Общая часть. основы логопедии
Оглавление
ОТ АВТОРА
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
ВВЕДЕНИЕ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ И ИХ РАЗВИТИЕ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Планирование логопедической работы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Глава I РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА
МЕХАНИЗМЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава II НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ДИСЛАЛИЯ Дислалия функциональная и механическая
Ринолалия
ДИЗАРТРИЯ
Клинические формы дизартрии
Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия
Подкорковая дизартрия
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия
Кинетическая премоторная корковая дизартрия
Детская псевдобульбарная дизартрия
Глава III МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Комплекс основных движений.
Методика постановки звуков разных звуковых групп
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия
Подкорковая дизартрия
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия
Кинетическая премоторная корковая дизартрия
Детская псевдобульбарная дизартрия
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава IV. НАРУШЕНИЯ РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
ЗАИКАНИЕ
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ PAБOTbl
Предупреждение заикания
Преодоление развившегося заикания
ДРУГИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава V. НАРУШЕНИЕ РЕЧИ НА ПОЧВЕ СНИЖЕНИЯ СЛУХА
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
Особенности речи слабослышащего ребенка.
Обследование слуха речью
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Зрительное восприятие речи.
Сеть школ для детей с нарушениями слуха
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава VI АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ
АЛАЛИЯ
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МОТОРНОГО АЛАЛИКА И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ СЕНСОРНОГО АЛАЛИКА И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Приемы работы.
ДЕТСКАЯ АФАЗИЯ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
АФАЗИЯ У ВЗРОСЛЫХ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава VII НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава VIII ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
СОСТОЯНИЕ РЕЧИ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Контакт логопеда с врачом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава IX ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Приложение 1 ФОРМА ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Приложение 2 РЕЧЕВАЯ КАРТА
Приложение 3 СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Приложение 4 ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Приложение 5 СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Приложение 6 СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Приложение 7
Приложение 8 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Приложение 9 ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Приложение 10 ОБСЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ И РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ
Приложение 11
Приложение 12 СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Правдина О. В.
Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., ⌠Просвещение■, 1973. 272 с с ил.
В пособии обобщен многолетний опыт работы автора по устранению речевых нарушений у детей, описываются различные виды речевых нарушений, анатомо-фнзиологические предпосылки этих нарушений и приводится методика работы с детьми-логопатами
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов в может быть использована логопедами практиками
Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков. Данное учебное пособие является обобщением многолетней работы автора по устранению речевых нарушений у детей. Многие положения настоящего пособия углублялись и уточнялись в совместной работе коллектива логопедов и врачей - сотрудников кафедры психопатологии и логопедии Московского государственного педагогического института им. В. И Ленина, руководимой профессором С. С. Ляпидевским. Медико-педагогический анализ различных случаев речевых расстройств у детей давал возможность более глубоко раскрывать природу дефекта и определять целенаправленные как логопедические, так и медицинские мероприятия, составляющие основу комплексного воздействия. В данном пособии использованы рисунки, которые были опубликованы в работах следующих авторов: М. Е. Хватцева, Э. С. Бейн, М. Б. Эйдиновой.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
При подготовке второго издания учебного пособия были учтены замечания и пожелания, высказанные автору в рецензиях, письмах и частных беседах, а также некоторые новые данные медицины и дефектологии. В общей части учебника были уточнены некоторые формулировки, была проработана и дополнена сравнительная таблица речевых нарушений, а также был несколько переработан в соответствии с новыми научными данными раздел о развитии детской речи. В специальной части упорядочено разделение глав; систематизировано изложение материала о дизартриях, согласно новым научным данным; изложен более кратко материал об афазии ≈ из него изъяты данные об афазии взрослых исходя из большой сложности этого вопроса и того, что он достаточно широко отражен в специальных монографиях и методических пособиях. По всему тексту было сокращено количество подзаголовков. В данном издании предлагается словарь специальных терминов. Автор благодарит всех товарищей, принявших участие в обсуждении и переработке учебника.
ВВЕДЕНИЕ
Термин логопедия дословно означает воспитание речи. В настоящее время значение этого термина стало гораздо шире. Предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления. В этом определении вскрывается как теоретическое содержание логопедии (изучение речевых нарушений), так и ее практическая направленность, жизненно-практическое значение (предупреждение и преодоление нарушений).
Нарушение речи мы определяем как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что:
а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
б) не соответствуют возрасту говорящего;
в) требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;
г) возникновение неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его.
Эти особенности отличают отклонение в нарушении речи от ее временных нарушений, которые могут иметь 'место и у детей и у взрослых. У ребенка они могут проявляться в неправильном произношении звуков, употреблении и произношении слов, построении предложения, неточном и неполном понимании речи окружающих и характеризовать определенный этап развития. Взрослый человек под влиянием усталости, эмоционального напряжения иногда начинает терять нужное слово или употреблять вместо одного слова другое (так называемые оговорки; например, вместо лифт≈ метро), неправильно произносит трудные слова, переставляя в них звуки или целые слоги (вместо эскалатор≈эксалатор, лаборатория≈раболатория и т. п.). Говорящий в одних случаях замечает свои ошибки и поправляет их, в других ≈ даже не замечает. Через некоторое время эти ошибки самостоятельно исчезают.
Речь иностранца в чуждой языковой среде также оказывается неправильной во многих отношениях, но она отличается от нарушенной речи тем, что имеет тенденцию самостоятельно улучшаться в результате более или менее длительного речевого общения с людьми, пользующимися новым для иностранца языком. Специальные занятия могут ускорять этот процесс. Наиболее устойчивым недостатком речи иностранца оказываются особенности интонации.
***
Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания. В логопедической практике различают следующие основные речевые нарушения:
1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения);
2) дислалии (функциональная и механическая);
3) дизартрия разных видов;
4) нарушения ритма темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия);
5) алалия (моторная и сенсорная);
6) разные формы афазии;
7) дисграфия и дислексия;
8) нарушения речи на почве снижения слуха.
Такие проявления речевой патологии, как лепетная речь, смешения звуков, парафазии (литеральные и вербальные), аграмматизмы и прочие не могут употребляться как названия отдельных речевых нарушений, это лишь их отдельные симптомы. Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные. Органические причины - это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, 'имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства.
Таблица 1
Место и степень подъема языка | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Подъем: верхний | И | ы | У |
Средний | Э | о | |
Нижний | а | ||
Лабиализация | Нелабиализованные | Лабиализованные |
2) шумные образуются при помощи ясно выраженного шума и делятся на: а) группу звонких (шум при наличии голосаб, б',д, д',г, г', в, в', з, з', ж); б) группу глухих (только шум ≈п, п', т, т', к, к', ф, ф', с, с', ш, ц, ч, щ).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Мы разработали схему логопедического анализа речевых нарушений, которая представлена в двух таблицах (см. приложение 5). Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными. Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития ≈ как общего, так и речевого ≈ начиная с раннего возраста.
Логопедическое обследование включает следующие пункты:
1. Имя, фамилия, возраст, национальность.
2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.
3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.
5. Слух.
6. Зрение.
7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.
8. Интеллект.
9. Строение органов артикуляции, подвижность их.
10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная ≈ с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь ≈ чтение и письмо.
11. Заключение.
Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.
Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.
Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.
Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.
Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому. Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.
Приложение 5 СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Планирование логопедической работы
При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.
1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.
2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой
3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).
4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия
Образцы рабочих записей
I Школьник 9 лет, III класс, функциональная дислалия, л заменяет звуком в. Движения губ, языка хорошие. Мальчик стесняется своего дефекта, хочет исправить. В семье над ним подсмеиваются.
1. Общий план: а) постановка звукал; б) автоматизация звука в речи. Дифференциация не требуется.
2. Постановка л; объяснение мальчику причины неправильности звучания у него л; подготовительные упражнения губ и языка перед зеркалом, произнесение им звука по подражанию (сразу зазубное), а затем по требованию с контролем зеркала
На первом же занятии можно перейти к включений звука в слоги и слова с этими слогами, т. е. начать автоматизацию звука.
3. Форма работы: занятие может проводиться индивидуально, но при наличии у логопеда детей с неправильным произношением л желательно включение его в группу.
4. Материал брать из пособий по исправлению звукал, давать упражнения на дом.
Примечание. Указать матери на нежелательность насмешек над произношением мальчика.
II. Моторная алалия средней тяжести у девочки 6 лет с хорошим интеллектом. Ходит в старшую группу детского сада. В характеристике, данной из детского сада, отмечается интерес девочки ко всем занятиям, не требующим речи, и ее молчаливость (с детьми общается при помощи отдельных слов, коротких фраз). Слова часто произносит неправильно.
1. Общий план: а) уточнение правильного произношения употребляемых девочкой слов (правильной структуры и правильного звукопроизношения), дальнейшее обогащение словаря;
б) работа над предложением; в) работа над коротким пересказом.
2. Постановка отсутствующих и исправление неправильно произносимых звуков.
3. Индивидуальная работа с постепенным включением как речевого материала бытового характера, так и материала занятий в группе детского сада.
4. Речевой материал должен подбираться в соответствии:
а) со словарем девочки; б) со словарем и предложениями, употребляемыми в жизни группы (во время режимных моментов и занятий).
Примечание. Желательно перевести девочку из старшей группы в среднюю, где уровень речи более доступен для нее Объяснить ей, что перевод временный. Воспитателей просить включить девочку во все игры и речевые занятия, не требуя от нее развернутых высказываний, но поощряя ее речевую активность в виде совместного проговаривания с другими детьми.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гвоздев А. И Вопросы изучения детской речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1948
Глава I РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА
МЕХАНИЗМЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.
В основе громкой речи и пения лежит образование гласных звуков. Гласные звуки обеспечивают голосовую звучность речи, но возможность понимания ее смыслового содержания зависит в основном от согласных. Поэтому в устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков, в основном согласных звуков речи, и второстепенное место принадлежит интонации, а в пении - голос; фиксированная мелодия является одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план, - словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.
Показательными в этом отношении являются следующие факты: когда взрослому, нормально говорящему человеку случается неправильно произнести тот или иной звук в слове, он ощущает какую-то неловкость во рту; если же певец фальшивит, то он может чувствовать непривычное ощущение в гортани. Диапазон певческого голоса всегда шире, чем диапазон речевого, который лежит обычно в нижней части певческого диапазона. Для бытовой речи оказывается достаточно 4 - 7 тонов.
Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.
Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний; высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).
Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.
Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок: на низких и средних тонах вибрирующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых друг к другу, раскрытие их происходит на короткий момент, колебания происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук получается богатый обертонами (тонами, дополнительными к основному тону), металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном звучании голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сближения голосовых связок (рис. 10).
Тембр - окраска, качество звука голоса. Тембр характерен: а) для голоса каждого человека; б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом. В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае - от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.
Координированная и сложная изменчивость всех этих свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает все богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека. В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует уже около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов: а) подсвязочного давления воздуха и б) действия массы и натяжения голосовой мышцы. Более новая - нейрохронаксическая теория. Автор ее - французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву (возвратному), в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Последние годы усиленно обсуждается правильность этих теорий.
Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом; в речевой и певческой практике создается так называемое кинестезии-мышечное чувство движений в гортани, но только при наличии слуха голос может получить свое полное развитие ≈ только слышащий ребенок научается полноценно говорить и петь: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр. Среди речевых звуков больше и прежде всего страдают гласные (они звучат неясно, глухо), затем свистящие звуки, страдает ударение.
Хорошее восприятие как речи, так и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т. е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.
Все сказанное говорит о том, что как речевой, так и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно разнообразные условнорефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием окружающей социальной среды.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
· Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб.: ⌠Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963.
· Алиазова Е. С. Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройства голоса при органических заболеваниях гортани. ⌠Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, вью. 219, 1964.
· Алмазова Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков. В кн.: ⌠Нарушения речи у детей и подростков, под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М., "Медицина, 1969.
· 3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте, гл. IX. М., Медгиз, 1962.
· Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. Л., Медицина, 1970.
· Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств. В сб.: "Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, âûï 2. Ì.. Ó÷ïåäãèç, 1963.
· И в а н о в с к а я Ф. А. Сборник логопедических упражнении при расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.
· Корсакова Е. А. и Прянишников О. В. Мастерство речи, вып. I иII. Пособие для колхозных театральных кружков. М., Изд-во Комитета по делам искусств, 1938.
· Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Польское гос. мед. изд-во, Варшава, 1965.
· Морозов В. П. Вокальный слух и голос. М.≈Л., ⌠Музыка, 1965. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., ⌠Наука, 1967. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб.: ⌠Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963.
· РябченкоА.Т. Функциональные нарушения голоса. М., ⌠Медицина, 1964.
· Таптапова С. Л. Методика образования звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью. Дисс. М., 1962
Таблица 4 Основные виды неправильного звукопроизношения согласных
Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. В логопедии известны более сложные речевые нарушения, в которых фонетический дефект оказывается только одним из симптомов, характеризующих все речевое нарушение в целом. К таким сложным речевым нарушениям относятся дизартрии, алалии, афазии, нарушения речи при тугоухости.
Если изобразить место неправильного звукопроизношения в указанных речевых нарушениях заштрихованной частью .прямоугольника (табл. 5), изображающего все речевое нарушение, то мы увидим, что при дислалии штриховка заполняет весь пря-
Таблица 5
моугольник, т. е. понятия дислалии и нарушения звукопроизношения в данном случае равнозначны, тогда как при дизартрии оно занимает большое место, но не исчерпывает всего содержания этого нарушения. Наконец, при алалии, афазии и речевых нарушениях, связанных с тугоухостью, место неправильного звукопроизношения среди других проявлений оказывается значительно меньшим.
Ринолалия
Ринолалия, или гнусавость, бывает трех видов: открытая, закрытая и смешанная. Все виды гнусавости, в основе которых лежат нарушения в строении периферического речевого аппарата (а нарушение речи характеризуется неправильным звукопроизношением), относятся к механическим дислалиям.
Закрытая гнусавость - следствие гипертрофического насморка, тканевых разращении в носу и носоглотке, которые закрывают проход в носовую полость. У ребенка с закрытой гнусавостью затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуковмин. Звук м заменяется звуком б, звук н - д (мама звучит как баба, а няня - как дядя). Изменяется тембр голоса вследствие нарушения резонанса в носовой полости При частичной закупорке носа м звучит какмб,а д - как нд.
Для устранения закрытой гнусавости следует начать лечение носа и носоглотки. При восстановлении носового дыхания речь обычно становится нормальной. Иногда требуется поупражнять ребенка в произношении звуков м и н и на носовом выдохе, а затем провести дифференциацию между звуками м и б и звуками н и д.
Иногда явление закрытой гнусавости наблюдается без нарушения проходимости носовой полости, в частности эти неправильности звукопроизношения встречаются у глухих в связи с отсутствием слухового контроля.
Открытая гнусавость - следствие врожденного дефекта нёба - так называемых нёбных расщелин. По данным М. Д. Дубова (1960), в СССР ежегодно рождается свыше 5 тыс. детей с небными расщелинами. Причиной этих расщелин является недоразвитие периферической части речевого аппарата в период эмбрионального развития, на 2 - 3 месяце беременности матери. Этиологией такого тяжелого нарушения развития зародыша считают токсоплазмоз, нарушения питания плода в связи с перенесенными заболеваниями матери, а также психическими травмами. В зарубежной литературе большое значение придают наследственности. Полной ясности в этом вопросе пока еще нет. Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними) .
Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать.Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой≈так называемые субмукозные (подслизистые) щели, такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.
Всякая расщелина мягкого нёба говорит об одновременном укорочении твердого нёба и даже некотором расщеплении его, что ведет к смещению твердого и мягкого неба. Расщелины верхней челюсти и твердого неба в дальнейшем изменяют формирование нормального прикуса.
При расщелинах неба дыхательный и голосовой отделы периферического речевого аппарата не имеют никаких анатомических нарушений, а верхний его отдел (артикуляционный) грубо нарушен в своем строении, нарушается возможность изоляции между ротовой и носовой полостями
Наличие врожденной нёбной расщелины нарушает весь сложный комплекс согласованных рефлекторных движений, участвующих в основных механизмах звучной речи (дыхании, голосе-образовании и артикуляции):
1. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется.
2 Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций.
3 В ротовой полости особенно характерно высокое положение корня языка, что является приспособительным положением для закрытия расщелины нёба. Такое положение языка ограничивает подвижность как всего тела языка, так и его кончика, который оказывается оттянутым к середине ротовой полости. Таким образом, движения самого подвижного органа артикуляции ≈ языка, участвующего в формировании всех звуков речи, резко ограничены.
Движения губ благодаря взаимной связи мышц языка и губ также заторможены. Чем обширнее расщелина нёба, тем больше ее отрицательное влияние на формирование звуковой речи ребенка.
Анализ звукопроизношения ринолалика выявляет, что наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга. В тяжелых случаях окружающие не понимают ребенка ринолалика, не всегда понимает его даже мать. В легких случаях произносимые звуки близки и по артикуляции и по звучанию к нормальным, но имеют гнусавый оттенок, так как воздушная струя все же частично уходит в нос.
По-видимому, это дает основание некоторым авторам (проф. М. Зееман, М. Совак -Чехословакия) считать более правильным называть это речевое нарушение не ринолалией, а ринофонией, что подчеркивает только наличие гнусавого голоса.
Название ринофония будет более правильным в том случае, когда расщелина будет не врожденной, а приобретенной при уже сформировавшейся речи, т. е. у взрослого человека или ребенка после 4 - 5 лет, что дает только гнусавый оттенок голоса.
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия - тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи - произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина - как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.
В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.
С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии, бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе. Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью) подчеркивается следующими моментами.
1) очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы,
2) расстройство произносительной стороны устной речи при полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе. Остаются сохранными также понимание речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и мышления (При развитии дизартрии в раннем детском возрасте развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи обычно запаздывает.)
У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.
Клинические формы дизартрии
Бульбарная дизартрия
Характер поражения мозга. Одностороннее (безразлично, право- или левостороннее) или двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного).
Патогенез (особенности двигательных расстройств). Избирательные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных) . Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений в соответствующих группах мышц.
Клинические симптомы. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибрант р заменяются соответствующими щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки.
Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов.
Речь замедленна, резко утомляет больного.
Псевдобульбарная дизартрия
Характер поражения мозга. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов.
Патогенез (особенности двигательных расстройств). Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут н<