В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу ( ) и в их свете видны были стволы мачт.
1)Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.
2)Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.
3)Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
4)Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книгу (4) чтение которой стоило бы любого разговора.
1)1,2,3
2)2,4
3)1,3
4)1,3,4
6.Укажите правильный вариант расстановки запятых.
Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.
1)1,2,3,4,5
2)1,4,5
3)1,2,4,5
4)1,3,4,5
Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении.
Совершенствовать свой язык () огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.
1)Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2)Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие
совершения действия, о котором говорится во второй части.
3)Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
4)Ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Как объяснить постановку двоеточия в приведенном предложении?
Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится в первой.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в приведенном предложении?
Засмеется звонко - ручеек лесной зазвенит по камешкам…
1)Ставится тире между подлежащим и сказуемым.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чем говорится в первом предложении.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие действия, о котором говорится в первой части.
II.Сделайте синтаксический разбор предложения:
Контрольные вопросы к §7
1.Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
2.В каких случаях в предложениях с однородными членами и обобщающим словом ставится тире, двоеточие?
3.Расскажите о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
4.Расскажите о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
5.Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.
Домашнее задание
1.§ 7 - Блок информации
2.Контрольные вопросы к § 7
Упражнение 30
Словарная работа к занятию № 8: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.
Самостоятельная работа «Проверь себя»
Подготовьтесь к итоговому контролю по теме «Пунктуационные нормы»: повторите правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в предложениях различного типа (см. Приложение №4 и №6).
Итоговый контроль
Тест – контроль № 3
Пунктуационные нормы
Синтаксический разбор предложения.
Нормы устной и письменной речи
Лексика
Занятие № 9
Лексические нормы. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Способы исправления лексических ошибок.
Словарная работа
Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание.
Офтальм`олог, конъюнктив`ит, астигмат`изм, катар`акта
Орфографическая разминка
I.Отметьте номера слов, в которых пишется Ь. Сформулируйте правило правописания Ь. В каких случаях Ь не пишется? (см. Приложение №5)
1)в…едливый, 2)ад…ютант, 3)девят…ю, 4)необходимо учит…ся, 5)кинос…емка, 6)кулич…, 7) бул…он, 8)мелоч…, 9)свар…щик, 10)нян…ка, 11)он нян…чится, 12)проч…, 13)замуж…, 14)болееш…, 15)врач…, 16)в…юга, 17)пять тысяч…, 18)лиш..., 19)кофе горяч…, 20)бал…зам, 21)пят…десят, 22)суб…ективный , 23)отреж…
II.Отметьте номера слов, в которых пишется Ъ. Сформулируйте правило правописания Ъ. В каких случаях Ъ не пишется? (см. Приложение №5)
1)без…ядерный, 2)вар…ирование,3)ин…екция, 4)н…анс, 5)фельд…егерь, 6)из…ян, 7)двух…ярусный, 8)кон…юнктивит, 9)контр…атака, 10)об…ективный, 11)дет…ясли, 12)пан…европейский, 13)с…экономить, 14)об…единение, 15)ин…яз, 16)без…апелляционный, 17)в…ездной, 18)меж…ярусный,19)об…ятия, 20)без…утешный
Пунктуационная разминка