Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи
Перед сетью учреждений, оказывающих стационарную акушерско-гинекологическую помощь, стоят следующие задачи: оказание стационарной квалифицированной медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также оказание квалифицированной медицинской помощи и уход за новорожденным во время пребывания их в акушерском стационаре.
Основным учреждением, оказывающим стационарную акушерско-гинекологическую помощь, является родильный дом.
Различают самостоятельные родильные дома и объединенные (имеют в своем составе женскую консультацию), а также специализированные (обслуживают женщин с отдельными видами экстрагенитальной патологии).
Родильный дом работает, в основном, по территориальному принципу, но при желании женщина имеет право сама выбрать родовспомогательное учреждение.
В зависимости от мощности родильные дома делятся на 5 категорий: на 300, 200, 100, 80 и 60 коек соответственно.
Штатная численность медицинского и другого персонала родильного дома (отделения) устанавливается руководителем учреждения здравоохранения с учетом рекомендованных штатных нормативов медицинского и иного персонала согласно приложению 6 к Порядку оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 2 октября 2009 г. № 808н.
Акушерский стационар
Врачебный персонал
Врач-акушер-гинеколог | Из расчета 1 должность: на 10 коек в отделении патологии беременности; на 10 коек в акушерском физиологическом отделении; на 10 коек в акушерском обсервационном отделении. |
Из расчета 1 круглосуточный пост: на 3 индивидуальных родовые; на 1предродовую и родовую; в приемном отделении; в дистанционном консультативном центре; в выездной анестезиолого-реанимационной (акушерской) бригаде скорой медицинской помощи. | |
Врач-анестезиолог-реаниматолог | Из расчета 1 круглосуточный пост: на 6 индивидуальных родовых; на 2 операционных и дополнительно 1 должность для проведения плановых оперативных вмешательств; на 6 коек палат реанимации и интенсивной терапии для женщин; в дистанционном консультативном центре; в выездной анестезиолого-реанимационной (акушерской) бригаде скорой медицинской помощи; Из расчета 1 должность: для проведения плановых оперативных вмешательств. |
Врач-трансфузиолог | Из расчета: 1 должность при выполнении 200 процедур в год; 0,5 должности при выполнении менее 200 процедур в год |
Врач ультразвуковой диагностики | Из расчета норм времени на ультразвуковое исследования |
Врач функциональной диагностики (в том числе для кардиотокографии) | Из расчета 1 должность в стационаре на 100 коек и дополнительно 0,25 должности на родильный дом, имеющий 40 и более коек для госпитализации беременных с экстрагенитальными заболеваниями |
Врач-терапевт | Из расчета 1 должность в стационаре на 100 коек и дополнительно 0,25 должности на родильный дом, имеющий 40 и более коек для госпитализации беременных с экстрагенитальными заболеваниями |
Врач-фтизиатр | Из расчета 1 должность на 50 коек для беременных, рожениц и родильниц больных туберкулезом (при наличии специализированного отделения) |
Врач-офтальмолог | 1 должность |
Заведующий отделением врач-акушер-гинеколог | Из расчета 1 должность: в акушерском физиологическом отделении на 25 коек; в акушерском обсервационном отделении на 25 коек; в отделении патологии беременности на 25 коек; в отделении для беременных, рожениц и родильниц, больных туберкулезом на 25 коек; в родовом отделении в родильном доме на 80 коек и более (в родовом отделении стационарных учреждений сельской местности – на 40 коек и более) |
Заведующий отделением анестезиологии-реаниматологии – врач-анестезиолог-реаниматолог | 1 должность |
Педиатрический стационар
Врачебный персонал
Врач-неонатолог | Из расчета 1 должность: на 25 коек для новорожденных детей акушерского физиологического отделения; на 15 коек для новорожденных детей акушерского обсервационного отделения (палат) и детей и матерей, больных туберкулезом или септическими послеродовыми заболеваниями; на 10 коек недоношенных новорожденных детей. В целях обеспечения круглосуточной неонатальной помощи устанавливается до 5 должностей врачей-неонатологов сверх числа перечисленных |
Врач-анестезиолог-реаниматолог (новорожденных) | Из расчета: 1 должность (при наличии отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных) 1 круглосуточный пост: на 3 койки в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных (при наличии); в дистанционном консультативном центре; в выездной анестезиолого-реанимационной (неонатальной) бригаде скорой медицинской помощи |
Врач-невролог | 1 должность (при наличии отделения патологии новорожденных и недоношенных детей – II этап) |
Врач-офтальмолог | 1 должность (при наличии отделения патологии новорожденных и недоношенных детей – II этап) |
Заведующий отделением врач-неонатолог | Из расчета 1 должность: в отделении для новорожденных детей на 30 коек; в отделении для недоношенных новорожденных на 15 коек (при наличии) |
Заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных – врач-анестезиолог-реаниматлог (неонатолог) | 1 должность (при наличии) |
Средний медицинский персонал | |
Медицинская сестра палатная | Из расчета 1 круглосуточный пост: на 15 коек новорожденных акушерского физиологического отделения; на 10 коек новорожденных акушерского обсервационного отделения, но не менее 1 круглосуточного поста; на5 коек недоношенных новорожденных, не нуждающихся в реанимации; на 15 коек для новорожденных от матерей, больных туберкулезом (при наличии специализированного отделения); на 4 койки на посту интенсивной терапии или в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных (при наличии); на 10 коек мать и дитя (при наличии отделения) |
Медицинская сестра процедурная | Из расчета 1 должность на 15 коек |
Медицинская сестра для поддержки грудного вскармливания | Из расчета 1 должность при наличии 30 послеродовых коек и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 15 коек (сверх 30 коек) |
Медицинская сестра для неонатального и аудиологического скрининга | Из расчета 1 круглосуточный пост в родильных домах на 80 коек и более |
Медицинская сестра для обслуживания молочной комнаты | 2 должности |
Старшая медицинская сестра | Соответственно количеству должностей заведующего отделением |
Младший медицинский персонал | |
Младшая медицинская сестра по уходу за больными | Из расчета 1 круглосуточный пост: на 6 коек в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей (при наличии); на 10 коек в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей (при наличии); на 6 коек в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных (при наличии) 1 круглосуточный пост на 15 коек |
Санитарка (уборщица) | Из расчета 1 круглосуточный пост в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей (при наличии), в отделениях новорожденных детей акушерских физиологического и обсервационного отделения, в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей (при наличии) |
Сестра-хозяйка | 1 должность |
Гинекологическое отделение
Врачебный персонал
Врач-акушер-гинеколог | Из расчета 1 должность на 10 коек Из расчета 1 круглосуточный пост при оказании экстренной помощи |
Заведующий отделением врач-акушер-гинеколог | Из расчета 1 должность на 25 коек |
Средний медицинский персонал | |
Медицинская сестра палатная | Из расчета 1 круглосуточный пост на 10 коек |
Медицинская сестра процедурной | Из расчета 1 должность на 25 коек |
Медицинская сестра перевязочной | Из расчета 1 должность при наличии в родильном доме не менее 10 коек для гинекологических больных, нуждающихся в оперативном вмешательстве (кроме для искусственного прерывания беременности) |
Операционная медицинская сестра | Из расчета 1 должность и 1 круглосуточный пост на операционную |
Медицинская сестра-анестезист | Из расчета 1,5 должности на каждую должность врача-анестезиолога-реаниматолога |
Старшая медицинская сестра | Соответственно количеству должностей заведующего отделением |
Младший медицинский персонал | |
Младшая медицинская сестра по уходу за больными | В соответствии с количеством круглосуточных постов медицинских сестер палатных |
Санитарка | Соответственно количеству должностей операционных медицинских сестер, медицинских сестер перевязочной и процедурной |
Санитарка (уборщица) | Из расчета: 1 должность; 2 должности при наличии в отделении более 60 коек |
Санитарка (буфетчица) | Из расчета: 1 должность; 2 должности при наличии в отделении более 60 коек |
Сестра-хозяйка | 1 должность |
Стационар родильного дома, родильного отделения больницы имеет следующие основные отделения: комната фильтр, физиологическое родовое отделение, отделение анестезиологии и реанимации (палаты интенсивной терапии для женщин) с палатой (постом) интенсивной терапии и реанимации для беременных и родильниц и акушерским дистанционным консультативным центром с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания скорой медицинской помощи (разворачивается по решению органов управления здравоохранением; обсервационное родовое отделение, отделение для новорожденных ( физиологическое отделение для новорожденных, палата (пост) интенсивной терапии и реанимации новорожденных (количество реанимационных коек определяется из расчета 4 койки на 1000 родов), кабинет вакцинопрофилактики новорожденных; отделение патологии беременности:
(палата для беременных женщин, манипуляционная, процедурный кабинет), гинекологическое отделение, клинико-диагностическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, физиотерапевтический кабинет, рентгеновский кабинет, централизованное стерилизационное отделение, административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами, в которые входят администрация, пищеблок, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения, аптека, техническая служба.
В физиологическом родовом отделении разворачиваются смотровая, предродовая палата, родовой зал (индивидуальный родовой зал), операционный блок, предоперационная, операционная, материальная, палаты для родильниц, палаты для совместного пребывания матери и ребенка, манипуляционная; процедурный кабинет.
В структуру обсервационного отделения дополнительно входят палата патологии беременности, палаты для новорожденных и изолятор (мельтцеровский бокс).
Планировка помещений родильного дома должна обеспечивать полную изоляцию здоровых женщин, поступивших для родоразрешения, от больных; строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима. Первое и второе акушерское и гинекологическое отделения должны быть разобщены.
Приемно-пропускной блок имеет два приемно-смотровых отделения: одно для беременных и рожениц, другое для гинекологических больных и женщин поступающих для прерывания беременности. Приемно-смотровое отделение для беременных имеет фильтр и смотровые для приема рожениц в физиологическое акушерское отделение и в обсервационное. Приемно-смотровое отделение гинекологических больных и женщин, поступающих для прерывания беременности, обычно располагается в другом отсеке роддома.
Направление женщин в родильный дом для оказания неотложной помощи осуществляется станцией (отделением) скорой и неотложной помощи, а также врачом акушером-гинекологом, врачами других специальностей и средними медицинскими работниками.
Кроме того, женщина может самостоятельно обратиться в родильный дом. Плановая госпитализация беременных в родильный дом осуществляется врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии – акушеркой.
Беременные с экстрагенитальными заболеваниями, нуждающиеся в обследовании и лечении, направляются в стационары по профилю патологии.
Подлежат госпитализации в родильный дом беременные (при наличии медицинских показаний), роженицы, родильницы в раннем послеродовом периоде (в течение 24 часов после родов) в случае родов вне лечебного учреждения.
Для госпитализации в отделение патологии беременных женской консультацией (или другим учреждением) выдается направление, выписка из «Индивидуальной карты беременной и родильницы» (ф. № 111/у) и «Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. № 113/у) после 28 недель беременности.
При поступлении в родильный дом роженица или родильница направляется в приемно-смотровой блок, где предъявляет паспорт, направление на госпитализацию и «Обменную карту» (ф. № 113/у), если она уже выдана. На каждую женщину, поступившую в родильный дом, в приемно-смотровом блоке оформляют: «Историю родов» (ф. № 096/у), производят запись в «Журнале учета приема беременных, рожениц и родильниц» (ф. № 002/у) и в алфавитную книгу.
Прием женщин в приемно-смотровом блоке ведет врач (в дневные часы - врачи отделений, затем дежурные врачи) или акушерка, которая при необходимости вызывает врача.
В приемно-смотровом блоке целесообразно иметь одну комнату – фильтр и 2 смотровые комнаты. Одна смотровая комната предусмотрена для приема женщин в физиологическое акушерское отделение, другая – обсервационное.
Врач (или акушерка) оценивает общее состояние поступающей, знакомится с обменной картой, выясняют: инфекционные и воспалительные заболевания женщины до и во время беременности, обращая особое внимание на заболевания, перенесенные непосредственно перед поступлением в родильный дом, наличие хронических воспалительных заболеваний, длительность безводного промежутка. В результате сбора анамнеза, осмотра, знакомства с документами женщины в комнате-фильтре беременные разделяются на два потока: с нормальным течением беременности (направляются в первое акушерское отделение) и представляющие «эпидемиологическую опасность» для окружающих (направляются в обсервационное отделение).
Физиологическое акушерское отделение имеет в своем составе родовой блок, послеродовое отделение и палаты новорожденных. Родовой блок имеет предродовую палату (число коек около 10-12 % от общего количества коек в отделении), родовую, комнату для новорожденных, большую и малую операционные, палату интенсивной терапии. В послеродовых палатах целесообразно размещать 1-2 кровати для женщин, перенесших операции, для больных родильниц и 4-6 кроватей для женщин с физиологически протекающим послеродовым периодом.
Отделение для новорожденных – число коек здесь должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении, причем 10-12 % выделяют для недоношенных и ослабленных детей. В обсервационном акушерском отделении для новорожденных необходимо иметь боксированные палаты.
Госпитализации в обсервационное отделение подлежат беременные и роженицы с острыми воспалительными и инфекционными заболеваниями (ОРВИ, грипп, ангина, пиелит, цистит, пиелонефрит, инфекция родовых путей, токсикоплазмоз, листериоз), лихорадочными состояниями, диареей, кожными и венерическими заболеваниями, длительным безводным периодом, внутриутробной гибелью плода, отсутствием «Обменной карты родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. № 113/у), в раннем послеродовом периоде в случае родов вне лечебного учреждения.
В смотровых физиологического и обсервационного отделений проводят объективное обследование женщины, ее санитарную обработку, выдают комплект стерильного белья, берут на анализы кровь и мочу.
Из смотровой в сопровождении медицинского персонала женщина переходит в родовой блок или отделение патологии беременных, а при необходимости ее транспортируют на каталке обязательно в сопровождении врача или акушерки.
Родовой блок включает: предродовые палаты, родовые палаты, палату интенсивной терапии, детскую комнату, малую и большую операционные, санитарные помещения.
В предродовой палате женщины проводят весь первый период родов. Дежурная акушерка или врач постоянно наблюдают за состоянием роженицы. В конце первого периода родов женщина переводится в родовую палату (родильный зал). При наличии двух родильных залов прием родов в них осуществляется поочередно. Каждый родильный зал работает в течение 1-2 суток, затем в нем проводят генеральную уборку. Два раза в неделю проводят генеральную уборку родильного зала. Нормально протекающие роды принимает акушерка.
После рождения ребенка акушерка показывает его матери, обращая внимание на его пол и наличие врожденных аномалий развития (если таковые имеются). Далее ребенка переносят в детскую комнату.
Родильница должна находится в родовом отделении под наблюдением акушерки не менее 2 часов. Только после выделения последа акушерка проходит в детскую комнату, где после мытья рук под проточной водой и их обработки проводит вторичную обработку пуповины, первичную обработку кожных покровов, взвешивание ребенка, измерение длины тела, окружностей груди и головы. К рукам ребенка привязываются браслетки, а после пеленания поверх одеяла – медальон. На них указываются: фамилия, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, масса, рост, час и дата его рождения.
Процедура обработки новорожденного заканчивается заполнением необходимых граф в «Истории родов» и «Истории развития новорожденного» акушеркой или врачом.
«Историю развития новорожденного» заполняет дежурный педиатр, а при его отсутствии – дежурный акушер-гинеколог. При оформлении «Истории развития новорожденного» ее номер должен соответствовать «Истории родов» матери.
При нормальном течении послеродового периода, спустя 2 часа после родов, женщина переводится на каталке вместе с ребенком в послеродовое отделение. При этом необходимо соблюдать строгую цикличность в заполнении палат послеродового отделения, одну палату разрешается заполнять роженицами не более трех суток. Цикличность заполнения материнских палат должна соответствовать цикличности заполнения палат новорожденных, что позволяет здоровых детей выписывать с матерями в одно и то же время.
При появлении у рожениц или новорожденных первых признаков заболевания их переводят во второе акушерское (обсервационное отделение) или в другое специализированное учреждение. В обсервационное отделение женщины поступают как через приемно-смотровой блок акушерских отделений, так и из физиологического акушерского отделения.
В обсервационное отделение помещают больных женщин, имеющих здорового ребенка; здоровых женщин, имеющих больного ребенка и больных женщин, имеющих больного ребенка.
Палаты для беременных и родильниц в обсервационном отделении по возможности должны быть профилированы. Недопустимо размещение беременных и родильниц в одной палате. Послеродовые палаты должны быть маломестными.
Палаты для новорожденных выделяются в физиологическом и обсервационном отделениях.
В современном родильном доме не менее 70 % коек (физиологического послеродового отделения) должно быть выделено для совместного пребывания матери и ребенка. Такое совместное пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний новорожденных детей. Основной особенностью таких родильных домов или акушерских отделений является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком. Совместное пребывание матери и ребенка ограничивает контакт новорожденного с медицинским персоналом акушерского отделения, снижает возможность инфицирования ребенка и создает благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери. При таком режиме обеспечивается раннее прикладывание новорожденного к груди, происходит активное обучение матери навыкам практического ухаживания и ухода за новорожденным.
При совместном пребывании матери и новорожденного они размещаются в боксах или полубоксах (на одну-две кровати). Внедрение метода совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме требует строжайшего соблюдения противоэпидемического режима.
С целью снижения перинатальной смертности, организации постоянного наблюдения за состоянием жизненно важных функций новорожденных и своевременного проведения коррегирующих и диагностических мероприятий в родовспомогательных учреждениях создаются специальные палаты реанимации и интенсивной терапии новорожденных.
В реанимационную палату переводятся новорожденные с тяжелыми поражениями жизненно важных органов и систем, нуждающиеся в проведении реанимационных мероприятий. В палаты интенсивной терапии переводятся новорожденные из группы высокого риска развития нарушений адаптации в раннем неонатальном периоде. Для работы в палатах реанимации и интенсивной терапии выделяются квалифицированные медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку. Осмотр детей, диагностическое наблюдение и проведение диагностических и лечебных манипуляций осуществляет квалифицированный врач-неонатолог с обязательным регулярным консультативным осмотром заведующего отделением новорожденных.
Основными критериями для выписки женщины из родильного дома являются: удовлетворительное общее состояние, нормальные: температура, частота пульса, артериальное давление, состояние желез, инволюция матки, результаты лабораторных исследований.
При неосложненном течении послеродового периода у родильницы у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела мать с ребенком могут быть выписаны на 5-6 сутки после родов. Выписка осуществляется через специальные выписные комнаты, раздельные для родильниц из физиологического и обсервационного отделений. Эти комнаты следует размещать смежно с помещением для посетителей. Выписные комнаты должны иметь 2 двери: из послеродового отделения и из помещения для посетителей. Нельзя использовать для выписки родильниц приемные помещения.
Перед выпиской педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях. Медицинская сестра в палате должна дополнительно обработать и перепеленать ребенка. В выписной комнате медицинская сестра отделения новорожденных пеленает ребенка в принесенное домашнее белье, обучает мать пеленанию, обращает ее внимание на запись фамилии, имени и отчества на браслетках и медальоне, состоянии кожных покровов и слизистых ребенка, еще раз рассказывает об особенностях ухода в домашних условиях.
В «Истории развития новорожденного» медицинская сестра отмечает время его выписки из родильного дома и состояние кожных покровов, слизистых; знакомит мать с записью. Запись удостоверяется подписями медицинской сестры и матери. Медицинская сестра выдает матери «Медицинское свидетельство о рождении» (ф. № 103/у) и «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. № 113/у). Врач-педиатр обязан отметить в «Обменной карте» основные сведения о матери и новорожденном.
В день выписки ребенка старшая сестра отделения новорожденных сообщает по телефону в детскую поликлинику по месту проживания основные сведения о выписанном ребенке. Это обеспечивает более быстрое проведение первого патронажа на дому. Старшая сестра отмечает в журнале дату выписки матери и ребенка и записывает фамилию сотрудника поликлиники, принявшего телефонограмму.
Выписку желательно осуществлять в торжественной обстановке, целесообразно обеспечить молодую мать брошюрами и рекомендациями по уходу, вскармливанию и воспитанию новорожденного ребенка.
Отделение патологии беременных организуется в крупных родильных домах с мощностью 100 коек и более. В роддомах, где нельзя создать самостоятельные отделения, выделяют палаты в составе физиологического акушерского отделения.
В отделение патологии беременных госпитализируют: женщин с экстрагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности (тяжелые токсикозы, угроза прерывания и т. д.), с неправильным положением плода, с отягощенным акушерским анамнезом. В отделении наряду с врачом акушером-гинекологом (1 врач на 15 коек) работает терапевт.
Планировка отделения патологии беременных должна предусматривать полную изоляцию его от акушерских отделений, возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое и обсервационное отделения (минуя другие отделения), а также выход для беременных из отделения на улицу.
Палаты должны быть небольшие – на 1-2 женщины. В отделении необходимо иметь кабинет функциональной диагностики с современным оборудованием (в основном кардиологическим), смотровую, малую операционную, кабинет физиопсихопрофилактической подготовки к родам, крытые веранды или залы для прогулок беременных. Отделение должно безотказно снабжаться кислородом.
В последние годы стали организовываться отделения патологии беременных с полусанаторным режимом, имеющие тесную связь с санаториями для беременных, где закрепляют результаты лечения, полученные в родильном доме.
Из отделения патологии беременных женщин могут перевести в связи с улучшением состояния под наблюдение женской консультации или в санаторий для беременных,а также для родоразрешения в физиологическое или обсервационное отделение. Перевод женщин в родильное отделение осуществляется обязательно через приемное отделение, где ей проводят полную санитарную обработку. При наличии условий для санитарной обработки в отделении патологии беременных ее производят непосредственно в отделении.
Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей:
1. для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении.
2. для больных нуждающихся в консервативном лечении.
3. для прерывания беременности (абортное).
В структуру отделения должно входить свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные, физиотерапевтический кабинет, комната для выписки, палата интенсивной терапии. Кроме того, для диагностики и лечения гинекологических больных используют другие подразделения родильного дома: клиническую лабораторию, рентгеновский кабинет и т. д.
В стационарном лечении нуждаются 10-15 % гинекологических больных. Установлено, что основными причинами пребывания женщин в стационаре являются: воспалительные заболевания придатков матки (27,5 %), расстройства менструальной функции (15,3 %), новообразования женских половых органов (13,4 %), а также другие заболевания.
В последние годы отделение для прерывания беременности стараются выводить из акушерских стационаров с созданием самостоятельных отделений. Организуются самостоятельные гинекологические больницы, дневные стационары. Отделения для онкологических больных, как правило, размещаются в соответствующих стационарах.
Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных детей и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен быть организован и проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий. Этот комплекс включает:
- своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями;
- своевременное выявление носителей инфекции и их санация;
- применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля, перевязочного материала, инструментов, шприцев;
- использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и т. д.).
Заведующие отделениями вместе со старшими акушерками (сестрами) отделений организуют и контролируют эту работу. Старшая акушерка (сестра) отделения проводит инструктаж среднего и младшего персонала по выполнению санитарно-гигиенических мероприятий не реже 1 раза в месяц. Персонал, поступающий на работу в родильный дом, проходит полный медицинский осмотр и инструктаж по проведению санитарно-гигиенических мероприятий на порученном участке работы. Весь персонал родильного дома должен находиться под диспансерным наблюдением для своевременного выявления очагов инфекции.
Заведующий отделением один раз в квартал организует осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными шкафчиками для одежды, индивидуальными полотенцами. Санодежду меняют ежедневно: при возникновении внутрибольничных инфекций, в обсервационном отделении ежедневно 4-х слойные маркированные маски меняют каждые 4 часа. Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раз в год.
При возникновении в родильном доме внутрибольничных инфекций прием рожениц прекращается, проводится детальное эпидемиологическое обследование и комплекс противоэпидемических мероприятий.
Около 5 % коек родильного дома выделяют под изоляторы. В крупных родильных домах организуют специальные септические отделения.
Ответственность за проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями в родильном доме возлагается на главного врача. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в родильном доме осуществляет территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Работу стационара родильного дома оценивают по: общим показателям деятельности стационара (среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания на койке, оборот койки); по показателям летальности беременных, рожениц и родильниц; уровню перинатально смертности; уровню заболеваемости новорожденных; частоте нормальных родов; частоте осложнений в родах; частоте послеродовых заболеваний; частоте и обоснованности акушерских пособий и операций; проценту женщин, родивших вне родильного учреждения; доле родов, принятых у сельских жительниц в городских стационарах; доле родов, проведенных с обезболиванием, и др.
По нормативам акушерская койка должна работать не менее 300 дней в году, гинекологическая – 330. Средняя длительность пребывания женщин в отделении патологии беременных составляет 12-18 дней, в послеродовом физиологическом отделении – 8-9 дней. Оборот акушерской койки составляет 30-35, гинекологической – 12-15 человек при средней длительности пребывания на койке 20-25 дней.
При анализе деятельности стационара родильного дома, помимо общепринятых для любого стационара показателей, целесообразно рассчитывать:
1. Показатели, характеризующие активность медицинской помощи:
а) частота обезболивания родов (% медикаментозного обезболивания родов):
Число родов с применением обезболивания х 100
Общее число принятых родов
б) частота кесаревых сечений:
Число кесаревых сечений х 100
Общее число принятых родов
в) % ВЦЖ-ирования новорожденных
Число сделанных противотуберкулезных прививок х 100
Число детей, родившихся живыми
2. Показатели, характеризующие здоровье матери:
а) частота осложнений родов (разрывы промежности, кровотечения, пре- и эклампсии):
Частота эклампсий = Число случаев эклампсий х 1000
Число принятых родов
Аналогично рассчитываются показатели по каждому из осложнений.
б) частота послеродовых заболеваний у родильниц:
Число послеродовых заболеваний х 1000
Число родов
в) материнская смертность:
Число женщин, умерших от осложнений беременности,
родов и послеродового периода х 1000
Общее число принятых родов
Случаи материнской смертности дифференцируются в зависимости от причин на:
- прямые (связаны непосредственно с акушерскими факторами);
- косвенные (вне связи с непосредственно акушерской причиной, т. е. существовавшая прежде болезнь или развившаяся в процессе беременности, но отягощенная физиологическим воздействием беременности).
При анализе материнской смертности определяют структуру причин для оценки преобладающих факторов, способствующих летальному исходу.
3. Показатели, характеризующие здоровье новорожденного:
а) заболеваемость новорожденных:
Число случаев заболеваний новорожденных
доношенных и недоношенных х 1000
Число родившихся живыми
Аналогично рассчитываются показатели отдельно для доношенных и недоношенных новорожденных.
б) % новорожденных с низкой массой тела (до 2500 г.):
Родилось с массой тела до 2500г х 1000
Число родившихся живыми
в) смертность новорожденных:
Число умерших новорожденных, всего х 1000
Число родившихся живыми
Аналогично рассчитываются показатели отдельно для доношенных и недоношенных новорожденных.
г) перинатальная смертность:
Число новорожденных, умерших в возрасте 0-6 суток +
число родившихся мертвыми х 1000
Число родившихся живыми + число родившихся мертвыми
д) ранняя неонатальная смертность:
Число новорожденных, умерших в возрасте 0-6 суток х 1000
Всего родилось живыми
е) мертворождаемость:
Родилось мертвыми в отчетном году х 1000
Родилось живыми + мертвыми в отчетном году
Родовые сертификаты
Современная государственная политика в сфере народонаселения привела к появлению принципиально нового документа – родового сертификата (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден приказ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате»). Цель данной программы – создание конкурентных отношений между медицинскими учреждениями, стимулом к которым должны послужить денежные средства, выплачиваемые медицинским учреждениям по каждому факту проведенной беременности или родов с благоприятным исходом.
Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2006 год» в программе участвуют государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности по специальности «акушерство и гинекология» и заключившие договор с фондом социального страхования.
Также подлежат участию в программе по работе с родовыми сертификатами учреждения здравоохранения, находящиеся в ведомственном подчинении Минобороны России, ФСБ, Минимущества России и др., т. е. находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти и являющиеся государственными учреждениями здравоохранения. Негосударственные медицинские учреждения в программе не участвуют.
Родовой сертификат – это документ строгой отчетности. Он состоит из четырех частей:
- корешка (подтверждает факт выдачи сертификата);
- талона № 1 (предназначен для оплаты услуг, оказанных женской консультацией);
- талона № 2 (предназначен для оплаты услуг, оказанных родильным дом<