В следующих предложениях найдите избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.
1.Прейскурант цен вывешен на витрине.
2.Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
3.Выдержать молчаливую паузу не удалось.
4.Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за».
5.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.
6.Первый дебют юной актрисы был весьма удачен.
7.Следует посоветоваться с коллегами по работе.
8.Она занималась народным фольклором.
9.Он привык беречь каждую минуту времени.
10.Он рассказал нам о своих планах на будущее.
Проверь себя
Самостоятельная работа
В данных предложениях найдите нарушения лексической нормы: 1)незнание значения слова; 2)неразграничение паронимов; 3)нарушение лексической сочетаемости слов; 4)речевая недостаточность; 5)повторение однокоренных слов; 6) плеоназм, 7)тавтология. Исправьте нарушение в соответствии с правилами, изложенными выше.
1.Сегодня у нас в гостях гость из Петербурга.
2.Вернисаж продлится три недели.
3.Наши воины совершили много геройских подвигов.
4.Декада узбекской кухни будет проходить 5 дней.
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
6.Необходимо возобновить вновь поставки лекарственных препаратов.
7.На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить.
8.Все демократические силы мира должны объединиться воедино.
9.Фирма реализует тетради по самой дешевой цене.
10.Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
11.На стенах холла висела живопись.
12.В этом парке стоит удивительная по своей красоте архитектура.
13.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.
14.Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.
Контрольные вопросы к §9
Что такое речевая недостаточность? (ДЗ)
Что такое речевая избыточность? (ДЗ)
Дайте определение понятий: «плеоназм», «тавтология» (ДЗ).
Расскажите о способах исправления плеоназма и тавтологии (ДЗ).
Домашнее задание:
1.§ 9 - Блок информации
2.Контрольные вопросы к § 9
Словарная работа к занятию № 10: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.
Самостоятельная работа «Проверь себя»
Подготовьтесь к Итоговому контролю по теме: «Лексические нормы»: повторите Блок информации.
Итоговый контроль
Самостоятельная работа № 3
Лексические нормы (исправление лексических ошибок, связанных с выбором слова, смешением паронимов, незнанием значения слова, нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, речевой недостаточностью, повторением слов).
Фразеология
Занятие № 11
Фразеологические нормы. Медицинские фразеологические обороты.
Словарная работа
Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение.
Запомните правописание.
Гастроэнтер`олог, гастроскоп`ия, перитон`ит, гастр`ит, цирр`оз
Орфографическая разминка
Вставьте пропущенные буквы, выберите орфограмму из скобок, запомните правописание слов медицинской терминологии.
Д…зинфекция, д…зентерия, в…л…рианка, в…лдырь, м…золь, в…лидол, н…в…каин, п…т…логия,м…н…пуляции, х…рургическая пр…ц…дура, пр…вивка, мед…к…менты, пр(о,а)ф…лактика, р…зекция, р…лаксация, р…анимация, ко…рдинация, ст…рилизация, пневм…ния, д…сфагия, с…мптом, п…р…тонит.
Пунктуационная разминка
1.Вставьте пропущенные буквы, выберите нужную орфограмму из скобок, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Гастр…скопия имеет большое значение при расп…знавании гастрита эрозий язв и п…липов ж…лудка практически (не) определяемых (в)виду их малого размера при рен…генологич…ском и(с,сс)ледовании.
Тест для контроля исходного уровня знаний
Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1)стреляный воробей – опытный
2)обводить вокруг пальца – обманывать
3)с гулькин нос – много
4)яблоку негде упасть – тесно
В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1)Кот наплакал – вредно, глупо
2)С горем пополам – еле-еле, кое-как
3)Поставить крест – креститься, унижать
4)Водить за нос – заглушать, мешать
В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1)рукой подать – быстро, хорошо
2)язык проглотить – вредно, тихо
3)под шумок – громко, открыто
4)вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1)между двух огней
2)ни два ни полтора
3)как звезд на небе
4)лежать мертвым грузом