Порядок оказания медицинской помощи вынужденным переселенцам
При создании системы организацииоказания медицинской помощи пострадавшим и населению необходимо учитывать готовность и возможности ЛПУ, в том числе и службы медицины катастроф регионов, находящихся вблизи зоны вооруженного конфликта, особенно тех регионов, в которые происходит массовая миграция вынужденных переселенцев и где осуществляется их размещение.
Здравоохранению этих регионов необходимо в короткие сроки, привлекая имеющиеся силы и средства, организовать оказание медицинской помощи вынужденным переселенцам. Кроме того, необходимо учитывать возможности здравоохранения по выделению сил и средств для работы в зоне конфликта, а также в составе создаваемой на территории федерального округа межрегиональной группировки сил и средств здравоохранения (выделение в больничных учреждениях коек, их профилизация и т.д.).
Организация оказания медицинской помощи вынужденным переселенцам осуществляется с учетом двух принципиально важных обстоятельств.
Первое: необходимо организовать оказание медицинской помощи вынужденным переселенцам, размещенным в городках их временного проживания, т.е. относительно более организованных групп населения, находящихся на небольшой площади.
Второе: необходимо скорректировать действующую систему организации оказания медицинской помощи населению региона с учетом прибывших контингентов вынужденных переселенцев, их количества и мест размещения на территории данного региона.
Вынужденные переселенцы, не проживающие в городках для временного их размещения, могут находиться на значительной или всей территории региона. О степени их рассредоточения по территории зависит количество ЛПУ, деятельность которых следует корректировать.
Для приближения медицинской помощи к вынужденным переселенцам в каждом городке целесообразно развертывать медицинский пункт с необходимым набором медикаментов, медицинского имущества и оборудования. Главной задачей этих медицинских пунктов является оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи, как взрослым, так и детям, особенно по неотложным показаниям при острых заболеваниях и травмах.
С этой целью в каждом городке для вынужденных переселенцев создается система оказания неотложной медицинской помощи всем нуждающимся в ней. Она должна предусматривать и оказание первой помощи на месте острого заболевания или получения травмы (оказывается родственниками, соседями, сотрудниками администрации городка), осуществление мероприятий первой врачебной медико-санитарной помощи в медицинском пункте, а также быструю эвакуацию больных в ближайшую больницу или полевой госпиталь с оказанием медицинской помощи в пути следования.
Неотложная медицинская помощь больному на месте заболевания может быть оказана медицинской сестрой, фельдшером или врачом медицинского пункта с применением специальных наборов или укладок.
Для обеспечения эвакуации больного с места острого заболевания в медицинский пункт или в лечебное учреждение (больница, полевой госпиталь) в медицинском пункте должен иметься в постоянной готовности к выезду санитарный автомобиль, оснащенный всем необходимым для оказания медицинской помощи в пути следования. В том случае, когда городки для вынужденных переселенцев располагаются на незначительном удалении друг от друга и между ними имеется постоянная телефонная связь, возможно выделение одного санитарного автомобиля для нескольких городков.
Медицинский пункт должен быть готов к оказанию неотложной медицинской помощи в любое время суток. Для этого в нем организуется круглосуточное дежурство среднего медицинского персонала и обеспечивается наличие и готовность всего необходимого материального оснащения.
В процедурной медицинского пункта оборудуется шкаф, укомплектованный всем необходимым для оказания неотложной медицинской помощи. Кроме того, в процедурной должна находиться специальная укладка для оказания медицинской помощи вне медицинского пункта.
Приказом руководителя здравоохранения региона назначается ответственный за организацию и оказание медицинской помощи вынужденным переселенцам, проживающим в каждом конкретном городке. Как правило, этим должностным лицом является главный врач близлежащей больницы, за которой закрепляется организация и оказание медицинской помощи вынужденным переселенцам данного городка.
К одной больнице для оказания медицинской помощи могут прикрепляться несколько городков временного проживания переселенцев.
Медицинские пункты городков укомплектовываются врачами и средним медицинским персоналом из числа вынужденных переселенцев, при отсутствии таковых - медицинскими кадрами из близлежащих ЛПУ.
Наиболее оптимальным составом врачей в медицинском пункте следует считать: хирург - 1, терапевт - 1, педиатр - 1, гинеколог - 1; медицинские сестры - 4-5 чел. При таком количестве медицинских работников можно организовать и проводить амбулаторный прием больных различными специалистами и круглосуточное дежурство в медицинском пункте.
Восполнение лекарственных и перевязочных средств осуществляется центром медицины катастроф и частично - за счет больниц.
Необходимо, чтобы 1-2 раза в неделю в медицинском пункте работали врачи - специалисты больницы или полевого госпиталя службы медицины катастроф (если он рядом развернут). Основная цель их работы - консультация наиболее сложных больных, которых, при необходимости, направляют на стационарное обследование и лечение в больницу или другие ЛПУ; выполнение контрольных осмотров больных, ранее обращавшихся за медицинской помощью; оказание медицинским работникам медицинских пунктов методической помощи.
Вынужденным переселенцам, размещенным вне городков, медицинская помощь оказывается в ЛПУ по месту их временного проживания в таком же порядке, как и постоянным жителям региона.
При необходимости для организации и оказания медицинской помощи переселенцам, временно размещенным на территории близлежащего от зоны вооруженного конфликта региона, могут привлекаться дополнительные силы и средства федерального уровня и других регионов (полевые госпитали службы медицины катастроф Минздрава России, бригады специализированной медицинской помощи).
Для решения задач медико-санитарного обеспечения населения в вооруженном конфликте создается группировка сил и средств здравоохранения.
Группировка медицинских сил и средств первого эшелона располагается, как правило, в пределах зоны вооруженного конфликта, на территории, контролируемой федеральными органами власти, а также соседнего субъекта (субъектов) федерации, где размещено наибольшее количество вынужденных переселенцев.
Основными задачами группировки первого эшелона применительно к организации оказания медицинской помощи являются:
· оказание первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи вынужденным переселенцам, а также населению, проживающему на освобожденной территории, контролируемой федеральными органами власти;
· проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение возникновения массовых инфекционных заболеваний и их распространения;
· оказание содействия в восстановлении функционирования в первую очередь больниц, а также других медицинских учреждений;
· обеспечение медицинским имуществом восстанавливаемых больниц и медицинских пунктов городков для вынужденных переселенцев.
В состав группировки первого эшелона обычно входят: Территориальное управление МинздраваРоссии, оперативные группы Минздрава России и штаба Всероссийской службы медицины катастроф; мобильные формирования службы медицины катастроф Минздрава России, способные к работе в автономном режиме и на ограниченной территории (полевые госпитали, БСМП и др.); центры медицины катастроф соседнего региона, где размещено наибольшее количество вынужденных переселенцев; медицинские пункты городков для вынужденных переселенцев; запасы медицинского имущества для оснащения и обеспечения, прежде всего, медицинских пунктов городков для вынужденных переселенцев, при центре медицины катастроф региона, на территории которого созданы эти городки, и при полевых госпиталях службы медицины катастроф, в основном для больниц, расположенных на территории, освобожденной федеральными войсками.
Кроме того, в состав первого эшелона следует включать больницы и другие медицинские учреждения, находящиеся на освобожденной территории, контролируемой федеральными органами власти, которые в той или иной степени способны функционировать.
Группировку медицинских сил и средств второго эшелона составляют в основном ЛПУ, находящиеся на территории регионов, входящих в состав федерального округа, межрегиональный и региональные центры медицины катастроф с резервом медицинского имущества.
Основными задачами второго эшелона группировки являются:
· оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению, пострадавшему в результате вооруженного конфликта;
· отбор и направление пораженных и больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в федеральных лечебных учреждениях и клиниках РАМН, и их медицинская эвакуация.
· подбор и направление медицинских специалистов для работы в медицинских формированиях, учреждениях, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий вооруженного конфликта.
Группировку медицинских сил и средств третьего эшелонапредставляют медицинские учреждения федерального уровня. Данный эшелон группировки включает многопрофильные и узкоспециализированные ЛПУ, медицинские центры и научно-исследовательские учреждения, клиники РАМН, резерв медицинского имущества Минздравсоцразвития России для ЧС, и при необходимости другие федеральные медицинские учреждения.
На третий эшелон группировки возлагаются следующие задачи:
· решение управленческих задач по организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения и восстановлению работы лечебно-профилактических учреждений;
· координация действий медицинских эшелонов сил и средств по выполнению возлагаемых на них задач лечебно-эвакуационного обеспечения;
· взаимодействие с органами управления (другими министерствами и ведомствами), принимающими участие в организации восстановления жизнеобеспечения населения;
· направление формирований и отдельных специалистов здравоохранения, медицинского имущества и техники, а также другого имущества в зону конфликта;
· оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в ЛПУ федерального уровня;
· создание и содержание федерального резерва специализированных коек, медицинских кадров, формирований и имущества для ликвидации медико-санитарных последствий вооруженного конфликта;
Огнестрельные раны
Огнестрельные раны, составляют особую группу, отличающуюся тяжестью повреждений и сложностью лечения. К ним относят раны, образовавшиеся в результате применения огнестрельного оружия (самодельного, охотничьего, боевого), а также взрывов мин и боеприпасов.
Многообразие систем огнестрельного оружия обусловливает большое разнообразие огнестрельных ран. Эффект физического воздействия на ткани зависит, с одной стороны, от свойств самого ранящего снаряда (его величины, формы, массы, скорости и траектории полета), а, с другой — от свойств поражаемых тканей (плотности, упругости, процентного содержания воды, наличия эластических или хрупких структур).