Материалы контроля для исходного уровня знаний
Выбрать один правильный ответ
1.Сфера обучения, в которой человек овладевает умениями, называется эмоциональной
1) да
2) нет
2. При проведении оценки уровня знаний, следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на момент проведения оценки, врачебный диагноз
1) да
2) нет
3. При определении целей, в эмоциональной сфере обучения, используются глаголы отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений
1) да
2) нет
4. Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением коллег
1) да
2) нет
5. Процесс обучения начинается с выбора места обучения
1) да
2) нет
Эталоны ответов
1. 2
2. 1
3. 1
4. 2
5. 2
Термины | Определения |
Педагогика | наука о воспитании. |
Сестринская педагогика | передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту и его окружению. |
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) | познавательный процесс. |
Мотив | движущая сила человеческого поведения, его деятельности. |
Способность | психологическая особенность человека. |
Коммуникабельность | способность к общению, общительность. |
Конструктивность | умение проектировать развитие обучающего процесса. |
Полимотивация | несколько побудительных мотивов. |
Прием | совокупность действий. |
Экспрессивность | Умение выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их. |
Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:
· воспитание;
· обучение;
· творческое развитие личности.
Сестринская педагогика – передача знаний, умений, навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению.
Обучение – это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Обучение в сестринском деле – одна из функций в деятельности медицинской сестры.
Сферы обучения:
- Познавательная сфера — направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
- Эмоциональная характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида пациента:
- злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические "заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
- испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
- апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть, патологические изменения сферы (апатия), патология воли, а также индивидуальные особенности характера;
- растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
- не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок;
- состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
- уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
- признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера - характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает как пациент сипит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела.
К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.
Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента:
Наблюдение | Трактовка |
Манера говорить | |
Речь: | |
Быстрая | индивидуальные особенности, темперамент (холерик), патология эмоций (эйфория) |
Медленная | индивидуальные особенности, темперамент (флегматик), патология эмоций, патология сознания (оглушенность, сопор), соматические и психические заболевания |
Запинающаяся | патология сознания (оглушенность), патология мышления, речи (афазия) |
Эмоциональная | индивидуальные особенности, темперамент, патология эмоций (эйфория), невротические и психзаболевания |
Монотонная | патология речи и мышления, психзаболевания |
Громкая | индивидуальные особенности, темперамент, нарушение слуха, патология эмоций (эйфория), невротические и психзаболевания |
Шепотная | Психзаболевания, афония |
Невнятная | патология мышления, речи, сознания (бред), психзаболеваения |
Обеднение словарного запаса | недостаток или патология интеллекта и мышления (дебильность, имбецильность), старческая деменция. патология речи, индивидуальные особенности |
Говорит обрывками, тяжело | патология сознания, мышления, речи, соматические заболевания (одышка), неврологические и психзаболевания |
Не отвечает на поставленные вопросы: (неадекватная реакция пациента) | психические нарушения и заболевания патология восприятия и сознания (галлюцинации, ступор, кома), соматические заболевания |
- Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку (различают адекватную и неадекватную самооценку), ориентацию, работоспособность отношение к обучению и другое. Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента.
Функции процесса обучения
- Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
- Развивающая – способность применить знания и умение а практике.
- Воспитательная – целенаправленное развитие личности.
Педагогические приемы -это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
- Восприятие –познавательный процесс (наблюдение).
- Запоминание –(повторение, составление логических схем).
- Приемы мыслительной деятельности –(анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
Методы обучения
Словесный - устное изложение, рассказ, беседа
Практический– отработка самих манипуляций
Наглядный – иллюстрация медицинского атласа, видеофильма
Виды обучения
Формальное | Неформальное |
Медицинская сестра в ЛПУ или на дому обучает пациентов и/или его родственников приемам выполнения привычных (повседневных действий), например умывание, одевание, прием пищи, приему лекарственных средств, подготовке к исследованиям. | Медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции и т.д.), предоставляет информацию, необходимую для здорового образа жизни. |
Задачи и содержание обучения
Обучение в сестринском деле - это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений.
Требования к медицинской сестре в процессе обучения:
- отзывчивость и сердечность;
- способность понять проблемы пациента;
- высокий профессионализм, грамотная речь;
- умение контролировать себя, не поддаваясь эмоциям;
- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
- умение выбирать оптимальный метод воздействия на пациента;
- мотивировать обучение. Используя жизненные ценности.
Личностные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности:
- педагогический такт и внутренняя культура;
- интеллектуальный уровень;
- самостоятельность в действиях и наблюдательность;
- общительность;
- настойчивость и самообладание;
- активность и целеустремленность;
- высокая профессиональная подготовка и трудолюбие;
- доброта, терпимость и отзывчивость.
Поведение медсестры при обучении пациентов должно внушать уважение к ней, создавать у них уверенность. Что она все знает и умеет и что ей можно доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Задачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием. Особое значение приобретают сформированные с помощью медсестры и всеми участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, созданию условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела - медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Виды учения и способы обучения
Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей.
Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных, в связи с болезнью, способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.
На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента и должны быть направлены практические действия медсестры.
Умственных способностей |
Возраста пациента |
Состояния здоровья |
Состояния сознания |
Готовность пациента к усвоению информации зависит от: |
Факторы, способствующие эффективному обучению: |
Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний. |
Доброжелательное отношение медсестры к обучающимся. |
Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым; опытом и знаниями. |
Обязательная практическая отработка полученных знаний. |
Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
Мотив – (фран. – двигатель) –движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Группы мотивов:
Социальные мотивы(пациент и общество)