Сеть школ для детей с нарушениями слуха

В школах для слабослышащих организуются два отделения. В I отделение принимаются дети, владеющие разговорной речью, с отдельными недостатками в виде дефектов произношения, негрубого аграмматизма; во II отделение принимаются дети с глубоким недоразвитием речи в виде резкого для данного возраста ограничения словарного запаса, выраженного аграмматизма, резкого искажения произношения.

Для поздно оглохших детей организуются специальные курсы по чтению с губ, или же их направляют в соответствующие классы I и II отделения, в зависимости от состояния их речи. Дети с более легкими степенями снижения слуха (воспринимающие речь на расстоянии свыше 2 м), а также позднооглохшие по инструкции должны направляться в нормальную школу, при условии достаточно развитой речи. Обучение этих детей в массовой школе требует соблюдения некоторых условий, так как даже легкие степени снижения слуха создают затруднения в восприятии речи окружающих, тем более что в классе почти никогда не бывает полной тишины.

Эти условия следующие: а) учащийся должен владеть навыком чтения с губ; б) его следует посадить в первые .ряды и посередине, чтобы он мог видеть лицо учителя; в) учитель должен быть осведомлен о состоянии слуха такого ученика и следить за тем, чтобы не поворачиваться к нему спиной, не говорить стоя сзади него и на далеком расстоянии; г) учащийся должен получить все необходимые книги, чтобы он мог восполнять свои пробелы при помощи чтения; д) семья или детское учреждение должны обеспечить ему систематическую помощь при подготовке уроков. При работе со слабослышащим (при обследовании и планировании работы с ним) логопед должен помнить, что у слабослышащего могут быть одновременно и другие речевые дефекты, обусловленные не только нарушением слуха, но и нарушениями в области речедвигательного анализатора.

Естественно, это будет вносить дополнительные трудности в речевую работу. В результате проведения всего комплекса этой сложной коррекционной работы у слабослышащего улучшается слуховое восприятие речи, несмотря на то, что слух у него объективно не изменяется.

Глава VI АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ

Для определения тяжелого системного нарушения речи на органической основе употребляются два термина- алалия и афазия

Термин алалия встречается в специальной литературе с давних пор. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений (а - отрицание, отсутствие, лалио - речь)

В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие дислалия и противопоставил дислалии алалию, которую он характеризовал теперь как полную невозможность артикулирования.

В дальнейшем полную невозможность артикулирования предпочли именовать анартрией, оставив название алалия для нарушений, затрагивающих не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй, а также понимание речи.

В 60-х годах XIX столетия французский ученый. Труссо для обозначения потери речи у взрослых вводит термин афазия. Этот термин очень быстро закрепился в медицине.

В настоящее время термином алалия принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи, а термином афазия - системный распад уже сформировавшейся речи.

Оба эти нарушения имеют между собой много общего: и алалия и афазия характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление функции речи ≈ общения с окружающими.

Известно высказывание крупного афазиолога С. Монакова: Нет афазии, а есть афазики. С одинаковым правом это же можно сказать и об алалии. Как вторичные явления в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности и всего поведения человека. В результате сложности указанных нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие их форм.

Все исследователи выделяют две основные формы и в алалии и в афазии: моторную и сенсорную. Хотя такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, все-таки оно является оправданным, так как основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный). Разнообразие проявлений алалии и афазии заставляет. Пытаться дать более тонкие деления их. Последними значительными работами советских ученых в этом направлении являются работы проф. А. Р. Лурия и проф. В. К. Орфинской. Сопоставление этих нарушений выявляет большое своеобразие каждого в их проявлениях, структуре и соответственно в методах логопедической работы.

Если определение алалии звучит как глубокое системное недоразвитие речи, а определение афазии - как системный распад речи, то работу с алаликами характеризуют как воспитание речи, а с афазиками - как восстановление речи.

В практике детской логопедии встречаются и дети - алалики и дети - афазики, но последние встречаются значительно реже.

АЛАЛИЯ

Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином алалия принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т. е. до 1 - 2 лет жизни ребенка. Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (М.В. Богданов-Березовский, Н. Н. Трауготт, М. Б. Эйдинова).

Э. Фрешельс и Ю. А. Флоренская отмечают слухонемоту у детей (немоту при сохранном слухе), страдающих тяжелым рахитом или перенесших тяжелые болезни дыхательных органов, в частности коклюш. Проф Н. И. Красногорский говорит о тяжелых задержках речевого развития, связанных с недостатком питания и сна в первые месяцы жизни ребенка. Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно (В. Ольтушевский, Н Н Трауготт).

Глубокое и рано начинающееся нарушение речи ребенка не может не отражаться как на развитии всей его личности (так как вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения), так и на развитии мышления. Речь человека неразрывно связана с мышлением, так как она обладает свойством отвлечения и обобщения.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3 - 4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10- 12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную. Лобно-теменная и височная области коры головного мозга левого полушария представляют собой корковые отделы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Возникновение моторной алалии связано с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а возникновение сенсорной алалии- с нарушением деятельности речеслухового анализатора

Некоторые авторы пытаются дать более тонкую классификацию форм алалии Так, например, проф Р. Е. Левина выделяет 3 формы: а) с нарушением слухового (фонематического) восприятия, б) с нарушением зрительного (предметного) восприятия, в) с нарушением психической активности. Проф. С. С. Мнухин выделяет 4 формы сенсорной недостаточности у детей. В. К. Орфинская выделяет и описывает 4 формы моторной алалии, 4 формы сенсорной алалии и 2 формы с нарушением двигательно-зрительного анализатора.

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

Моторная алалия - это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений и с несколько различной локализацией мозгового поражения, общим для которых является недоразвитие экспрессивной речи, т. е. затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем языка, а также звукопроизношением 'при относительно полноценном развитии понимания речи (импрессивная речь).

Особенности личности моторного алалика выражаются в некоторой заторможенности или, наоборот, в повышенной возбудимости и в сенситивности (нерешительности, обидчивости). Эти особенности, с одной стороны, зависят от недоразвития центральной нервной системы, а с другой - являются результатом того, что речевая неполноценность и общая моторная неловкость выключают ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмируют его психику, тем более что среди моторных алаликов достаточно большой процент детей, у которых задержка интеллектуального развития имеет вторичный характер и устраняется по мере развития речи.

Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер а) кинестетическая оральная апраксия, т е трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков,

б) трудности переключения от одного движения к другому;

в) трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова (его двигательной схемы) и др.

В связи с указанными затруднениями задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи - активного словаря. Он оказывается бедным, недостаточным, искаженным. Задерживаются в своем развитии и фонетическая сторона и грамматический строй речи. Вторично, и в меньшей степени, страдает в своем развитии импрессивная сторона речи.

Большинство исследователей отмечают как одну из характерных особенностей моторного алалика так называемое снижение речевого стимула, или речевой негативизм.

Причины этого явления, по-видимому, разнообразны. Прежде всего в основе его лежат затруднения в формировании и пользовании самостоятельной речью: оральная апраксия, которая в до-речевом периоде может мешать подражанию, "а следовательно, обогащению лепета, затем задерживает появление первых слов и тормозит употребление уже формирующихся, проявляясь в виде наблюдаемых поисков артикуляции. Не меньшим тормозом в пользовании речью является нестойкость слоговой структуры слова, которая ведет к появлению парафазий (литеральных и вербальных) и часто заставляет моторного алалика после нескольких попыток совсем отказаться от произнесения слова.

Не последнюю роль в проявлениях речевого негативизма может играть и неправильное отношение к моторному алалику окружающих взрослых и детей: постоянные поправки, категорические требования сказать или повторить слово правильно, что ребенку еще недоступно, непонимание его высказываний и, наконец, насмешки и передразнивания.

Независимо от причин, лежащих в основе речевого негативизма и поддерживающих его, это явление в свою очередь тормозит развитие речи алалика. Суммируя данные разных авторов об особенностях раннего речевого развития алалика, мы увидим следующую картину: ребенок молчалив, не лепечет (данные проф. Гутцмана, Л В Мелеховой, наши данные). Навыки формирования и закрепления различных элементарных механизмов звукопроизношения и овладения ритмической структурой слов не складываются, не возникает и способность подражания речи окружающих. Таким образом, не создается база для развития и закрепления словаря алалика. Нормальный ребенок овладевает первыми навыками и восприятия и произношения слоговой структуры слов уже в процессе лепета (так же, как и произношением отдельных звуков).

Наши рекомендации