Общие сведения о нарушениях звукопроизношения
Неправильное звукопроизношение, которое до сих пор именуется как косноязычие, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии.
Понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров; оно претерпело значительные изменения ≈ сузилось, но вместе с тем приобрело большую глубину (см. табл. 4 и 5).
В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, . р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1 %, и - 1,5%. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, какм, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).
Таким образом, мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм ≈ при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм ≈ при нарушении произношения звука р, ламбдацизм ≈ при нарушении произношения звука л, каппацизм ≈ при нарушении произношения задненёбных, йотацизм≈при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.
Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звукамил, л', р', й, в, д и т. д. Если мы проанализируем приведенные варианты искажения звука р, то увидим, что для части их характерно только изменение привычного 'звучания звука р, но наличие звука р в произношении остается несомненным для слушающих, тогда как в других случаях вместо звука р произносится тот или иной звук того же языка - его заменитель. Случаи замены одного звука другим носят название паралалий.
Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.
В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т. д.
Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот. В логопедии учитываются три уровня неправильного звукопроизношения: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков; б) неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование - смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука.
Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма).
***
У разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит названиепростого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т. п.), тогда дефект называетсясложным диффузным, полиморфным.
На основании всего вышеизложенного содержание понятия неправильное звукопроизношение может быть наглядно изображено в следующей таблице (см. табл. 4).
Таблица 4 Основные виды неправильного звукопроизношения согласных
Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. В логопедии известны более сложные речевые нарушения, в которых фонетический дефект оказывается только одним из симптомов, характеризующих все речевое нарушение в целом. К таким сложным речевым нарушениям относятся дизартрии, алалии, афазии, нарушения речи при тугоухости.
Если изобразить место неправильного звукопроизношения в указанных речевых нарушениях заштрихованной частью .прямоугольника (табл. 5), изображающего все речевое нарушение, то мы увидим, что при дислалии штриховка заполняет весь пря-
Таблица 5
моугольник, т. е. понятия дислалии и нарушения звукопроизношения в данном случае равнозначны, тогда как при дизартрии оно занимает большое место, но не исчерпывает всего содержания этого нарушения. Наконец, при алалии, афазии и речевых нарушениях, связанных с тугоухостью, место неправильного звукопроизношения среди других проявлений оказывается значительно меньшим.