Неткачев К.Н. Клиника и психотерапия заикания. М, 1913
Парамонова Л. Г. К вопросу о влиянии нарушенного звукопроизношения на судорожность речи при заикании. ⌠Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена, т. 256, 1963.
Pay Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста М, Медгиз, 1958
Рождественская В. И. Воспитание заикающихся дошкольников. М, Учпедгиз, 1960.
Сахаров А. С. Заикание, его предупреждение и лечение. Л., 1959.
Сикорский И. А. О заикании. Киев, 1909.
Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания В сб ∙ Расстройства речи у детей и подростков, под ред проф. С. С. Ляпидевского. М, Медицина, 1970.
Тартаковский (Упрямый) И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. М, 1934.
Тяпугин Н. П. Заикание. М., Медгиз, 1&52.
Флоренская Ю. А. Невротические нарушения речи. Клиника и терапия нарушений речи М., Медгиз, 1949.
Флоренская Ю А К вопросу о функциональных расстройствах речи Парафазия и тахилалия ⌠Современная психоневрология, 1934, 4
Хватцев М Е Логопедия М, Учпедгиз, 1951, гл II.
Хватцев М Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Ходорова 3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками М, Учпедгиз, 1940
ЧевелеваН А. Занятия по исправлению заикания у школьников. В сб. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М, Просвещение, 1965
Шостак Б. И. Особенности моторики заикающихся детей. В сб.: Очерки по патологии речи и голоса, под ред проф С С Ляпидевского, вып 2 М, Учпедгиз, 1963.
ШембельА Г. Методика логопедической работы по устранению заикания у подростков в условиях медицинского стационара. В сб . черки по патологии речи и голоса, под ред проф. С С Ляпидевского, вып 2. М, Учпедгиз, 1963
ШембельА Г. Заикание. В сб .Расстройства речи у детей и подростков, под ред проф С. С Ляпидевского М, Медицина, 1970
Глава V. НАРУШЕНИЕ РЕЧИ НА ПОЧВЕ СНИЖЕНИЯ СЛУХА
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
Определение глухоты и тугоухости. В результате поражений периферического слухового аппарата снижается острота слуха в той или иной степени - от легкой до полной потери. В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).
Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Возможность различения на слух тех или иных элементов речи определяется, с одной стороны, объемом и остротой слухового восприятия, с другой ≈ степенью развития словесной речи.
Советские отоларингологи Л. С. Темкин и Б. С. Преображенский считают, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено.
Наличие восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.
Существует несколько классификаций степеней тугоухости (проф. Б. С. Преображенский, проф. Л. В. Нейман и др.). Одной из распространенных классификаций является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 6). В основе ее лежит вос приятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова). Таблица 6
Расстояние,'на котором воспринимается речь | ||
Степень | разговорная | шепотная |
Легкая | От 6 м до 8 м | 3 м≈б м |
Умеренная | 4 м≈6 м | 1 м≈3 м |
Значительная | 2 м≈4 м | От ушной раковины до 1 м |
Тяжелая | От ушной раковины до 2 м. | 0≈0,5 м |
Причинами возникновения тугоухости, по последним исследованиям (Л. В. Нейман, 1961), являются чаще всего отит, менингит и некоторые другие заболевания, за их малочисленностью объединенные автором в одну группу. (С этими данными совпадают и наблюдения проф. М. Зеемана.)
Теми же исследованиями установлено, что менингит чаще возникает в возрасте до 2 лет, причем дает обычно более тяжелые степени снижения слуха, а отит возникает в более позднем возрасте и дает более легкие степени тугоухости. При анализе объема нарушения слуха установлено, что, чем тяжелее степень тугоухости, тем более значительно выражена потеря слуха на все частоты. Причем наибольшее снижение слуха падает на высокие частоты, имеющие наиболее важное значение для восприятия звуков речи (от 512 до 4096 гц). Во всяком случае, любая степень нарушений слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.