Основные мероприятия по радиационной защите

После аварии на ЧАЭС законодательные и исполнительные органы власти Республики Беларусь приняли ряд мер по радиационной защите и обеспечению радиационной безопасности населения. Мероприятия по защите людей проводились с первого дня после аварии и продолжаются в настоящее время.

Основными документами, регламентирующими организацию и проведение защитных мероприятий, являются Законы Республики Беларусь: «О радиационной безопасности населения» от 25.01.1998 г, «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1991 г, «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» 1991 г., «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на Чернобыльской АЭС», «Нормы радиационной безопасности НРБ-2000», «Санитарные правила и нормы» 2002 г., решения Правительства об обучении населения способам радиационной защиты и др. В настоящее время законодательными и исполнительными органами власти рассматриваются новые правовые и другие документы по радиационной защите.

Руководствуясь вышеперечисленными документами и другими решениями Правительства, перечислим основные меры, направленные на защиту населения от радиации:

1. Эвакуация и отселение.

2. Дозиметрический контроль радиационной обстановки на всей территории Республики Беларусь и ее прогнозирование.

3. Оповещение населения о радиационной обстановке.

4. Постоянное снижение устанавливаемых дозовых нагрузок на население.

5. Дезактивация территории, объектов, техники и продуктов питания.

6. Захоронение образовавшихся в результате дезактивационных мероприятий радиоактивных отходов, а также отходов промышленного и сельскохозяйственного производства с повышенным содержанием радионуклидов.

7. Ограничение свободного доступа населения на территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения и прекращение хозяйственной деятельности.

8. Перепрофилирование в лесном и сельском хозяйстве и обеспечение радиационно-безопасных условий труда.

9. Меры по снижению содержания радиоактивных веществ в сельскохозяйственной продукции и в продуктах ее переработки.

10. Организация медицинской помощи пострадавшим от радиации.

11. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

12. Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий.

13. Пропаганда рационального питания.

14. Контроль за переработкой и распространением загрязненных радионуклидами продуктов.

15. Компенсация ущерба (социального, экономического, экологического).

16. Контроль за использованием, распространением и захоронением радиоактивных материалов.

17. Предотвращение распространения радионуклидов.

18. Реабилитация сельскохозяйственных угодий.

19. Организация агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения.

20. Благоустройство населенных пунктов.

21. Социальные и другие дополнительные меры.

Краткая характеристика мероприятий по радиационной защите и радиационной безопасности населения

Остановимся на основных мероприятиях и способах по выживанию населения в условиях радиоактивного загрязнения местности. При этом сочетаются мероприятия, проводимые государственными структурами и самостоятельно гражданами.

Эвакуация и отселение

Эти мероприятия должны были быть организованы в соответствии с НРБ-76. Однако масштабы радиоактивного загрязнения оказались больше, чем прогнозировались МКРЗ, и НРБ-76 не давали ответов на все вопросы по организации защиты населения. Поэтому в первые дни и месяцы после аварии на ЧАЭС Минздрав СССР вынужден был давать Правительствам СССР и БССР рекомендации по эвакуации, не предусмотренные НРБ-76. Так, в первые недели и месяцы там, где люди могли получить более 75 бэр на все тело в неделю, а дети – более 400 бэр на щитовидную железу (ЩЖ), эвакуация была экстренной. Позже срочная эвакуация производилась, если на все тело человек мог получить 25 бэр/неделю. А согласно концепции безопасного проживания эвакуация и отселение производятся при угрозе облучения всего тела дозой от 5 до 50 бэр. Эвакуацию детей и беременных женщин рекомендуется проводить на ранней фазе при угрозе облучения тела дозами от 1 до 5 бэр (ЩЖ от 20 до 50 бэр).

Позже Программой было предусмотрено отселение людей из населенных пунктов, где загрязнение составляло 40 Кu/км2 и выше. Там, где загрязнение составляет 15–40 Кu/км2, предоставлено право выбора: переселение или проживание на этой территории с получением компенсации и других льгот. Программой предусмотрено первоочередное отселение семей, имеющих детей до 14 лет с противопоказаниями на радиационные воздействия.

Согласно Закону вся загрязненная радионуклидами территория Республики Беларусь делится на зоны:

· зона эвакуации(отчуждения) – 30 км зона и территория, откуда в 1986 году было эвакуировано население;

· зона первоочередного отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет более 40 Кu/км2, по стронцию-90 – более 3 Кu/ км2, по плутонию-239 – более
0,1 Кu/км2; эквивалентная доза – более 5 мЗв/г;

· зона последующего отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 15–40 Кu/км2, по стронцию-90 – 2–3 Кu/км2, по плутонию-239 – 0,05–0,1 Кu/км2; эквивалентная доза – более 5 мЗв/г;

· зона с правом отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 5–15 Кu/км2, по стронцию-90 – 0,5–2 Кu/км2, по плутонию-239 – 0,02–0,05 Кu/км2; эквивалентная доза – 1–5 мЗв/г;

· зона проживания с периодическим радиационным контролем, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 1–5 Кu/км2, по стронцию-90 – 0,15–0,5 Кu/км2, по плутонию-239 – 0,01–0,02 Кu/км2; эквивалентная доза – менее 1 мЗв/г.

Наши рекомендации