Особенности речи слабослышащего ребенка.
Ограниченное понимание речи - один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.
В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).
В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.
Характер звукопроизношения слабослышащих детей будет следующим: а) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных; б) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров р и л; в) недостатки смягчения; г) позднее формирование аффрикат, д) выпадение при стечении согласных одной из согласных. Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.
Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.
Для выяснения и уточнения тех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, проводится обследование. Оно должно носить комплексный медико-педагогический характер. Одно из важных мест в нем занимает обследование слуха.
Отоларинголог проводит обследование слуха аппаратурным путем и при помощи речи. Логопед проводит полное логопедическое обследование, в котором должно иметь место и обследование слуха при помощи речи; хотя последнее не может обладать точностью аппаратурного обследования, но благодаря теснейшей связи слуха и речи имеет очень важное значение. Кроме слуховых данных, в логопедическое обследование слабослышащего ребенка должны войти речевой анамнез и состояние речи в момент обследования.
При собирании речевого анамнеза важно выяснить особенности речевого развития слабослышащею ребенка до момента снижения слуха, обстоятельства и время возникновения тугоухости, последующие изменения в речевом развитии (словаря, грамматического строя, звуковой стороны речи), в общем поведении ребенка.
Выяснение формы общения между слабослышащим и его близкими, как, например, жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др., часто помогает понять причину несоответствия речи тугоухого и степени снижения слуха.
Обследование слуха речью
проводится следующим образом. Предварительно логопед путем беседы с ребенком, показа и называния предметных картинок устанавливает его обиходный словарь с характерными для него названиями предметов, например но вместо слова лошадь;амка илижучка вместо слова собака и т. д. (из практики известно, что восприятие незнакомых или малознакомых слов оказывается более трудным даже при нормальном слухе).
В этом словаре должны быть слова с различной частотной характеристикой составляющих их звуков (к высоким звукам относятся И, Э, С, 3, Щ, Ч, Ж; к низким ≈ У, О, М, И, Р) .
Для иллюстрации последнего приводим частично слова из таблицы, предложенной Л. В. Нейманом: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, нос, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух, папа, шапка, карандаш, уши, мяч и т. д. (состав и объем словаря будет зависеть от уровня речи обследуемого).
Слова из этого словаря логопед произносит голосом разговорной силы на разных расстояниях, начиная с близкого расстояния, постепенно отходя от исследуемого до тех пор, пока он не перестанет правильно повторять большинство предъявляемых ему слов Во избежание считывания с губ лицо обследуемого должно быть отвернуто от говорящего или обследующий прикрывает свой рот листом бумаги. Полезно применить и такой прием, как: ребенок доказывает воспринятый на слух предмет на соответствующей картинке или же выполняет воспринятое на слух приказание (закрыть дверь, поднять вверх руки, встать со стула и др.). Последние два приема обеспечивают не только эхолалическое повторение воспринятого на слух, но и проверку понимания его смысла.