Склероз, ишиас, запоры – при 72 годах возраста
Известный героически стойкой защитой крепости Осовец в Мировую войну ген.-лейт. Н. Бржозовский мне пишет из Рисани (Бока Которская, Югославия):
«Природа – открытая книга: тот, кто хочет и умеет ее читать, способен творить чудеса».
X. У.
М. Г. Мне 72 года. Жизнь, проведенная бурно, сделала свое дело и старость была отягощена мозговым склерозом с постоянными шумами в голове. Малейшая сырость – появлялся ишиас – мучительный, длительный, остро болезненный. Дыхательные, питательные пути и носоглотка засорены, кишечник в мертвой неподвижности, живот 106,5 см. в окружности, при 82 кгр. общаго веса. Только благодаря здоровому заложенному фундаменту я выглядел сравнительно бодро, но эта добрость была кажущаяся, а в сущности – гроб повапленный с хрипами в легких, перебоями ожиревшаго сердца и общей нервностью.
Отбыв за долгую службу 5 кампаний с ранениями, контузиями и отравлением ядовитыми газами во время газоваго штурма крепости Осовец в 1915 году, я смерти не особенно боялся, но меня постоянно угнетала возможность частичнаго кровоизлияния в мозг и вероятность долгаго полусознательнаго существования. За свою жизнь я столько выпил иода, что собери его вместе, я мог бы утонуть в нем. Всякие принятые иодистые препараты исчислялись фунтами, а склероз все усиливался и голова тяжелела.
Верил ли я в аллопатическую лечебу? Нет, как не верил и в гомеопатическую, которой пользовался тоже.
Как указано выше, я ждал трагическаго конца и, наконец, мне надело ждать. С одной стороны надоело, а с другой, чем я рисковал? И вот, бросив рецептурную кухню, я обратился к вашему способу – голоданию.
Я говорил себе так: на зиму, на холодное время засыпает царство растительное, отдав земле переработанные соки, засыпает частью царство земноводных и пресмыкающихся, идут в берлоги и норы многия из царства животных и частью насекомых; за все это время спячки они так или иначе проделывают круг очистительной голодовки, чтобы через нее весной возродитьса к новой жизни. И все это неоспоримо доказывает, что голодовку узаконила мать-природа, которая знает, что мы неряхи и при избытке, всегда смертельно загрязним себя, объедаясь.
Дабы одухотвориться, голодают факиры, подвижники, и нет религии, которая не предписывала бы поста-голодовки, а потому, поставив и себя в род существ, повинующихся голосу природы, я назначил себе 21-дневную голодовку.
21-дневный срок я избрал для себя потому, что он согласно вашего наставления больше меньшаго недельнаго срока и меньше большаго 40-дневнаго, т. е. золотая середина, наиболее подходящая к моим 72 годам, и, значит, наименее опасная на тот случай, если мой организм запротестует и воспротивится «насилию».
Усвоив себе по вашей книге теоретически процесс оздоровительнаго голодания, я к голоданию приступил 10 октября, приняв накануне вечером 3 слабительных таблетки «Cascarae Sagradae», а утром клизму в 1,5 литра тепловатой воды. В это же утро я взвесился и сделал нужные обмеры. Данныя получились следующия: вес – 82 кгр., объем живота по крестцу – 106,5 см., грудь по линии больших мышц – 103,5 см., шея пo линии гортани –38,5 см., температура – 36,3 и пульс – 80, при довольно спокойном сердце. Сильный шум в голове, хрипы в легких при коротком дыхании, патентованные запоры, полная атония кишечника, мушки с блестками в глазах, ощущение временно затихшаго ишиаса, вялость всей мускулатуры, особенно ножной, безсонница и общее внутренне подавленное состояние – вот реальные признаки старчества.
Как в первый день голодания, так во все остальные 20 дней, я не ощущал никакого аппетита и никакой жажды. Пища и курение для меня были безразличны, хотя и тем и другим я ранее злоупотреблял многие годы. Назначенные вами 1/2 литра воды с лимоном выпивались в продолжение суток полунехотя, и делалось это больше по сознанию необходимости омыть глубокие внутренние органы, нежели по требованию организма.
С перваго же утра у меня началось, точно по какому-то приказу обильное отделение слюны с языка и слизистых оболочек рта. Это отделение продолжалось все 21 день и днем и ночью, что мешало спать, хотя особеннаго ослабления организма не вызывало и дух оставался бодрым с явной тенденцией на повышение. Все 21 день по утрам – клизма и через день по три таблетки слабительнаго на ночь. Все 21 день отсутствие стула по естественному желанию, а выходящая клизма сильно окрашена в цвет охры с присутствием «пробок».
Так как первые 9 дней были сегодня, как вчера, и вчера, как завтра, я подробнаго дневника голодовки не привожу, ибо и температура была не выше 36,5, пульс около 80 и сердечные толчки почти спокойны, а слюна непрерывна и днем и ночью, точно ее выкачивали изнутри какими-то приборами. Не чувствуя особой гнетущей усталости, несмотря на безсонницу я на 10 день голодовки произвел выяснение результатов, причем оказалось: вес 74 кгр., объем брюшины 100 см., грудь 97 см., шея 36 см., усилилась слабость ног, особенно при подъеме; ощущается остро кисло-перегарный запах, трепыхание сердца, при повышенном давлении крови.
Для успокоения сердца я принял рюмку настойки «Adonis vernalis» а для понижения давления крови 30 капель чесночной вытяжки *). Дважды в сутки повторенные эти приемы успокоили сердце и уменьшили приливы к голове.
*) Настой «Adonis vernalis» приготовляется так: 4 грамма травки всыпаю в 1/4 литра очень горячей кипяченой воды, даю 20 мин. настояться, процеживаю и лекарство готово. Прием 3 раза в день по столовой ложке. Это средство видимо регулирует деятельность сердца и всегда мне помогает. После голодовки я к нему не прибегал, а во время голодовки принял только 2 ложки, когда сердце начало безпокоиться на 9-й день голодания.
Вытяжка чеснока приготовляется так: 200 гр. мелко изрезаннаго хорошаго чеснока всыпается в 300 гр. спирта и настаивается в продолжении 2-х недель в теплом месте. Затем процеживается через гигроскопическую вату и вытяжка готова. Если чувствуется повышенное давление крови или приливы к гслове, то я обыкновенно принимаю во время еды (чтобы уничтожить запах) по 30 капель вытяжки на рюмку воды за завтраком, обедом и ужином. Результат всегда хорош. Это дозировка Французской Академии; помимо понижения давления крови приемы вытяжки (2-3 недели) всегда бодрят и повышают жизненный тонус.
11-й день голодовки: аппетита никакого нет, нет жажды, нет желания курить и толькая общая слабость дает себя чувствовать, хотя духом бодр и, особенно по утрам, даже некоторое восторженное состояние. Мое духовное «я», бывшее ранее связанным, как бы зажатым отравленной мускулатурой, начинает видимо освобождаться, становится для меня реальным и повелительно действующим. С лица я спал, живот подтянуло; окружающие соболезнуют и советуют перестать себя мучить, говоря, что в 72 года поздно обращаться к Мефистофелю за молодостью, но я упорен, упорен потому, что окрылен ощущаемой надеждой и так как все в порядке, то моим печальникам объявляю: «буду голодать не 21 день, а 28».
11-20-ый день проходят гладко: каждое утро клизма, через день слабительное на ночь. Апетита нет, нет жажды, нет желания курить, 1/2 литра воды выпиваются в сутки с некоторым принуждением и больше потому, что временами чувствовалась тошнота. Чтобы глотки воды были приемливее, слегка смазывал язык вишневым сиропом.
С 11-го дня увеличивается общая слабость, головокружение, одышка при подъеме, трепыхание сердца и клонит к постели, лежа в которой я чувствую себя вполне прекрасно, но так как я заставляю себя строго держать привычный образ жизни и занятий, то лежаньем себя я особенно не балую и каждый день два раза гуляю по 3000 шагов и отдыхаю сидя на воздухе, делая глубокия вдыхания носом и выдыхая отработанный легкими воздух ртом.
Совершенно свободно, легко я подхожу к 21-му дню голодания; решимость продолжить голодание до 28-ми дней крепнет, но... утром 21-го дня, вставая с постели, меня так качнуло, так потемнело в глазах, что я здесь же сказал себе: «довольно опыта, пора перейти к питанию!» И сделав себе молочно-водно-медовый чай и выпив один стакан, я почувствовал себя прекрасно, – я воскрес! Сердце стало работать спокойно, дыхательные и носоглоточные пути чисты, головной шум заметен только в левой верхней части головы, не ощущаю склероза, очистились глазные белки, взгляд живой, мозг работает, как в былые молодые годы; весь я помолодел и в порыве бодраго духа приготовил себе на завтрак манную кашу. Съел с аппетитом, ужинал тоже кашей и, впервые за 21 день, я днем заснул, правда на короткое время.
Утро 22-го дня я встретил приподнято бодро, пил с аппетитом и куском хлеба молочно-медово-водный чай, завтрак из рисовой каши, ужинал ею же с хлебом и чаем и радуясь, опять заснул и хотя сон был короткий, чувствовал, что он меня освежил – я радостен и как-то особенно благорасположен к окружаюицим меня людям.
23-й день я ел более обильно, начал пить на ночь «Планинку» (горная кровочистительная и подбадривающая травка-чай) и сок одного апельсина.
На 4-й день моего вегетарианскаго питания мой кишечник ожил и вступил в отправление своих прямых обязанностей без всяких побудительных с моей стороны средств. Явление это я приписываю и результату голодания и «Планинке» и главным образом пиице, на которую я теперь перешел.
Проверив результаты голодовки, – я решил показать себя опытному врачу, который знает цену своим словам.
Проверочныя данныя показали: вес 70 кгр. т. е. уменьшился на 12 кгр., объем живота – 97 см., т. е. уменьшился на 9,5 см., груди 94 см., т. е. меньше на 9,5 см. и шеи 35 см., т. е. меньше на 3,5 см. Эти данныя и перемену в самочувствии я подробно доложил врачу; долго он меня выстукивал и выслушивал и дословно сказал: «Вы поразительно изменились к лучшему, прямо омолодели и вам не 72 года, а ну не более 45-50 по состоянию внутренних органов. – Сделать вам маленькую операцию и ручаюсь, что вы надолго забудете ваши 72 года и будете совсем молодцом!». Эти слова опытнаго врача еще более меня окрылили, и я чувствую и другие это видят, как с каждым днем я крепну, несмотря на то, что усиленно работаю по заведыванию русским Инвалидным Домом. 5-го ноября я сделал г. г. инвалидам подробный доклад о ходе оздоровительной голодовки и многие, видя результаты на лицо, решили последовать моему примеру.
Чувствуя, что новым здоровьем я обязан вашему, Алексей Алексеевич, открытию, я приношу вам мою глубокую благодарность.
Н. Бржозовский
Артиллерии Генерал-Лейтенант, бывш.
Комендант Крепости Осовец, Командир
44 корпуса, а ныне Комендант Русскаго
Инвалиднаго Дома
15 ноября 1929 г.
Рисань
(Бока Которска)
Инвалидный Дом
Особаго внимания в этом письме заслуживают строки об оживляющем и ободряющем влиянии голодания на общее душевное состояние человека. В поздние годы жизни кому будет излишне найти такую опору внутри самого себя!!
Через месяц после голодания ген. Н. Бржозовский дополнил свое письмо следующими сведениями:
«Я чувствую себя значительно лучше нежели прежде. Улучшение особенно резко сказалось в подъеме общей бодрости и совершенно исчезли признаки ишиаса. Сердце значительно окрепло и дает возможность подъемов без появления одышки; появился освежающий сон, как после обеда, так и ночью, причем сон в большинстве настолько крепок, что меня не будит даже сильная гроза. Желудок действует хорошо, не менее двух раз в сутки, а также увеличилось и отделение мочи. Менее резко заметно улучшение склероза мозговых сосудов, но это вероятно потому, что он у меня с 1911 года, т. е. 18 лет и, вероятно, – были сильно поражены глубокие сосуды мозга. Я полагаю – второе голодание доберется и до них».
____
С л у ч а и: