Самовнушение, йога и техника медитации

Современные методы лечебного самовнушения при всем их многообразии имеют древние и в большинстве своем общие истоки. К таким истокам прежде всего относитсядревнеиндийская система йоги с ее эмпириче­скими находками.

Примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северную Индию вторглись племена, которые называли себя арийцами (благородными). Полагают, что именно арийцы создали самую древнюю индийскую литературу — «Веды». Основные литературные, этни­ческие и религиозные концепции «Вед» сконцентри­рованы в «Упанишадах» — тайных знаниях, которые передавались от учителя к ученику. Известно более 120 «Упанишад», последние из которых были созданы в XV—XVI вв. н. э.

В IV—II вв. до н. э. был создан древнеиндийский эпос «Махабхарата», заложивший основу философии йоги.

Большая заслуга в систематизации йоги принадлежит древнеиндийскому философу и врачу Патанджали. В своей книге «Йога-Сутра» (II в. до н. э.) он излагает основные философско-этические принципы йоги, а также практические приемы медитации. Именно его считают основоположником йоги.

Значение слова «йога» соответствует его санскритско­му корню «Йюдж», что означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать», а в более широком смысле — «заставить себя сосредоточиться, мобилизо­ваться».

Йога — широкое понятие, которое включает в себя и цель, и средства ее достижения. Прежде всего йога — древнеиндийская философская система. Главное в ней — учение о самосознании. Путем самосознания, согласно йоге, человек может достичь «освобождения», то есть способен освободить свое индивидуальное сознание (ду­шу) от влияния условий материальной жизни и слить его с абсолютным знанием (богом). Самосознание достигается путем сосредоточения, при котором «созерцающее созна­ние теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать себя».

Методика достижения «освобождения» через йогу, по Патанджали, содержит 8 основных ступеней, которые расположены в строго определенном порядке и дополня­ют друг друга. Это йама (воздержание), нияма (культура питания, труда и отдыха), асана (поза), пранаяма (конт­роль над дыханием), пратьяхара (удаление чувств), дхарана (концентрация внимания), дхъяна (созерцание), самадхи (сосредоточение).

Йама включает в себя 5 «внешних» заповедей: не убивай, не лги, не смущайся, блюди целомудрие, не жалей богатства. Заповедь «не убивай» толкуется широко и включает в себя требование не есть мясо, рыбу, яйца и т. д., не курить, не пить спиртное. Указанные моральные ограничения играют роль своего рода «социальной защи­ты», способствуют эмоциональной уравновешенности йога.

Нияма содержит 5 «внутренних» заповедей: очище­ние, скромность, умеренность, декламацию очищающих изречений (молитвы), смирение.

А саны — специфические позы. Существует около 500 асан: для медитации и релаксации, для укрепле­ния тела, для очищения пищеварительной системы и т. д.

Пранаяма — упражнения по йоговскому дыханию. Выделяют 4 фазы дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака), выдох (речана), пауза после выдоха. Большое значение придается задержке дыхания, во время которой, по мнению йогов, в организм поступает жизненная энер­гия — прана. Прана поступает не только через воздух, но и через пищу, поэтому йоги прожевывают пищу очень медленно.

Пратьяхара — «негативная» концентрация, по­средством которой достигается физическое и психиче­ское расслабление. При глубоком расслаблении (ре­лаксации) достигается выключение работы органов чувств.

Дхарана — активная концентрация внимания на объекте (внешнем или внутреннем). Упражнение счита­ется освоенным, если внимание на предмете удерживает­ся не менее 12 секунд.

Д х ь я н а — процесс проникновения в сущность объ­екта сосредоточения. Если концентрация внимания на

объекте удерживается в течение 144 секунд, что равно 12 дхаранам, считается, что дхьяна достигнута.

С а м а д х и достигается, если концентрация внима­ния на объекте удерживается 1728 секунд (12 дхьян, или 144 дхараны). Йоги считают, что в состоянии самадхи происходит полное проникновение в объект концентра­ции. В этот момент йог не в состоянии разграничивать свою личность и объект.

Первые 4 ступени ориентированы главным образом на психологическую и физическую подготовку; последние 4 — на тренировку психических процессов.

Последние 3 ступени (дхарана, дхьяна и самадхи) являются этапами медитации. Переход от одного этапа к последующему не нуждается в применении специальной техники. Он связан только с увеличением глубины кон­центрации на объекте.

В зависимости от использования специфических тех­ник существуют различные виды системы йоги: мантра-йога, хатха-йога, лайя-йога, раджа-йога.

В м а н т р а - й o г e концентрация осуществляется на определенных словах и выражениях (мантрах), которые при непрерывном повторении (джапа) оказывают опреде­ленное воздействие на состояние центральной и вегета­тивной нервной системы.

Основу х а т х а-й о г и («силовая йога», «йога против воли») составляют асаны и пранаяма.

Йоги считают, что существует связь эмоционального состояния человека с позой и тонусом мускулатуры. Используя мышечную систему как наиболее поддающу­юся волевому контролю, путем многолетней тренировки нервно-мышечных процессов йоги приобретают навыки самовоздействия на эмоционально-волевую сферу. При этом одни асаны действуют на организм подобно релаксантам, транквилизаторам, другие — подобно стимулято­рам.

Определенные асаны приводят к расслаблению мышц грудной клетки, что снижает усилия при дыхании. Поэтому асаны предшествуют пранаяме. Йоги считают, что существует прямая связь между дыханием и психическим состоянием, и придают этой связи боль­шое значение. Считается, что нормализация ритма дыхания приводит к психической релаксации. И на-

оборот, психическая релаксация приводит к урегули­рованию ритма дыхания. Оптимальным соотношением циклов вдоха, задержки и выдоха йоги считают соотношение 1: 4: 2.

Л а й я - й о г а — система саморегуляции, цель кото­рой — пробуждение «латентной» энергии вегетативной нервной системы. Основной техникой системы является медитация. Объектами концентрации могут быть специ­фические слова (мантры), геометрические фигуры (янтры), картины (даяты),

По мнению йогов, в основании позвоночника на­ходится жизненно важный центр — муладхара, в котором хранится нервная энергия (кундалини), ре­гулирующая висцеральные функции организма. Сим­волом кундалини является змея, свившаяся в спи­раль. Пробуждение и освобождение кундалини дости­гается путем психической концентрации на центре муладхара.

Р а д ж а - й о г а является системой этико-философских принципов и религиозных норм, а также правил медитирования. В раджа-йоге используются процедуры и техни­ки, аналогичные лайя-йоге, но объекты концентрации связаны с высшими проявлениями сознательной деятель­ности человека. Считают, что с помощью раджа-йоги создается мост между сознательными и бессознательными психическими процессами.

Йоги уверены, что, прежде чем практиковать раджа-йогу, необходимо обязательно освоить практику хатха-йоги и лайя-йоги.

С помощью медитации йоги способны изолировать себя от внешнего мира. С углублением медитации йог теряет чувство реальности и не может отличить свой внутренний мир от внешнего.

Согласно раджа-йоге, внешний мир является только грубой формой мира внутреннего. Йог ничего не получает от общества и ничего ему не дает. Он достигает состоя­ния абсолютной изоляции (кайвалья), которая является целью его социального существования.

Центральным методом самовнушения в восточных учениях являетсямедитация.

Слово медитация происходит от греческого медомой («о чем-либо размышлять»). Ему соответствует сан-

скритский термин дхьяна («размышление», «углубле­ние»).

С позиции древнеиндийской психологии бодрству­ющее сознание человека имеет три возможных состо­яния:

1) неспособность сосредоточиться на одной мысли (со­стояние, противоположное медитации);

2) навязчивая мысль, мотив, образ (непроизвольная медитация);

3) способность произвольно сосредоточиться на чем угодно и не думать о том, что мешает в данный момент (медитация).

Иначе говоря, медитация — это всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было.

Патанджали учил: «Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете. Непрерывное тече­ние познавания этого предмета есть дхиана... Когда оно, отвергая образы, отражает только их смысл, — это самад-хи» (цит. по С. Вивекананда, 1906).

Человек может размышлять над какой-то житейской или научной проблемой, может быть охвачен какой-то идеей, но это не есть медитация. Под медитацией обычно подразумевают искусственно созданную ситу­ацию, в которой человек специально занят самосовер­шенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя (медитируя) над им же созданными искусственными об­стоятельствами .

Можно провести аналогию со спортом и обычным физическим трудом. Специальные физические упражне­ния могут более эффективно развивать физическую силу и мышцы, чем повседневный физический труд.

Точно так же специальная практика медитации может усиливать наши психические возможности более значительно, чем повседневное функционирование пси­хики. Если при медитации внимание концентрируется на физиологических процессах тела, то это может привести к их изменению, как при аутогенной тре­нировке.

В процессе медитации у йога возникает иллюзия, что он сливается со всем мирозданием, достигает высоких

ступеней интуитивного прозрения, с помощью которого он осознает скрытую суть вещей.

С современных позиций медитация является одной из форм ауто гипнотизации, а состояние измененного созна­ния, достигнутое в результате медитации, представляет собой гипнотический транс.

Техника медитации йогов связана с такими понятия­ми, как янтры и мантры.

Я н т р ы. Уже первобытный человек пытался материлизовать свои представления о мире в виде на­скальных рисунков. В последующем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональные пережи­вания. Сначала это были изображения реальных об­разов (людей, зверей, деревьев), а потом — их сим­волов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.

Известно, что изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое со­стояние человека. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопле­ния и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наоборот, S-образная кривая называется линией грации и формирует чувство гармо­нии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные — твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с космической бесконечностью и абсолютной

гармонией.

Ряд геометрических фигур на рис. 1 подобран по принципу возрастания иллюзии излучения. Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях и явля­ются основными элементами в изображении так называ­емых чакр в системе лайя-йоги.

Разное психическое воздействие оказывают фигуры

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

Рис. 1. Основные элементы чакр

симметричные и несимметричные, уравновешенные и не­уравновешенные.

На рис. 2 изображены два диска, один из которых уравновешен относительно центра-квадрата, а другой — нет.

Концентрация внимания на фигуре со сбалансиро­ванным центром (уравновешенная фигура) вызывает

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

Рис. 2. Сбалансированная и несбалансированная фигуры

у человека чувство успокоения, а концентрация на несбалансированной фигуре — чувство дискомфорта, напряжения.

Определенное влияние на психическое состояние ока­зывают и различные цвета. Например, красный цвет возбуждает, а фиолетовый успокаивает. В. X. Кандинский отмечал, что желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный рассеивают. Он же утверждал, что оранжевый цвет порождает прилив энергии, амбицию и стремление к триумфу.

Художники знают, что ярко-красный, ярко-желтый и оранжевый — «теплые» цвета, а светло-синий, салатовый и голубой — «холодные». Взаимодействия цветов еще более усиливают влияние на эмоции. Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской волны взаимно усиливают эмоциональную уравновешенность, а сочета­ние золотисто-желтого и огненно-красного цветов дейст­вует противоположно.

Эффект воздействия формы и цвета на психическое состояние человека лежит в основе практики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях — янтрах (рис. 3).

В качестве объектов концентрации при медитации также часто используются чакры (рис. 4).

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

Рис. 3. Шри-янтра

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

Муладхара Свадхистхана

самовнушение, йога и техника медитации - student2.ru

Вишудха Аджна

Рис. 4. Чакры

М а н т р ы. Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное воздействие человеческой речи определя­ется не только содержанием информации, но и зависит от выразительности, громкости, музыкальности произнесен­ных слов. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний.

Слова, смысл которых конкретен (блеск, сеет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его сугге­стивное воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человечестве вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.

Суггестивное воздействие речи повышают такие ее качества, как мягкость и сила голоса, паузы, использо­вание эффекта неожиданности.

На эмоциональное состояние человека оказывает вли­яние не только смысл и интонация речи, но и определен­ное звукосочетание слов. Такие слова, как монотонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимули­руют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «крас­ный» почти во всех европейских языках.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Со­гласные делятся на твердые и мягкие. Гласные получа­ются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Послед­ние принято называть формантными тонами. Самый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».

При воздействии словом важно не только его смысло­вое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвер­дить экспериментом. Предложите испытуемому назвать воображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одина­ковые по форме, но различные по величине фигуры.

Обычно для самой маленькой фигуры выбирается назва­ние «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — рас­слабленности, мягкости, теплоты.

Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доми­нирование звуковой символики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые.

Разрыв содержательных связей в структуре мышления происходит в просоночном состоянии, а также во время медитации. Первоначально в сознании всплывают не свя­занные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При более глубокой меди­тации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом происходит их распад. При глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остаются лишь краткие, ритмизированные зву­косочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы (В. А. Налимов, 1989) называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».

Речь освобождается от понятийного содержания при выраженных аффектах (крик, рев). Наоборот, в воскли­цаниях (ax! ox! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления об определенном эмоциональном состоянии.

У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны определенные эмоции. Если вы произне­сете такое восклицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответствующее эмоциональное состояние. Ин­тересно, что аналогичные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом воз­действии звукосочетаний на психику человека и заложе­на тайна воздействия мантр.

Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древ­ности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных, слов широко распространено в

практике народной медицины, культовых обрядов, при­суще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бес­смысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смыс­ловая нагрузка, не информация, а звукосочетание.

Мантры можно придумывать самому. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и при­думайте словосочетание, соответствующее в данный мо­мент вашему душевному состоянию. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.

Техника медитации. Упражняясь в медитации, следу­ет соблюдать следующие правила.

1. Помещение для медитации должно быть тихим, теплым и уютным. В последующем медитировать можно в любой обстановке.

2. Медитация должна выполняться натощак или через 1—2 часа после еды, лучше утром (до завтрака) и вечером (перед ужином).

3. Не следует проводить тренировок, если вы чувствуете себя нездоровым или эмоционально пере­возбуждены.

4. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, спонтанно возникающим в сознании; пусть они исчезнут сами.

5. Не превращайте медитацию в «идею фикс».

6. Медитацией следует заниматься 40—45 минут 3—4 раза в неделю.

Поза. Для тех, кто занимается хатха-йогой, реко­мендуется использовать позу «лотос» или «полулотос». Остальные могут медитировать в положении сидя на стуле с удобной спинкой, позволяющей выпрямить позво­ночник, или лежа на спине.

Расслабьте руки, лицо, ноги, все тело. Подождите 2—3 минуты до полного расслабления. Закройте глаза.

Концентрация на собственном т еле. Зай­мите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... мои руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они расслаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бед­ра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше рас­слабляюсь...»

Произнесение фраз происходит медленно, с одновре­менной активной концентрацией на частях тела. Со вре­менем, в ходе тренировок, глубина мышечного расслаб­ления увеличивается.

На определенном этапе медитирующий как бы превра­щается в постороннего наблюдателя собственной мысли­тельной деятельности. В сознании появляются самые различные реальные или фантастические картины. Необ­ходимо отстраниться от эмоциональных - переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, наподобие зрителя, смотрящего фильм.

При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мысли­тельного процесса. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.

Концентрация на позе. Все внимание направь­те на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Те­перь концентрируйте внимание на позе тела. Ощутите его пространственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, берете финиши, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, защищаетесь. Эта медита­тивная техника являлась основой подготовки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, конфу, айкидо и др.

Концентрация на дыхании. Примите меди­тативную позу. Расслабьте тело. Сконцентрируйтесь на дыхании. Не меняйте естественного ритма дыхания, а

только следите за ним. Дыхание можно мысленно сопро­вождать фразами: «Я чувствую свой вдох... чувствую свой выдох...» и т. д. Простота упражения только кажущаяся. При тренировках вы столкнетесь с ограничением возмож­ностей удерживать свое внимание на дыхании.

Возникают периоды рассеянности со сменой картин и мыслей. В процессе регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации становятся все более продолжительными и устойчи­выми. Медитирующий начинает ощущать внутреннюю стабильность и гармонию своих эмоциональных реак­ций. Это упражнение является основной техникой в практике дзен. Сконцентрировав свое внимание на дыхании, можно повторять примерно следующие ме­дитативные фразы:

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Грудная клетка расслаблена... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Мое тело расслаблено... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Я чувствую покой и расслабление... (один дыхатель­ный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Приятное ощущение... (вдох)

Приятное ощущение... (выдох)

Приятно дышать... (вдох)

Приятно дышать... (выдох)

Я чувствую тепло... (вдох)

Я чувствую тепло... (выдох)

Все расслаблено... (вдох)

Все расслаблено... (выдох)

Спокойствие и тишина... (вдох)

Спокойствие и тишина... (выдох)

Упражнение представляет собой модификацию буд­дийской медитативной техники.

Медитация на мантрах. Принимается опреде­ленная поза, в которой можно находиться длительное

время, не испытывая физических неудобств. Тело полно­стью расслабляется. Медитирующий успокаивается и ритмизирует дыхание» концентрирует взгляд на опреде­ленной точке или закрывает глаза. В этом состоянии полного расслабления начинается непрерывное мыслен­ное повторение мантры (процесс джапа).

Непрерывная концентрация на мантре является ис­ключительно трудным процессом. Через некоторое время после начала медитации внимание непроизвольно рассе­ивается» место мантры занимают посторонние мысли или картины.

Потом концентрация снова фокусируется на мантре и процесс джапа продолжается. Для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имею­щие понятийного смысла» но спсобные создавать оп­ределенный психический фон. В древней практике лаяЙ-йоги используются звуки санскритского языка» смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:

1) анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;

2) енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг, зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, чевт, шенг;

3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.

Каждую мантру нужно тренировать отдельно в тече­ние продолжительного времени. Достаточно выбрать 2—3 мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует запол­нению сознания нейтральным содержанием, освобожда­ющим его от следов предшествующей психической дея­тельности, и вхождению в транс.

Медитация на янтрах. Примите мидитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг. тре­угольник, прямоугольник, звезду и другие простые гео­метрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь зафик­сировать те специфические эмоциональные состояния, которые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере тренировки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.

Медитация на чакрах. Техника представляет собой эффективное средство воздействия на вегетативную нервную систему (лайя-йога).

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает техни­ку, предназначенную для стимулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.

1. Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцен­трировать воображение на спирали кудалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает крас­ный цвет.

2. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «ханг». Воображе­ние фокусируется на спирали кундалини, которая начи­нает постепенно нагреваться и излучать тепло. Одновре­менно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.

3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящейся между чакрами муладхара и анахапга. Ме­дитирующий представляет, что эта часть спирали излу­чает огненно-красный свет.

4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирали между чакрами аджна и вишудха; спираль из­лучает бело-красный свет.

5. Наконец, воображение концентрируется на оконча­нии спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добе­ла, здесь сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий может контролировать.

Давно существуют попытки найти связь между чакра­ми и центрами вегетативной нервной системы. Однако все они пока безуспешны. Следует согласиться с мнением болгарского исследователя Н. Петрова (1986), который считает, что различные интерпретации кундалини, допу­скающие существование нематериальных проводников биоэнергии, а также чакр как центров, контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь наивности и мета­физики.

Медитация на мантрах и янтрах в качестве средств самовнушения издавна используется в восточных религи­ях. Однако нельзя считать религиозные культуры перво­источником медитативных техник. По всей вероятности, способность человека к медитации возникла в глубокой

древности. Не случайно еще у первобытного человека появилась потребность в ритмах и танцах, примитивных песнях, предметах культа. Посредством концентрации внимания на этих ритмах и предметах культа первобыт­ный человек формировал у себя психический настрой, возбуждая себя или успокаивая.

Мантры лежат в основе песенного творчества многих народов, помогают преодолевать тяжелый физический труд. Вполне естественным считается вхождение в транс во время танцев, в основе которых лежит ритм, или в процессе строевой подготовки солдат. Короткие команды, хождение строевым шагом, бесчисленные повороты нале­во, направо, кругом, беспрекословное выполнение, каза­лось бы, нелепых приказов... Потом приказ: «В атаку! > Люди поднимаются и идут на смерть. Все это — звенья одной цепи.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (МЕТОД ШУЛЬЦА)

Аутогенная тренировка — это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотиче­ского транса (высшая ступень).

Создателем метода аутогенной тренировки по праву считаютИоганса Генриха Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Временем создания метода считают 1932 г., однако корни его рождения уходят в далекое прошлое (см. предыдущий раздел).

После учебы в Познани, Геттенгене и Бреслау Шульц некоторое время занимался исследовательской и препо­давательской работой в институте психологии им. Пауля Эрлиха во Франкфурте, где (будучи по профессии дерма­тологом) он читал лекции по психотерапии. Через неко­торое время Шульц получил диплом невропатолога и занял место главного врача санатория «Белый олень» под Дрезденом. В 1924 г. он переехал в Берлин, где были написаны основные его труды (более 400), в том числе монография «Аутогенная тренировка — сосредоточенное саморасслабление» (1932), формально давшая начало ме­тоду аутогенной тренировки.

Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свиде­телем «победного шествия» аутогенной тренировки. В 1961 г. был создан Интернациональный координацион-

ный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии (USAT), куда вошел и представитель СССР. Особо широкое распространение аутогенная трени­ровка получила в Германии, США, Канаде.

Ученый успел даже написать предисловие к 13-му изданию своей книги, вышедшему в 1970 г. В нем Шульц с тревогой писал: «Широкое распространение метода при­вело к тому, что, к сожалению, к нему «примазались» и шарлатаны: один священник обещает детям легкие пути к самообладанию, различные «институты психологии» рассылают проспекты, отмечая мимоходом, что их руко­водители имеют ученые степени и звания, и тому подо­бное. Даже коллеги издают без конца «Сборники упраж­нений» для самостоятельных занятий без врачебного контроля». Между тем почти за 40 лет до этого в преди­словии к первому изданию своей известной книги Шульц писал: «Настоятельно предупреждаем читателей, не име­ющих отношения к медицине, о недопустимости исполь­зования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля; так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осущест­влять под медицинским наблюдением».

Умер Шульц 27 сентября 1970 г. в возрасте 86 лет.

В СССР аутогенная тренировка систематически стала изучаться примерно с середины 50-х годов (А. М. Свядощ, М. С. Лебединский, Г. С. Белов, А. С. Ромен и др.). Этому методу посвящены монографии А. С. Ромена (1970), А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой (1980), В. С. Лобзина и М. М. Ре­шетникова (1986) и др.

Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим (Лобзин, Решетников, 1986). В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружае­мых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), пси­хофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релак­сации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа).

Основной заслугой Шульца является прежде всего то, что он освободил учение йоги от распространенной интер­претации или от налета мистицизма.

Предложенная Шульцем методика аутогенной трени­ровки в отличие от ее многочисленных модификаций называется классической и делится на 2 ступени: 1-я, или начальная (АТ-1), и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки с пациента­ми проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механиз­мы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возни­кает особое состояние сознания, позволяющее путем са­мовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные функции организма. Умело проведенная беседа, сопровождаемая демонстрацией эффективности отдельных упражнений, а также пациентов, добившихся путем тренировки позитивных результатов, способствуют успеху дальнейшего лечения. В беседе подчеркивается, что мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации вни­мания и эмоционального напряжения. Полезно с самого начала ознакомить больного с планом тренировок.

Сеансы самовнушения проводятся 3—4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превы­шает 1—3 минуты, затем время их несколько увеличива­ется (АТ-2), но не превышает 30 минут. На всем протя­жении лечения тренировки должны проводиться под наблюдением врача. С этой целью не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки. На первом этапе лечения необходимо овладеть 6 упражнени­ями. На тренировку каждого требуется примерно 10—15 дней. После этого наступает 2-й этап лечения (АТ-2), который длится на менее б месяцев. Полный курс ауто­генной тренировки рассчитан на 9—12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья — на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1: вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз);

«моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен»

(1 раз). После 4—6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начи­наться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2: вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «тело тяжелое» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распростра­няется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».

В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяже­сти и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3: регуляция ритма сердечной дея­тельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спо­коен». Затем последовательно вызывается ощущение тя­жести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5—6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предвари­тельно пациенту рекомендуется научиться мысленно счи­тать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельно­сти.

Упражнение 4: регуляция дыхания. Использует­ся примерно следующая формула самовнушения: «Я спо­коен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубо­ко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5—6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокой­но».

Упражнение 5: влияние на органы брюшной по­лости. Больному предварительно разъясняется локализа­ция и роль солнечного сплетения в нормализации функ­ции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1—4, а затем мысленно 5—6 раз повторяют формулу: «Солнечное спле­тение теплое... оно излучает тепло».

Упражнение 6: вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описан-

ные в упражнениях 1—5. Затем 5—6 раз пациент мыс­ленно повторяет: «Мой лоб прохладен».

По мере освоения упражнений формулы самовнуше­ния могут сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теп­лое... Лоб прохладный».

После выполнения упражнения пациентам рекомен­дуется спокойно отдыхать в течение 1—2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного п<

Наши рекомендации