Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Знать:
· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения
· Цели и задачи обучения в сестринском деле.
· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.
· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
· Условия эффективного обучения.
· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.
Методы обучения
Словесный - устное изложение, рассказ, беседа
Практический– отработка самих манипуляций
Наглядный – иллюстрация медицинского атласа, видеофильма
Виды обучения
Формальное | Неформальное |
Медицинская сестра в ЛПУ или на дому обучает пациентов и/или его родственников приемам выполнения привычных (повседневных действий), например умывание, одевание, прием пищи, приему лекарственных средств, подготовке к исследованиям. | Медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции и т.д.), предоставляет информацию, необходимую для здорового образа жизни. |
Задачи и содержание обучения
Обучение в сестринском деле - это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений.
Требования к медицинской сестре в процессе обучения:
- отзывчивость и сердечность;
- способность понять проблемы пациента;
- высокий профессионализм, грамотная речь;
- умение контролировать себя, не поддаваясь эмоциям;
- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
- умение выбирать оптимальный метод воздействия на пациента;
- мотивировать обучение. Используя жизненные ценности.
Личностные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности:
- педагогический такт и внутренняя культура;
- интеллектуальный уровень;
- самостоятельность в действиях и наблюдательность;
- общительность;
- настойчивость и самообладание;
- активность и целеустремленность;
- высокая профессиональная подготовка и трудолюбие;
- доброта, терпимость и отзывчивость.
Поведение медсестры при обучении пациентов должно внушать уважение к ней, создавать у них уверенность. Что она все знает и умеет и что ей можно доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Задачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием. Особое значение приобретают сформированные с помощью медсестры и всеми участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, созданию условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела - медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Виды учения и способы обучения
Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей.
Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных, в связи с болезнью, способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.
На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента и должны быть направлены практические действия медсестры.
Умственных способностей |
Возраста пациента |
Состояния здоровья |
Состояния сознания |
Готовность пациента к усвоению информации зависит от: |
Факторы, способствующие эффективному обучению: |
Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний. |
Доброжелательное отношение медсестры к обучающимся. |
Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым; опытом и знаниями. |
Обязательная практическая отработка полученных знаний. |
Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
Мотив – (фран. – двигатель) –движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Группы мотивов:
Социальные мотивы(пациент и общество)
Основные этапы обучения.
1 Этап процесса обучения.
Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении
При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей у пациента развивается болезненное состояние.
Медсестра знает, что нарушить потребности человека могут факторы риска. Их более десяти. Некоторые из них могут возникать в определенных условиях жизни человека. Главное, необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых условиях, научить человека жить с факторами риска.
На потребность пациента и (или) его семьи в обучении, которую он испытывает в определенный момент своей жизни можно активно влиять с целью улучшения здоровья, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.
Для этого медсестре необходимо:
1. Оценить образ жизни пациента - способ удовлетворения основных потребностей пациента.
2. Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента.
3. Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. решить вопрос кто и как будет обучать пациента.
4. Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.
Способы обучения
- индивидуальное обучение; При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства.
- групповой способ;
- коллективный способ – методика работы пациентов друг с другом. В ходе обучения пациенты учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога.
Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Знать:
· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения
· Цели и задачи обучения в сестринском деле.
· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.
· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
· Условия эффективного обучения.
· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.