесяти лет. В печать проникали только «критические обзоры зарубежной психологии и психотерапии» (Платонов, 1957; Морозов, 1961; Басин, 1968: Лебединский, 1971;
Вольперт, 1972 и многие др.).
Все эти обзоры удивительно похожи друг на друга:
психоанализ — «лжеучение»; экзистенциализм — «философия абсурда и парадокса»; архетипы Юнга — «признак расового бессознательного», от которого один шаг до расизма; концепция Фромма — «фрейдистская теория»;
индивидуальная психология Адлера — подмена классовой борьбы осознанием собственной врожденной неполноценности и искусственное, насыщенное суррогатом «чувство власти и превосходства над окружающими».
Но если несостоятельны все рассматриваемые зарубежные психологические теории, то, естественно, порочны и основанные на этих теориях психотерапевтические методы. Социометрия и психодрама Морено — «новейшая субъективистская теория, созданная для маскировки идей религии буржуазной идеологии»; логотерапия «ненаучна, интуитивна и иррациональна»; успех групповой психотерапии «объясняется прежде всего условиями жизни индивидуумов в капиталистическом обществе, в котором постоянно происходит борьба между отдельными лицами за лучшие места в жизни»; метод катарсиса порочен потому, что «в основе его лежит неправильный взгляд, будто все неврозы возникают вследствие какой-либо психической травмы (в основном сексуальной), вытесненной в бессознательную среду, а метод самовнушения Куэ — потому, что автор его исходит из совершенно ненаучных позиций и отрицает роль сознательного фактора в психотерапии» (Слободяник, 1966).
Особенно грубым нападкам все эти годы подвергался психоанализ Фрейда. Больше всего досталось его концепции «пансексуализма», которая оказалась наиболее уязвимой. Многие психиатры и психологи, воспитанные на литературе послевоенных лет, наивно полагали, что Фрейд — это и есть «пансексуализм», от которого отрекались его ближайшие ученики. И только в последние несколько лет, когда труды Фрейда вновь массовыми тиражами были переизданы на русском языке, оказалось, что Фрейд — это не только «пансексуализм», а еще и такие малоизвестные нашим читателям разделы психологии, как принцип экономики и динамики, принцип топики, принцип нирваны, учение о структуре личности и т. д.
Справедливости ради следует отметить, что критические оценки учения Фрейда за последние 20—30 лет претерпели определенную динамику: от полного неприятия психоанализа (Платонов, 1957; Морозов, 1961 и др.) до его дифференцированной оценки (Ушаков, 1978; Карвасарский, 1985; Рожнов, 1985; Ярошевский, 1989 и др.).
Так, В. М. Морозов, усматривая идейные истоки психоанализа в философии Шопенгауэра и Ницше, писал:
«Фрейдизм является наиболее ярким представителем философии волюнтаризма в психотерапии. С психоанализом нельзя вступить в компромисс, его надо отвергнуть целиком».
Спустя семнадцать лет Г. К. Ушаков пишет о психоанализе и Фрейде уже в несколько ином тоне: «Фрейд безусловно прав, когда решительно ставит многие забытые, не обсуждаемые либо стыдливо замалчиваемые вопросы (о роли влечений, в том числе сексуального; о сложности психики и значении внутрипсихического как осознаваемого, так и бессознательного; о возможной научной ценности глубокого анализа сновидений, оговорок, «случайных» поступков и действий; об онтогенетической фазности в развитии индивидуальности и пр.)».
М. Г. Ярошевский свою вступительную статью к книге Фрейда «Психология бессознательного» назвал «Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека». В этой статье автор отмечает, что «сознание является в конечном счете главным рычагом терапии, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры поглотило понятие о бессознательном. Рацио-
нальный анализ иррациональных побуждений и тем самым избавление от них — таково было его кредо. Но разве возможен иной рационализм кроме осознанного?»
А всего двадцать пять лет тому назад один из видных отечественных психотерапевтов М. С. Лебединский (1971) писал: «Полностью отрывая «бессознательное» от сознания, фрейдизм видит в «бессознательном» нечто чуждое как сознанию, так и реальной действительности..., отождествляя «бессознательное» с иррациональным».
Такой неортодоксальный подход к психоанализу (равно как и к другим зарубежным психологическим теориям) не означает отступления с позиций материализма или ревизию идей И. П. Павлова. Наоборот, сближение двух мировоззрений, двух, казалось бы, противоположных друг другу теорий (психоанализ Фрейда и нейродинамическая теория Павлова) только обогащает человеческие знания, делает их более многогранными и жизнеспособными.
Отрицая основные положения психоанализа, М. С. Лебединский был вынужден, однако, согласиться, что учение Фрейда получило широкое распространение во всем капиталистическом мире, особенно в США.
Бразильский психиатр Кох, в начале 70-х годов посетивший США, с удивлением писал, что современная американская психотерапия (та, что представлена в психиатрических учреждениях и преподается в учебных заведениях) является на 100 процентов психоаналитической.
В наши дни особый смысл приобретают высказывания тех немногих ученых, которые в тяжелые «застойные» годы, когда у нас клеймили психоаналитиков, находили в себе мужество быть честными до конца, когда речь шла о науке и ее оценке. Так, П. Л. Капица (1971) в речи на одном из симпозиумов, касаясь высшей нервной деятельности человека, сказал, что «основателями этой базисной науки считаются И. П. Павлов и 3. Фрейд. Они первые положили эксперимент в основу изучения процессов мышления. Ими были найдены закономерности восприятия человеком внешней среды, возникновения условных рефлексов, влияния подсознания на деятельность человека».
Сейчас, когда в психологии и психотерапии намечается сближение противоположных взглядов и некогда
враждовавших между собой направлений, когда нет такого четкого разделения ученых на «отечественных» и «зарубежных», нам представляется необходимым ознакомить читателя хотя бы с некоторыми из «чужих» направлений, по возможности не искажая и не интерпретируя их на свой лад. Надеемся, что вдумчивый специалист сам сумеет отделить зерна от плевел.
ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ
Исторический очерк
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в маленьком моравском городке Фрейборге в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было 4 года, семья переехала в Вену, где он прожил большую часть жизни.
Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Многочисленная семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но старшему сыну — Зигмунду родители старались создать все условия для учебы: он жил в отдельной комнате и пользовался керосиновой лампой, тогда как остальные члены семьи обходились свечами.
В 17 лет Фрейд с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. В университете он проучился 8 лет, то есть на 3 года более обычного. В эти же годы, работая в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке*, он провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины. Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной двигало скорее своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам».
Он надеялся получить должность в лаборатории Брюкке, но вакансий не было, а тут еще подоспела любовь... Избранница Зигмунда Марта Верней была из такой же бедной семьи. Под влиянием отца и своего учителя Брюк-
* В лаборатории Брюкке учился и работал и И. М. Сеченов.
ке, к которому Зигмунд питал искреннее уважение, он оставил работу в лаборатории и с неохотой занялся частной врачебной практикой. Поначалу работал хирургом, потом терапевтом, а затем стал «домашним врачом». К 1885 г. он получил место приват-доцента в Венском университете, а с 1902 г. — профессора неврологии. Казалось бы, карьера начинала складываться...
В 1885—1886 гг. благодаря помощи Брюкке Фрейд работает в Париже, в Сельпетриере, под руководством знаменитого невролога Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования по использованию гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией. Шарко показал, как под действием гипнотического внушения больной «монтирует» симптомы, которые не могут быть объяснены с анатомических позиций. Например, анестезия может возникать строго по средней линии, разделяя тело на две половины, или изолированно — в кисти руки, что никак не соответствовало анатомическим зонам иннервации. Наблюдая это, Фрейд понял, что истерия с ее параличами является психическим нарушением и требует прежде всего психологического объяснения. Пытаясь поближе сойтись с Шарко, Фрейд предложил перевести его лекции на немецкий язык, и знаменитый «Наполеон неврозов» дал ему согласие. В одной из бесед с молодым Фрейдом Шарко мимоходом заметил, что источник многих симптомов больных неврозами таится в особенностях их половой жизни. Эта мысль глубоко засела в памяти, тем более что и он сам, и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов.
В 1889 г. Фрейд посетил Нанси, где познакомился с Лебелем и Бернгеймом, также занимавшимися исследованиями истерии и гипноза. Под влиянием этих поездок у Фрейда сложилось определенное представление о механизмах подобных заболеваний. Вызревала мысль о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение больного, причем сам больной об этом не знает.
После возвращения в Вену Фрейд знакомится с известным практикующим врачом Иосифом Брейером (1842— 1925), который к этому времени уже несколько лет прак-
тиковал оригинальный метод лечения женщин, больных истерией: он погружал пациентку в состояние гипноза, а потом предлагал ей вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а иногда и выздоровление. Брейер называл этот метод древнегреческим словом «катарсис» (очищение), позаимствовав его из поэтики Аристотеля. Фрейд заинтересовался этим методом. Между ним и Брейером завязалось творческое содружество. Результаты своих совместных наблюдений они опубликовали в 1895 г. в работе «Исследование истерии».
Несколько позже Фрейд так подытожил результаты этих совместных исследований: «Симптомы истерических больных определяются оставившей глубокое впечатление, но забытой сценой жизни (травмой). Основанная на этом терапия состоит в том, чтобы заставить пациента вспомнить и воспроизвести эту сцену в состоянии гипноза (катарсис)».
Вскоре, однако, Фрейд заметил, что гипноз как средство проникновения к «ущемленным» и забытым болезненным переживаниям не всегда является эффективным. Более того, во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречая «сопротивление», которое врач не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать другой путь к «ущемленному аффекту» и в конце концов нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забывании и т. п.
В 1896 г. Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подр<азумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.
В 1900 г. вышла одна из лучших книг Фрейда «Толкование сновидений». (Сам Фрейд в 1931 г. писал об этой своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга «Психопатология обыденной жизни», а вслед за ней целая серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа исте-
рии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.
В 1909 г. Фрейд получил приглашение из Америки от Стесила Холла прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете, в Ворчестере («О психоанализе. Пять лекций», 1910). Примерно в эти же годы выходят работы: «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и Табу» (1913). Психоанализ из метода лечения превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.
Заметным событием этого периода жизни Фрейда стал отход от него ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуализма.
Всю свою жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход ближайших учеников не поколебали его в своих убеждениях. Его последняя книга «Очерки психоанализа» (1940) начинается довольно резко: «Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и других, может составить самостоятельное суждение о нем».
В 1908 г. в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс, а в 1909 г. стал выходить «Международный журнал психоанализа». В 1920 г. был открыт Психоаналитический институт в Берлине, а затем в Вене, Лондоне, Будапеште. В начале 30-х годов такие же институты были созданы в Нью-Йорке и Чикаго.
В 1923 г. Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции. В то же время он много и плодотворно работал: полное собрание его сочинений составляет 24 тома.
В последние годы жизни учение Фрейда претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становились все более известными, усиливалась и критика его учения.
В 1933 г. нацисты, придя к власти, сожгли в Берлине груду книг Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: «Каков прогресс! — писал он. — В средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг». Он не мог предположить, что пройдет всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека сгорят миллионы жертв нацизма, в том числе и четыре его сестры. Только посредничество американского посла во Франции да большой выкуп, уплаченный фашистам Международным союзом психоаналитических обществ, позволили Фрейду в 1938 г. покинуть Вену и выехать в Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.