Организация работы женской консультации.
Режим работы женской консультации устанавливают с учётом обеспечения максимальной доступности амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению (время работы городских женских консультаций с 8 до 20 ч; в субботу, предпраздничные и праздничные дни – с 8 до 18 ч). Работа осуществляется в две смены: с 8 до 15.30 (1 смена), с 12.30 до 20.00 (2 смена). Информация о часах работы женской консультации, расписании приёмов врачей всех специальностей, лечебных и диагностических кабинетов, работе «Школы матерей и отцов» размещается у регистратуры. Женщина может сама записаться на приём к врачу, при этом она получает на руки Талон амбулаторного пациента (форма 025-10/у-97). Запись к специалистам, в диагностические кабинеты может быть предварительной. По согласованию с главным врачом женской консультации женщина может выбрать по своему желанию лечащего врача.
Помощь на дому беременным, родильницам и гинекологическим больным оказывает врач прикреплённого участка или один из врачей консультации, выделенный как «дежурный» (в среднем 0,5 часа рабочего времени в день). Как правило, помощь на дому осуществляется в день вызова. После посещения врач вносит соответствующую запись в «Книгу записей вызова врачей на дом» (форма № 031/у), «Медицинскую карту амбулаторного больного» (форма № 025/у) или «Индивидуальную карту беременной и родильницы» (форма 1111/у). Лечебные и диагностические манипуляции на дому выполняет средний медицинский персонал (по назначению врача).
Временной объем работы врача акушера-гинеколога составляет в зависимости от количества дней в месяце 165-167 часов. График его работы зависит от затрат времени на амбулаторный приём, помощь на дому, в том числе в субботние дни, санитарное просвещение и др.
Продолжительность работы на приёме составляет 6 ч 30 мин при 6-дневной и 7 ч 30 мин при 5-дневной рабочей неделе. Время приёма составляет 6 ч, патронаж – 1 ч 30 мин. В счёт оставшегося времени обеспечивается приём в субботу или праздничные дни.
Число посещений в 1 ч на приёме составляет 5, при профилактических осмотрах – 8, а при работе на дому 1,25 вызова в час.
Весь объём выполненной работы врача акушера-гинеколога отражается в «Дневнике работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации». Регистрируются все виды работ: приём в женской консультации, посещение на дому, профилактическая и санитарно-просветительная и другая работа.
В проведении приёма и лечении больных врачу помогает акушерка. В функции акушерки входит подготовка инструментов, медицинской документации, взвешивание беременных и измерение артериального давления, выдача направлений на анализы и консультации, проведение лечебных процедур, осуществление патронажа на дому. Акушерка ведёт «Дневник работы врача и среднего медицинского персонала поликлиники, диспансера, консультации, здравпункта, ФАП». Она составляет список проживающих на акушерском участке женщин старше 15 лет.
С целью совершенствования профессионального мастерства акушера-гинеколога, работающего в женской консультации, объединенной со стационаром, целесообразна периодическая работа врача-участка в отделении стационара. Чередование работы в консультации и стационаре следует проводить через год, при этом важно закрепление за одним участком двух врачей, несколько лет взаимно заменяющих друг друга в консультации и в стационаре и хорошо знающих свой участок. Врачи консультации могут привлекаться к несению дежурств в акушерско-гинекологическом стационаре (из расчета 1-1,5 в счет дневной нормы рабочего времени).
Профилактическая работа на участке проводится в специально выделенные для этой цели 3-4 дня в месяц.
Ведение медицинской документации.
Качество работы женской консультации во многом зависит от точности и своевременности заполнения надлежащей медицинской документации. Медицинскую документацию ведут в соответствии с Типовой инструкцией к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (без документов лабораторий), утверждённой приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 года № 1030.
Инструкция к формам первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений обязательна для всех лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих взрослых и детей, общих (многопрофильных) и специализированных больниц всех типов, профилей и мощностей, клиник научно-исследовательских и медицинских институтов, родильных домов, городских поликлиник (амбулаторий), консультаций, бальнео- и грязелечебниц и др.
Перечень форм первичной медицинской документации женской консультации указан в табл. (Приложение к приказу МЗ СССР № 1030 от 4 октября 1980 года).
Таблица 2.
Первичная медицинская документация женской консультации
№ | Наименование формы | № формы |
Медицинская карта стационарного больного | 003/у | |
Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара | 007-дс/у-02 | |
Вкладной лист в медицинскую карту амбулаторного больного | 025/у вкл | |
Статистический талон для регистрации заключительных диагнозов | 025-2/у | |
Талон на приём к врачу | 025-4/у-88 | |
Медицинская карта амбулаторного больного | 025/у-04 | |
Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного | 027/у | |
Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты | 028/у | |
Журнал учета процедур | 029/у | |
Контрольная карта диспансерного наблюдения | 030/у-04 | |
Журнал учета клинико-экспертной работы | 035/у-02 | |
Книга регистрации листков нетрудоспособности | 036/у | |
Листок ежедневного учета работы врача стоматолога | 037/у | |
Журнал учета санитарно-просветительной работы | 038-0/у | |
Ведомость врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях | 039/у-02 | |
Сводная ведомость учета работы врача стоматолога | 039-2/у-88 | |
Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры | 042/у | |
Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении | 058/у | |
Журнал учета инфекционных заболеваний | 060/у | |
Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания | 066/у-02 | |
Журнал записи амбулаторных операций | 069/у | |
Справка для получения путёвки | 070/у-04 | |
Сводная ведомость учёта заболеваний, зарегистрированных в данном учреждении | 071/у | |
Санаторно-курортная карта | 072/у-04 | |
Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу | 084/у | |
Извещение о больном с вновь установленным диагнозом: сифилиса, гонореи и т. д. | 089/у-кв | |
Справка о временной нетрудоспособности студента, учащихся училищ, о болезнях, карантине ребёнка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение | 095/у | |
Рецепт (взрослый, детский) | 107/у | |
Индивидуальная карта беременной и родильницы | 111/у | |
Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы | 113/у | |
Тетрадь учёта работы на дому участковой (патронажной) медсестры (акушерки) | 116/у | |
Журнал записи родовспоможения на дому | 032/у | |
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного заболевания | 090/у |
Основными задачами женской консультации являются:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний.
2. Оказание лечебной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории.
3. Внедрение в практику работы современных достижений в диагностике и лечения патологии беременности, заболеваний родильниц и гинекологических больных, новых организационных средств работы, способствующих снижению недонашиваемости беременности, материнской и перинатальной смертности.
4. Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с акушерско-гинекологическими стационарами и другими лечебно-профилактическими учреждениями (поликлиникой, детской поликлиникой, кожно-венерологическим диспансером, онкологическим диспансером и др.).
5. Оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях дневного стационара.
6. Оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема.
7. Оказание помощи населению по планировании семьи (профилактика абортов, контрацепция, лечение бесплодия).
8. Выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности персонала и пациентов, предотвращения распространения инфекции.
9. Проведение гигиенического воспитания и обучения населения по формированию здорового образа жизни.
10. Оказание социально-правовой помощи женщинам.
Структура женской консультации
Структура женской консультации обусловлена стоящими перед ней задачами. Основными структурными подразделениями крупной современной женской консультации являются: а) регистратура, б) кабинеты участковых акушеров-гинекологов, в) кабинеты специализированных приемов:
- невынашивания беременности;
- гинекологической эндокринологии;
- патологии шейки матки;
- сохранения и восстановления репродуктивной функции;
- гинекологии детского и подросткового возраста;
- функциональной и пренатальной диагностики;
г) кабинеты специалистов: врача-терапевта; врача-стоматолога; врача-психотерапевта (медицинского психолога); юриста; социального работника; лечебной физкультуры; физиотерапевтических методов лечения; психопрофилактической подготовки беременных к родам; по раннему выявлению заболеваний молочных желез;
д) другие подразделения: малая операционная, клинико-диагностическая лаборатория, дневной стационар, стационар на дому, процедурный кабинет, стерилизационная, рентгеновский (маммографический) кабинет.
Для обследования и лечения гинекологических больных а также для проведения малых гинекологических операций и манипуляций в женской консультации могут быть организованы дневные стационары.