Центральное стерилизационное отделение (ЦСО)

Стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПУ – сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых определяет качество стерилизации:

Предварительная дезинфекция и обработка изделий на местах использования (в процедурных, операционных, перевязочных и пр.) Деконтаминация
  1. Предстерилизационная очистка изделий
Деконтаминация
3. Стерилизационная упаковка Деконтаминация
4. Стерилизация Деконтаминация
Хранение и транспортировка к местам использования стерильных изделий. 5. Деконтаминация

В современном здравоохранении существует несколько форм организации больничной стерилизации:

Кабинетная, или локальная, когда в каждом кабинете и отделении проводится полный комплекс стерилизационных мероприятий (мойка и стерилизация медицинских изделий).
Централизованная, когда весь медико-технологический процесс стерилизации изделий медицинского назначения производится в централизованном cтерилизационном отделении ( ЦСО), на местах выполняется лишь предварительная обработка и дезинфекция.
Смешанная, когда наряду с кабинетной осуществляется централизованная стерилизация биксов с изделиями и материалами; а вся подготовительная работа: предстерилизационная очистка, укладка в биксы – производится на местах использования (в операционных, процедурных, перевязочных, смотровых и пр. кабинетах).

Кабинетная и смешанная формыорганизации не соответствуют требованиям современной медицины, поскольку не обеспечивают гарантированного качества стерилизации по следующим причинам:

Невозможно проведение эффективного контроля качества стерилизационных мероприятий как самими медицинскими работниками так и органами Роспотребнадзора
Инструменты стерилизуются в воздушных стерилизаторах, как правило, без упаковки, с последующим хранением стерилизованных изделий на так называемых стерильных столах
Предстерилизационная очистка изделий проводится вручную, занимая 50% рабочего времени медицинского персонала при неудовлетворительном качестве

Таким образом, говорить о приемлемом качестве стерилизации в данных случаях не приходится, для его обеспечения необходима централизация всего медико-технологического процесса.

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО) - student2.ru Преимущества централизованная форма организации

Стерилизации

Возможность оснастить стерилизационный процесс дорогостоящим автоматизированным оборудованием с программным управлением  
Возможность освободить медицинский персонал отделений от трудоемкого непроизводительного труда при ручной обработке изделий  
Предупреждение внутрибольничных заражений медицинского персонала
Возможность привлечь к осуществлению стерилизационных мероприятий в ЛПУ квалифицированных медицинских работников  
Возможность организации действенного производственного контроля на всех этапах медико-технологического процесса стерилизации изделий
Экономия энергозатрат    

Требования к помещениям и оборудованию ЦСО

Для обеспечения обособленного движения медицинских изделий необходимо создать разделенные технологическим оборудованием, шлюзами, санпропускниками зоны со следующими названиями:

“Чистая зона»  
“Грязная зона”  
“Грязная зона”  
“Грязная зона”  
«Стерильная зона»  

«Жилищно-бытовой отсек»  

Каждая из зон должна иметь свой набор помещений и оборудования.

“Грязная зона”  

Экспедиция.Помещение используется для приема, учета, сортировки, выбраковки, дезинфекции и обработки грязных изделий.

Все изделия, поступающие на обработку в ЦСО, должны проходить дезинфекцию. Дезинфекция может производиться двумя методами:

  1. Термическим;
  2. Химическим.

Для химического метода(дезинфекция с помощью растворов) необходимо иметь набор из пластиковых контейнеров с крышкой и перфорированным поддоном, по типу контейнеров “Кронт”.

Термический методболее предпочтителен, т. к. он обеспечивает большую надежность и скорость, а также экологическую и инфекционную безопасность для персонала.

Для обработки грязных изделий необходимо следующее оборудование:

  • моечная металлическая ванна со смесителем и водяными пистолетами для промывки канюлированных изделий;
  • рабочие столы с покрытием из шлифованной нержавеющей стали;
  • легкие металлические внутриотделенческие тележки для перевозки сеток или корзин с инструментами из экспедиции в моечную.

Водоподготовка.Помещение предназначено для глубокой очистки воды, используемой для парогенераторов стерилизаторов, моечных машин. Очищенная вода используется также в других отделениях больницы:операционных, физиотерапии, рентгеновском, томографии, лабораториях и пр.

Моечная.Помещение предназначено для проведения предстерилизационной очистки изделий. В нем размещается следующее оборудование:

  • ультразвуковые мойки – для обработки хирургических инструментов из металлов, не имеющих замкнутых полостей, каналов;
  • моечная металлическая ванна по типу указанной в экспедиции;
  • рабочие столы по типу указанных в экспедиции;
  • моечно-дезинфекционные автоматыпроходного типа, встраиваемые в стену, отделяющую грязную зону от чистой.

«Чистая зона”  

В чистой зоне производится:

· сушка;

· контроль качества очистки;

· разбор, сортировка, составление наборов;

· упаковка и подготовка к стерилизации изделий.

Для этой зоны требуется следующее оборудование:

  • Сушильные шкафы – должны быть оборудованы бактериальными фильтрами, автоматикой, оснасткой для сушки различных типов изделий.
  • Рабочие столы – из нержавеющей стали, оборудованы полками для размещения стерилизационных пакетов.
  • Металлический стеллаж – устанавливается возле каждого стола. желательно, чтобы он также был из шлифованной нержавеющей стали.
  • Оборудование для упаковочного процесса – настольная термозапаивающая машинка для герметизации ламинантно-бумажных пакетов, держатель и размотчик липкой индикаторной ленты.

К сведению:

После проведения предстерилизационной очистки и контроля ее качества из операционных инструментов собираются наборы согласно перечню, составленному Операционным блоком.

Согласно этому же перечню инструменты закладываются в сетки в определенном порядке. После этого сетка с инструментами заворачивается в двойной слой хлопчатобумажной простыни, затем следует слой белой и слой цветной (зеленой или синей) крепированной бумаги.

Различие цветов по слоям необходимо, чтобы их не путать.

К сведению

Требования к упаковочным материалам для стерилизации должны соответствовать государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 11607-2003 “Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования”.

Основные из них следующие:

  • упаковка не должна препятствовать проникновению стерилизуемого агента (пара или газа) к стерилизуемому изделию;
  • упаковка должна долго и надежно сохранять стерильность;
  • индивидуальные упаковки инструментов должны быть прозрачными, чтобы обеспечить возможность визуального контроля за состоянием простерилизованного изделия, что особо важно при работе с ургентными больными;
  • упаковочный материал не должен оказывать негативного воздействия на стерилизуемые изделия;
  • при вскрытии упаковки не должны выделяться пыль и волокна упаковочного материала;
  • плотность бумаги, входящей в состав упаковки, должна быть в пределах 60 г/см;
  • бумага должна быть устойчивой к влаге, отбрасывать капли конденсата, попавшие на поверхность упаковки;
  • герметически закрытые пакеты должны выдерживать вакуумирование.

«Стерильная зона”  

В стерильной зоне используется следующее оборудование:

  • столы рабочие из шлифованной нержавеющей стали. стеллажи из нержавеющей стали;
  • бактерицидные рециркуляторы типа “Дезар”;
  • очистители воздуха;
  • импульсная установка “Альфа-01” для экстренной дезинфекции воздуха;
  • легкие металлические внутриотделенческие тележки по типу указанных в экспедиции.

В стене между чистой и стерильной зонами устанавливаются проходные двухдверные стерилизаторы.

Медицинская сестра на своем участке несет ответственность за:

  • качество очистки, упаковки и комплектации наборов для отделений;
  • за правильность эксплуатации оборудования и качество стерилизации.

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО) - student2.ru

Основная литература

ü С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Ос­новы сестринского дела», 2004 год

ü С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сест­ринского дела», 2004 год

ü

Дополнительная литература:

ü Справочник практического врача «Дезинфекционно-стерилизационные ре­жимы поликлиник» под редакцией Н.А. Озерецковского, Г.И. Останина

ü ОСТ –42-21-2-85

Наши рекомендации