Факторы риска заболеваний органов дыхания. Основные признаки патологии дыхательной системы. Доврачебная помощь и уход за больными.

На практическом занятии ставится цель познакомить студентов с классификацией симптомов при острых заболеваниях органов дыхания. Научить элементам дифференциальной диагностики часто встречающейся патологии органов дыхания и оказанию первой помощи при заболеваниях дыхательной системы. Решить ситуационные задачи по теме и провести контроль знаний (КСР) по теме «Внезапные состояния при заболеваниях бронхолегочной системы» с помощью оригинальной компьютерной обучающе-тестирующей оболочки и набора тестовых заданий.

Основные вопросы темы:

1. Значение дыхания. Анатомия и физиология органов дыхания.

2. Общие жалобы и признаки при заболеваниях органов дыхания.

3. Респираторные заболевания и их осложнения (острый трахеит, острый тонзиллит).

4. Острый бронхит. Причины, признаки, доврачебная помощь, уход за больными.

5. Острое воспаление легких и плевры. Причины, признаки, первая помощь и уход за больными.

6. Бронхиальная астма. Причины, признаки, неотложная помощь в момент приступа.

7. Осложнения при заболеваниях органов дыхания. Отек легких, кровохарканье и легочное кровотечение. Неотложная помощь и уход за больными при этих состояниях.

СОЧЕТАНИЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СИМПТОМОВ И МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Внезапное повышение температуры тела (озноб)

- повышение температуры тела с одышкой даже в состоянии покоя и (или) отхаркивание серо-желтой или «ржавой» мокроты - возможно при инфекционных заболеваниях легких или бронхов;

- повышение температуры в сочетании с головной болью, ломотой по всему телу, насморком, болями в горле - возможно при общем респираторном вирусном заболевании.

Первая помощь:

* обильное питье;

* обтирание тела 40% раствором спирта;

* аспирин или парацетамол внутрь;

* полоскание рта раствором питьевой соды, слабым раствором перманганата калия, 2% раствором борной кислоты;

* согревающий компресс на шею;

* если, несмотря на все принятые меры, длительность заболевания превышает 48 часов, температура выше 40, после приема лекарств появились симптомы, которые кажутся не связанными с заболеванием, в доме есть маленькие дети и существует опасность их заражения - срочно вызвать врача.

Кашель

а) сухой кашель без мокроты возможен при вдыхании раздражающих химических веществ, инородного тела. Если кашель продолжается больше 30 минут и не приводит к удалению инородного тела, или пострадавший начинает задыхаться - срочно вызвать «скорую помощь».

б) кашель с выделением серой или зеленовато-желтой мокроты в сочетании с болями в горле, насморком и повышенной температурой возможен при простудных заболеваниях, бронхите, в том числе хроническом, пневмонии.

в) мокрота с кровью возможна при тяжелом кашле, пневмонии, застойных явлениях в легких, туберкулезе, тромбозе.

Если человек чувствует себя в целом хорошо и появление данного симптома - явление случайное, не следует беспокоиться, но если это повторяется или появляются дополнительные тяжелые симптомы - следует немедленно обратиться к врачу.

В случае легочного кровотечения (до приезда врача):

- успокоить больного;

- холод на грудную клетку.

Нарушение частоты и глубины дыхания:

а) внезапная выдыхательная одышка возможна при бронхиальной астме.

Первая помощь:

- успокоить больного;

- удобная поза (сидя верхом на стуле, наклониться вперед на его спинку и перенести часть своего веса на руки);

- использование карманного ингалятора (не более 2-х доз);

- приток свежего воздуха.

б) внезапная вдыхательная одышка с выделением пенистой розовой мокроты возможна при отеке легких.0000000002

Первая помощь:

- вызвать врача;

- успокоить больного;

- нитроглицерин под язык;

в) выраженное нарушение дыхания (удушье) при попадании инородного тела.

Первая помощь:

- обхватить пострадавшего сзади в положении стоя, надавливая кулаком (с большим пальцем внутри) на область желудка; положить вторую руку на кулак и сильно надавить ею снизу вверх (под грудную клетку) - возможно повторение приема;

- положить пострадавшего на спину; запрокинуть ему голову (подбородком вверх) открыть рот и просунуть глубоко в рот согнутый палец (не забывать перед этим удалить зубной протез);

- в случае, если после удаления препятствия дыхание не восстановилось, начинать реанимационные мероприятия (искусственное дыхание «рот в рот»).

Носовое кровотечение:

а) повреждение или воспаление слизистой оболочки носовых ходов;

б) нарушение целостности сосудов при травмах.

Первая помощь:

- покой больному, усадить, наклонив слегка вперед;

- крылья носа прижать к перегородке на 3-5 минут (дышать при этом ртом);

- холод на область носа;

- ввести в носовой ход тампон с 3% раствором перекиси водорода;

- если кровотечение продолжается более 20 минут - обратиться к врачу.

Первая помощь при утоплении:

а) прежде всего удалить воду из легких пострадавшего; его следует положить на живот, приподняв бедра и ноги выше головы (можно положить на бревно, на колено вниз лицом);

б) после освобождения дыхательных путей - искусственное дыхание «рот в рот», но не сильно;

в) немедленно вызвать «скорую помощь».

Удушье (асфиксия) - это одна из частых бытовых причин смерти ребенка в возрасте до 6 лет. Если дыхание прекратилось на 5-6 минут, наступают необратимые изменения мозга.

Первая помощь :

а) взрослый кладет кулак на живот ребенка между пупком и краем ребер, охватывает кулак другой ладонью и толчкообразными движениями давит на живот в направлении кверху. Создаваемое таким образом давление выталкивает предмет;

б) если ребенок мал, на живот помещают указательный или средний палец, посредством которого производят толчки (6-10 толчков);

в) можно попытаться осуществить те же толчкообразные движения между лопаток, уложив ребенка на предплечье лицом вниз. Если дыхание не восстанавливается, следует открыть рот, зажать язык и нижнюю челюсть большим пальцем руки, а другими пальцами поднимать и опускать челюсть;

г) если инородное тело станет видимым, его следует удалить пальцами. Однако нельзя пытаться вытащить инородное тело, не видя его;

д) попытаться восстановить дыхание ребенка с помощью приема искусственного дыхания «рот в рот».

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧА 1. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается. Как установить, жив человек или умер? Какие реанимационные мероприятия следует проводить?

ЗАДАЧА 2. Во время последнего урока у девочки возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеется вата и полоска марлевого бинта (шириной 5 см и длиной 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи пострадавшему ребенку?

ЗАДАЧА 3. Мужчина пожилого возраста проснулся от резкой одышки, перешедшей в приступ удушья с преимущественным затрудненным и удлиненным выдохом. Положение вынужденное: сидит, спустив ноги с кровати, опираясь руками на свои бедра. Не двигается, избегает разговаривать, лицо одутловатое, выражает страдание, губы цианотичные. На расстоянии слышно шумное, свистящее дыхание. В начале приступа беспокоил сухой мучительный кашель. Определите состояние. Перечислите мероприятия неотложной помощи.

ЗАДАЧА 4. Пораженный жалуется на сильную боль в груди, частые приступы кашля, кровохарканье, резкую одышку, справа в области 3-5 ребер кровоточащая пенящаяся рана, через которую с шипением выходит воздух. Определите состояние. Перечислите мероприятия неотложной помощи.

Наши рекомендации