Зрители покинули стадион (когда?), когда окончился футбольный матч. Трибуны опустели (когда?), когда окончился футбольный матч.
9.В сложноподчиненных предложениях(между главным и придаточным предложениями; также для разделения однородных придаточных предложений):
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (Придаточное предложение обстоятельственное «куда влечет тебя свободный ум»стоит после главного предложения «Дорогою свободною иди»).
С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. (Придаточное предложение определительное «на котором они сидели»находится в середине главного предложения «С холма виднелась широко разлившаяся река», поэтому выделяется запятыми с обеих сторон).
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
(Придаточные изъяснительные – «что чувства добрые я лирой пробуждал», «что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал» – являются однородными и отделяются друг от друга запятой).
10.В бессоюзном сложном предложении для разделения его частей:
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья. (Первая часть: Усадьба стояла вся белая. Вторая часть: На деревьях лежали пушистые хлопья)
Примечание
Запятая не ставится:
а) на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза –то, так, но.
Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собою и сотавляют силу, толюдям честным надо сделать только то же самое. (Л.Н. Толстой)
Однако запятая ставится, если вторая часть сложного подчинительного союза отсутствует.
Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
б) если однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.
Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка.
Практика
Упражнение 28
Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку запятой (…ых) в следующих предложениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
1.Хаджи Мурат быстро прихватив ружье вложил ногу в узкое стремя и беззвучно и незаметно перекинув тело неслышно сел на высокую подушку седла.
2.Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд.
3.Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.
4.Мазепа в думу погруженный взирал на битву окруженный толпой мятежных казаков.
5.За ней над низкими крышами и садами горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя.
Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена.
Вдали сверкает горный ключ сбегая с каменной стремнины оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины.
8.Опосредова(н,н)ая п…рку(с,сс)ия пр…водится с помощью какого(либо) предмета приложе(н,нн)ого к телу по которому и производ…тся постук…вания.
Блок информации
II.Двоеточие ставится:
1.После обобщающего слова перед однородными членами предложения:
Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: видетьорфограммы и пунктограммы, не смешивать звуки и буквы и научиться применять правила.
2.В бессоюзном сложном предложении (перед второй его частью, раскрывающей причину или содержание предыдущей части предложения):
Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни(причина).
Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (вторая часть раскрывает содержание предыдущей части предложения).
III.Тире ставится:
1.После однородных членов предложения перед обобщающим словом:
В степи, по дорогам – везде было пусто.
2.После однородных членов, если предложение продолжается, а перед однородными членами есть обобщающее слово:
Везде: на полях, и на лесных просеках, и на дорожках - пар поднимался от земли.
3.Между подлежащим и составным именным сказуемым на месте отсутствующей связки:
Лес - богатство нашей Родины.
Жить - Родине служить.
Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие.
Дважды два - четыре.
Мощность двигателя мотоблока - пять лошадиных сил.